Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Звук, как один из важнейших элементов восприятия картины, вместе с историей кино смело шел вперед. От “Певца из джаза” 1927 года звук прошел путь через выдающиеся записи бродвейских мюзиклов, оркестров, до аудио эффектов в “Спасти рядового Райна”, “Звездных войнах”, “Звуках метала” и “Дюны”.
За каждым шедевром стоит автор. За любое звучание в кино отвечает специально обученный и талантливый человек. Звукорежиссер– это творческая профессия, цель которой заключается в создании звуковой атмосферы для изображения. Достаточно вспомнить начало фильма Стивена Спилберга “Спасти рядового райна”. Попробуйте пересмотреть сцену с высадкой в Нормандии. Здесь звуковое сопровождение – это отдельное произведение искусства. Не просто пули летят, кто-то кричит и что-то взрывается, команде звукорежиссеров удалось воссоздать настоящий голос войны. Именно звуковая партитура создает атмосферу фильма.
История звука в кино
Кинематограф изначально появился как немая проекция жизни, но не говорить еще не значит, что нечего сказать. Звук – это не только речь актеров. Немой кинематограф сопровождался звуковой партитурой.
Отсутствие речи не мешало создавать шедевры мастерам немого кино – от Дэвида Уорнера Гриффита, Чаплина, Эйзенштейна до Виктора Шестрема и Альфреда Хичкока, который стал гением не только из-за “Головокружения”, “Психо” или “Веревки”. Мастер страха начинал с немого кино и получил первую славу за свои картины 20-х и 30-х годов.
В 1927 студия Warner Brothers выпустила первый звуковой фильм “Певец из джаза”, где веселая песня Эла Джнсона была исполнена с сопровождением аудио “на экране”.
Звук, как и цвет, в кино мог прийти гораздо раньше, но потребности в этом не было. Многие первые звуковые фильмы бойкотировали зрители, так как за 20 с лишним лет они не привыкли слышать речь актеров или реальные звуки. Поэтому “Певец из джаза” принято считать первым звуковым художественным фильмом.
Обязанности звукорежиссера
Специальность “Саунд-дизайнер” – одна из самых востребованных в видеовизуальной индустрии. Звукорежиссер, как уже стало понятно по примеру “Спасти рядового Райна”, отвечает за звуковое сопровождение проекта. Эту профессию часто путают с деятельностью звукооператора, но, в отличие от саунд-дизайнера, главной задача оператора является качество записи и ее балансирование.
Обязанности звукорежиссёра включают в себя широкий круг задач. Он отвечает не только за качество записи, но и за его драматургию и общую звуковую атмосферу. В его инструментарий входят различные музыкальные и шумовые эффекты.
Звукорежиссер руководит звуковым цехом, в котором, в частности, работают звукооператор, микрофонный оператор и монтажер аудио материала. Как правило, на студиях есть целые звуковые библиотеки и оборудование для записи новых эффектов. Команда звукорежиссеров находит нужное сопровождение, ориентируясь на замысел и сценарий, им необходимо оформить картину подходящими звуковыми ращениями. В процессе своей работы звукорежиссер следит за сочетанием аудиоматериала с видеоматериалом.
В работе над любым фильмом есть этап звукового монтажа. Каждый элемент звукового ряда, будь то музыка, шум ветра или речь актеров, проходит через звукорежиссера. Он вычищает или модернизирует элементы и, когда каждая часть готова, синхронизирует полученный результат с изображением.
Направления, в которых востребован звукорежиссер
- Кино. Сейчас сложно представить какой-нибудь фильм без звука. Бывают картины без слов (как “Форма воды” Гильермо дель Торо), но беззвучных нет.Видеовизуальная индустрия смело идет вперед, технический прогресс подарил возможность не только создавать уникальный аудио-эффект, но и слышать его в зрительном зале, где установлено качественное стерео оборудование. Звукорежиссер необходим миру кинематографа. Речь идет и о кино, и о мультипликации, в которой также необходим специалист по звуковым эффектам, и о других сферах.
