Кино — зеркало стилей. Неореализм.
Чезаре Дзаваттини, идеолог и вдохновитель неореализма в итальянском кинематографе, в своей книге «Некоторые мысли о кино» говорил о том, что искать поэзию нужно в действительности — людям необходимо выйти из своих комнат и пойти навстречу к людям, чтобы их понять.
Неореализм принято связывать с итальянским искусством и кинематографом, однако тенденции проявлялись и во французском изобразительном искусстве. Течение существовало в 1940-1950-е годы и развивалось в Италии и Франции после окончания Второй мировой войны. Послевоенные бедность, разруха и экономический хаос значительно повлияли на искусство: ужасы и беспросветность положения людей стали центральным лейтмотивом творчества неореалистов. Художники стремились к правдивому отражению действительности во всей остроте её противоречий, к утверждению в искусстве новых духовных ценностей и новых героев — обычных людей из толпы. Ренато Гуттузо, Габриеле Муки, Эрнесто Треккани, Джузеппе Дзигайно, Армандо Пиццинато в Италии, Борис Таслицкий, Андре Фужерон во Франции, Диего Ривера в Мексике, Леопольд Мендес и другие утвердили демократизм художественных ценностей: жизненная достоверность образов и внимание к бытовым проблемам современников стали центральной проблематикой творчества неореалистов.
В 1968 году в Париже состоялся показ фильма Марселя Карне «Ножан — воскресное Эльдорадо» (1929), ранее считавшегося утраченным. После этого события вышел номер «Авансцен Дю Синема», где поэтический реализм режиссёра провозгласили предшественником итальянского неореализма в кино. Под влиянием фильмов Марселя Карне, Жана Ренуара, Жана Виго, Жана Дювивье свою карьеру начал маэстро итальянского кинематографа — Лукино Висконти. Монтажер его картины «Одержимость» (1943), Марио Серандери, впервые употребил термин «неореализм» относительно кино «другого рода», наследника французского поэтического реализма.
Роберто Росселини, Лукино Висконти, Витторио де Сика, Джузеппе де Сантис — важнейшие авторы неореализма в кино — группировались вокруг киножурнала «Cinema». «Рим — открытый город» (1945) Роберто Росселини считается первым неореалистическим фильмом. Открытым городом во время Второй мировой войны называли поселения, без боя сдавшиеся врагу в целях сохранить памятники истории. В их числе в 1943 году оказался и Рим. Бытовая достоверность фильма Росселини сродни документальной кинохронике событий. Даже актёрами, для пущей реалистичности, у режиссёра выступают обычные прохожие с улицы — для неореализма важна максимальная достоверность происходящего.
«Похитители велосипедов» (1948) Витторио Де Сики — манифест кинематографического неореализма. Трагедия бытовой безысходности главного героя разворачивается в декорациях окраин Рима, отражая судьбу целого народа послевоенной Италии. Что важно, неореалисты предпочитали «пленэр» студийным съёмкам. Часто это происходило по финансовым соображениям, но в итоге стало визитной карточкой стиля. Режиссёры делали упор на чувства персонажей, зачастую фильм снимался без разработанного сценария, а в съёмках были задействованы непрофессионалы.
Уже к середине 1950-х популярность направления сошла на нет. Послевоенная нищета и неустроенность уходили в прошлое, доходы итальянского населения росли. Экономическое чудо постепенно вернуло стабильность народу, и необходимость в рефлексии трудностей послевоенного периода отпала. Однако неореализм оказал огромное влияние и на Фредерико Феллини с Микеланджело Антониони, а позже, французская новая волна подхватила основные изобразительные решения, которые принес в кинематограф неореализм.
Выдержка из мастер-класса куратора программы «Художественная постановка» Аддиса Гаджиева в ММОМА.
Статья отражает личную и субъективную точку зрения автора.