Зачем учиться кино и как попасть в индустрию

Московская школа кино
Многие успешные люди из киноиндустрии пробовали себя сразу в нескольких профессиях: если зайти на биографическую страничку любого киноработника, с большой вероятностью вы увидите перечисление сразу нескольких специализаций. 

О том, почему так происходит, мы поговорили с режиссером, сценаристом и куратором бакалаврской программы «Кинопроизводство» Михаилом Фатаховым. Михаил рассказал, зачем учиться кино, как попасть в индустрию и в чем бывают сложности при выборе профессии. 

Зачем учиться кино и как попасть в индустрию

В Московской школе кино, где я преподаю, есть две базовых программы, помогающие прийти в кино. Это курс Filmmaking, подготовительный курс на пять месяцев, предназначенный уже для взрослых людей, которые хотят поменять профессию. И программа бакалавриата «Кинопроизводство» — для выпускников школ. Она длится четыре года и охватывает более широкий спектр профессий, чем Filmmaking, не только из области кино.

Зачем идти в киношколу на базовый курс? На самом деле не всегда только для того, чтобы осуществить свою мечту и поработать на киноплощадке — возможно, конкретно вам и не нужно для этого кинообразование. Существует около четырехсот киноспециализаций: условно они делятся на творческие, технические и административные.

И как ни странно, большинство представителей этих четырехсот профессий никогда не учились в киношколе или даже вообще не имели к кино никакого отношения перед тем, как поучаствовать в своем первом кинопроекте.


В кино нужно много людей: вы можете строить декорации, окончив МАРШ. Или, например, быть техническим специалистом: приварить железку, поставить камеру на подвес, управиться с дождевальной машиной, чтобы в кадре капал мелкий дождик. Поэтому в киноиндустрии нет никакой проблемы в том, чтобы поучаствовать в производстве фильма, если вам это интересно просто как человеку. Другая история — когда вы хотите не просто помогать кому-то с его фильмом, а создавать его самому, напрямую влиять на результат. Если вы имеете такие амбиции, тогда вам точно нужно идти в киношколу на базовый курс.

На обеих программах — и на Filmmaking, и на «Кинопроизводстве» — мы стараемся снять как можно больше законченных работ. Их цель — понять, как устроен процесс создания фильма с художественной, технической и административной точек зрения, попробовать себя в разных ролях. На практике это устроено так: студенты собирают команду и распределяют задачи, кто-то пишет сценарий, кто-то делает режиссерскую разработку, кто-то планирует съемки, кто-то монтирует отснятый материал — они делают короткометражку, а потом меняются и начинают новый проект.

Эта система очень похожа на реальную жизнь: в кино ты часто самостоятельно ищешь себе проект или набираешь команду для реализации своей идеи, ведешь работу параллельно на нескольких проектах, меняешь свою роль — сегодня ты актер, завтра ты продюсер.



Как выбрать профессию в кино — и почему это бывает сложно

Я достаточно поздно пришел в кино — начал учиться, когда мне было сорок три года. Решение далось нелегко: перед поступлением еще лет десять думал, нужно ли так круто менять свою жизнь — до этого я был бизнесменом, директором нескольких компаний, причем довольно успешным. В итоге я поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, моими мастерами были знаменитые Петр Ефимович Тодоровский и Наталья Борисовна Рязанцева. Я почувствовал себя живым, вновь окунувшись в студенческую жизнь.

И вот я работаю в кино уже двадцать лет — как режиссер, сценарист, актер, частично продюсер.

Интересно, что когда я только пришел в кино, я был убежден в том, что стану именно продюсером. Но по итогу именно человеком, который общается с деньгами в кино, я не был.


Почему так получилось? Наверное, благодаря как раз трем первым месяцам обучения — они оказались для меня самыми важными, потому что сориентировали в профессии. За это время я примерно разобрался в основных специальностях и смог попробовать себя в каждой. Выяснилось, что я отлично снимаю как оператор, у меня хорошо получается режиссура, работа с актерами, монтаж и написание текстов. А к чему у меня не заточены руки, так это к художественной постановке и записи звука. Это открытие вновь перевернуло все мое представление о своем будущем.

Уже теперь, как преподаватель, я понимаю, почему так происходит. Мой случай далеко не единичный.

За свою практику я видел уйму студентов, которые питали иллюзии, к чему у них есть талант, а к чему нет, а потом в корне меняли представление о себе.



Например, человек думает, что будет режиссером, а у него мышление оператора. Или он считает, что создает прекрасные тексты, а выясняется, что он невероятно монтирует, прямо на кончиках пальцев. В реальном мире мы почти никогда не выполняем тех действий, которые выполняют профессионалы индустрии — и чтобы определиться со специализацией, нужно хотя бы раз к ним прикоснуться.

В кино не обязательно иметь только одну специальность

Если вы посмотрите послужной список любого взрослого режиссера, вы сильно удивитесь. Выяснится, что до того, как он стал управлять кинопроцессом и снял свой первый фильм, этот человек долгое время выполнял на производстве фильмов совершенно другие задачи. Например, Хичкок был раскадровщиком.

Одна из отличительных особенностей, которая встречается в кино и которая редка в других креативных индустриях — чем больше у тебя опыта в кинопроизводстве, тем больше у тебя профессиональных идентичностей.
 

Хороший специалист справится с любой ролью, которую ему предложат в кино или в смежных индустриях. Все эти рекламы, поп-клипы, ролики для ютуба — все это часто снимают люди, параллельно работающие в более серьезных проектах. Потому что действительно стоящие проекты встречаются на профессиональном пути далеко не каждый день, а деньги зарабатывать как-то надо.

Именно поэтому высшее образование у нас в МШК на бакалавриате будет построено таким образом. На первом курсе студент познакомится не только с кино, но и индустрией игр и анимации. Со второго курса его ждет погружение в шесть кинопрофессий: режиссер-постановщик, оператор-постановщик, звукорежиссер, продюсер, режиссер монтажа и художник-постановщик. На третьем курсе ему уже предстоит выбрать три специальности для углубленного изучения в течение года и выполнения курсовых проектов. А на четвертом курсе выбор сузится до двух специальностей, в рамках которых он сделает дипломные проекты — после этого в дипломе будет указана одна основная профессия и вторая дополнительная.

Кино — это удивительный мир. Однажды в него погрузившись, вы будете чувствовать сопричастность с каждой его деталью.


Став режиссером, вы все еще можете получать удовольствие от процесса цветокоррекции или монтажа. Вы не страдаете от того, что уже два года вам не приглянулся ни один сценарий или вас все еще никуда не позвали — нет, вы просто получаете удовольствие от того, что занимаетесь монтажом и при этом в спокойном темпе разрабатываете проект своей мечты.

×