- Компьютерные игры. Эта сфера активно развивается в наше время и, конечно, пытается привлечь как можно больше специалистов, умеющих работать с восприятием. Саунд-дизайнер со своим инструментарием необходим в этой сфере, особенно когда индустрия двигается в сторону максимального натурализма и реализма в своих проектах.
- Театр. Во многом задачи звукорежиссера в театре отличаются от работы в кино, но смысл остается тот же – нужно создать качественную звуковую атмосферу. В театре звукорежиссер находит нужный эффект и буквально ведет спектакль по звуковой партитуре.
- Музыка/Клипы. Естественно на студиях звукозаписи необходимы звукорежиссеры, которые отвечают за качество записи и сведения. Определенная часть успеха музыкального альбома зависит от работы саунд-дизайнера.
- Массовые мероприятия. Концерты, спектакли, шоу, церемонии и многое другое требуют качественной организации. Здесь работа саунд-дизайнера часто усложняется из-за акустики. Чтобы во время мероприятия был качественный звук, чтобы исполнителя или ведущего было слышно и зритель не оглох, звукорежиссер и его команда выстраивают рабочее пространство.
- Телевидение. Одна из разновидностей видеовизуальной индустрии, которая требует высокого качества контента. На телевидении его обеспечивает целая команда звукорежиссеров.
- Реклама. Вспомните рекламу газировки – как можно забыть этот звук открывающейся холодной банки? Ну или звук аппетитного хруста чипсов. В жизни все это звучит немного по-другому. В рекламе, где реальные качества объекта утрированны, звукорежиссер находит нужный аудио эффект, который зритель не сможет забыть.
Что пригодится звукорежиссеру?
Есть целый ряд навыков, которыми должен обладать каждый специалист:
- Физика звука. Кино с технической точки зрения – свет и звук. В этой специальности понимание работы звука необходимо. Очень часто знания физики заменяют дорогостоящие эффекты и экономят время.
- Слух. Дело тут не только в музыкальных данных, но и в физических. Звук нужно уметь слушать, чувствовать его подлинность, органичность и оригинальность. Хороший звукорежиссер постоянно прислушивается: и в студии, и в жизни.
- Английский язык. Этот навык поможет в любом деле, но в индустрии кино он порой необходим. Большинство программ для работы с аудио файлами имеют английский интерфейс, часто на русском языке существуют только пиратские версии. В профессиональной индустрии лучше работать с оригинальными программами, это обеспечит надежность и качество проекта.
- Технические навыки. Специалист должен разбираться в различных программах для обработки и сведения аудио материалов, например, в Pro Tools, Adobe Audition, Acoustica. Также нужно уметь работать с MIDI-контроллерами и разбираться в оборудовании. Специалист должен понимать, как расположить технику на площадке или в студии и что влияет на качество записи.
Плюсы и минусы профессии
Может показаться, что звукорежиссер – исключительно техническая профессия, но это не совсем так. Звукорежиссер – это художник способный создать настоящее произведение искусства. Собрать голос, музыку и шум в одно общее – это не творчество. А создать собственную симфонию, которую, к сожалению, большинство зрителей не услышат, а увидят, так как в результате изображение от звука отделить невозможно.
Ведь хорошая работа звукорежиссера практически незаметна: зрителю, кажется, что это единое целое и должно работать только так. Но чтобы достигнуть такого эффекта, нужно потратить приличное количество времени и сил, так как это очень усидчивая и кропотливая профессия, требующая от специалиста внимания и концентрации.
Поскольку профессия связана с технической сферой, специалистам приходится постоянно узнавать о новинках в оборудовании и программах. Специалист обязан следить за постоянно прогрессирующим миром, иначе есть риск остаться невостребованным специалистом. Поэтому, чтобы стать звукорежиссером и остаться в этой профессии, недостаточно просто получить диплом.
Где учиться, чтобы стать звукорежиссёром
Часто творческие люди не получают профессионального образования, а учатся на практике. Звукорежиссура не стала исключением. Но сейчас эта тенденция меняется, в индустрии без образования приходится нелегко, конкуренция высока.
Есть несколько государственных вузов выдающих диплом звукорежиссера:
- Музыкальная звукорежиссура, специалитет, Музыкальный факультет РГСАИ
- Звуковая режиссура, специалитет, ГИТИС
- Звукорежиссура аудиовизуальных искусств, специалитет
- Режиссерский факультет ВГИК, ВГИК
- Звукорежиссура кино и телевидения, специалитет
- ИКиТ
Все государственные вузы предоставляют своим студентам очную и заочную форму обучения со сроком от 4 до 5 лет. Нужно помнить, что в творческой специальности наличие диплома даже государственного учреждения еще не обеспечивает рабочее место.
Сейчас появляются курсы, на которых тоже можно получить профессию звукорежиссера:
- Срок обучения – 1 год
- Формат – офлайн
- Цена – 412 000 рублей
Московская школа – одна из самых современных киношкол, выпустившая уже несколько поколений востребованных специалистов. Специфика школы обеспечивает взаимосвязь нескольких направлений, то есть студенты разных факультетов взаимодействуют в профессиональной деятельности.
Преподаватели МШК – действующие специалисты. Например, на курсе звукорежиссуры своим опытом делятся:
- Никита Ганькин – куратор курса, номинант на премию “Золотой Орел” за лучшую работу звукорежиссера,
- Евгений Горяинов – куратор курса, звукорежиссер, композитор, работал над проектами:“Запах полыни” – режиссер Айбек Дайырбеков, “Первый Оскар” – режиссер Сергей Мокрицкий, студия “Новые люди”, “Handmade” – режиссер Евгений Григорьев.
- Илья Путулин – звукорежиссер, работал над проектами: “Петровы в Гриппе” – режиссер К. Серебренников, “Холоп” – режиссер Клип Шипенко, Personal Affairs – режиссер Maha Haj, “Лето” – режиссер К. Серебренников и многие другие профессионалы киноиндустрии.
На курсе звукорежиссуры и саунд-дизайна вы получите практические и теоретические навыки, которые дадут возможность работы в самых разнообразных медиапроектах:в полнометражном игровом кино, в документальных фильмах, анимации, рекламе и веб-контенте – от звука к видеоблогу до полноформатного кинотеатрального Dolby Atmos.
По окончанию МШК каждый выпускник имеет портфолио своих работ, которое может его зарекомендовать при трудоустройстве или поиске работы.
- Срок обучения – 1 год
- Формат – офлайн
- Цена – 440 000 рублей
Обучение направлено на подготовку специалистов для работы в сфере музыкальной индустрии.
Куратор курса Леонардо Перес — музыкальный продюсер, инженер звукозаписи, инженер по микшированию, мастеринг-инженер, композитор, мультиинструменталист, вокалист и с 2013 года совладелец студии звукозаписи DTH Studios.
Это одна из молодых школ, но она уже успела себя зарекомендовать на рынке как креативное место для развития уже когда-то полученных навыков. Конечно, если вы никогда не занимались звукорежиссурой, вы получите основы этой профессии и по окончании у вас будет портфолио для дальнейшей работы.
Сколько зарабатывают звукорежиссеры
У саунд-дизайна довольно большой рынок, заработная плата специалиста зависит от сферы работы. В среднем звукорежиссер в штате студии зарабатывает от 100 000 до 300 000 тысяч рублей в месяц. Если работать индивидуально, на фрилансе, за один проект саунд-дизанер может заработать от 40 000 тысяч рублей. Естественно, эта сумма может меняться, и о ней можно договариваться.
Как устроиться на первую работу
Существует множество платформ, на которых может себя зарекомендовать начинающий специалист. Можно начать работать в процессе обучения, устроиться ассистентом на студии звукозаписи или мероприятии. Звукорежиссер должен быть готов к поиску заказов и работать на разных площадках и проектах.
Построение карьеры
Зарекомендовав себя на фриланс платформах, собрав портфолио своих работ, звукорежиссер может устроиться в различные места. Часто, начинающие специалисты устраиваются в театры или идут в небольшие проекты.
Звукорежиссер может создавать различные аудио эффекты, композиции, фонограммы, которые можно продавать на специальных платформах или получать авторские отчисления. В среднем, хороший аудио эффект стоит от 20 000 до 100 000 тысяч рублей.