Кто такой шоураннер, и что он делает

Московская школа кино
Шоураннер – это профессионал высокого уровня, который ведет шоу или сериал от идеи до реализации. Он может сотрудничать как с телеканалом, так и онлайн-платформами. Новая профессия возникла на стыке между уже существующими. В ней объединились несколько производственных ролей, прежде всего сценариста и исполнительного продюсера.

Название происходит от английского showrunner, что можно перевести как руководящий или управляющий шоу. Он является главным творческим и организационным руководителем. Работает в команде, состоящей из исполнительных продюсеров, режиссеров, сценаристов и других членов команды проекта. Его цель – обеспечить единое видение и согласованную работу всех участников. Потребность в таком человеке возникла на рубеже 90-00-х годов, когда сформировался запрос на авторский телевизионный продукт. Тогда вперед вышли профессионалы с собственным видением. Первым шоураннером считается Дэвид Чейз, автор и сериала «Клан Сопрано» (1999-2007). Он придумал идею, написал сценарий, подбирал актеров и площадки для съемки.

Шоураннер занимается всем и сразу. Сложно очертить его круг задач. Зона ответственности определяется им самостоятельно. Иногда продукт разрабатывают несколько соавторов, которые делят обязанности между собой. Примером такого тандема может служить сериал «Игра престолов», над которым работали Дэн Уайсс и Дэвид Бениофф.

Функциональные обязанности шоураннера

Поскольку каждый сериал или кинофильм индивидуален, не существует единого списка функций, кто-то берет больше ответственности на себя, другой скорее делегирует. Так или иначе представитель этой профессии должен управлять производством сериалов или на всех этапах:

  • Разработка концепции и идеи. Задача – разработать уникальный продукт, который будет отличаться от других проектов и привлечет аудиторию. Как креатор он разрабатывает общую сюжетную дугу, основные персонажи и ключевые сюжетные повороты.
  • Написание сценариев или найм сценаристов для создания сценариев. Шоураннер берет на себя обязанности сценариста или руководит командой авторов.Во втором случае он подбирает специалистов, которые впишутся в концепцию и стиль шоу.
  • Управление бюджетом и ресурсами проекта. Руководитель распределяет бюджет. Он контролирует ресурсы, чтобы обеспечить оптимальное использования средств.
  • Принятие решений о кастинге актеров и выборе персонала. Руководитель участвует в процессе кастинга актеров, выбирает режиссеров. Как автор, он лучше других представляет, какие люди необходимы для реализации замысла.
  • Организация и контроль съемок. Создатель телешоу руководит процессом съемок, включая планирование расписания, координацию съемочной группы и соблюдения бюджета и сроков.
  • Взаимодействие с продюсерами, режиссерами и другими членами команды. Человек на этой позиции объединяет разные департаменты, поддерживает эффективное взаимодействие между участниками команды, чтобы достичь общих целей проекта.
  • Решение проблем, возникающих в ходе производства. Шоураннер часто выступает как кризис-менеджер. Остановка съемочного процесса приводит к издержкам. Поэтому он должен устранять препятствия, разрешать конфликты.
  • Постпродакшн. На этом этапе собирается финальный продукт. Шоураннер может брать на себя функции режиссера монтажа. Или он делегирует эту задачу, но контролирует финальный продукт. Также руководитель привлекает специалистов по визуальным эффектам, звуковому дизайну и других.
  • Продвижение итогового продукта. Шоураннер обычно сотрудничает с рекламными и маркетинговыми специалистами, чтобы разработать и реализовать стратегию продвижения, чтобы привлечь аудиторию к шоу.
  • Контроль качества и соответствия проекта заявленной концепции. Телевизионные проекты развиваются годами. Автор и руководитель удерживает центральную линию шоу. Его задача дать продукту развиваться, но сохранить качество и целостность.

Необходимые знания и навыки

Солидный список обязанностей требует от шоураннера высокой квалификации. Именно поэтому руководителями теле-проектов становятся люди, которые уже имеют опыт в разных сферах производства видеоконтента.

  • Он отвечает за то, чтобы итоговый продукт привлёк зрителя. Все затраченные ресурсы окупаются вниманием аудитории. Человек на этой позиции должен разбираться в тенденциях индустрии развлечений. Он следует им или даже формирует, так как цикл производства растянут на несколько лет. Поэтому востребованным качеством становится креативность. Она позволяет создавать оригинальный продукт.

  • Но одной гениальной идеи недостаточно. Идея превращается в хороший сценарий и диалоги. Чтобы это произошло автор концепта должен обладать навыками письма и сценарного мастерства.

  • Профессия шоураннера подразумевает знание технической стороны съемок. Он должен учитывать возможности и ограничения оборудования с начала производства. Поэтому руководитель вникает в работу всех: от костюмера до монтажера.

  • Шоураннер не только креатор, но и менеджер. Ему полезно иметь опыт в управлении проектами. В этой сфере ценится способность принимать решения в изменяющихся условиях.

Важные качества в работе

Необходимые навыки можно дополняются соответствующими личными качествами.

  • Творческое и аналитическое мышление. Шоураннерами становятся люди, у которых одновременно развито творческое и аналитическое мышление. Первый тип мозговой активности позволит генерировать новые идеи. А второй даст умение предвидеть результаты, чтобы принимать обоснованные решения и достигать поставленных целей. В этом балансе креативного и прагматического кроется потенциальный успех.

  • Лидерские качества. Все линии управления проектом ведут к одному человеку. Он должен обладать лидерскими качествами и уметь вести команду к достижению общих целей. Одновременно ему стоит владеть навыками коммуникации. Она требуется на всех этапах его работы: от защиты идеи перед спонсорами до взаимодействия со съемочной группой и актерами. Также полезное коммуникативное умение для этой должности – способность управлять конфликтами. Они возникают в большом творческом коллективе.

  • Ответственность и организованность являются незаменимыми качествами для руководителя проекта. Они необходимы для координации работы департаментов. При этом, важно проявлять гибкость и адаптироваться к изменяющимся условиям, форс-мажорным обстоятельствам.

  • Стрессоустойчивость. Для работы на столь ответственном уровне важна стрессоустойчивость и способность эффективно действовать в условиях ограниченных сроков и высокого давления.

Сколько зарабатывают шоураннеры

Тут нет однозначного ответа. Зарплата варьируется от нескольких факторов. На нее влияют масштаб и популярность проекта, опыт и репутация сотрудника. Безусловно, влияет страна, в которой шоураннер работает.

Издание The Village пишет, что в Америке зарплатная вилка на этом посту колеблется между $3 000 и $12 000 в неделю. При этом руководители популярных шоу могут получать от $50 000 за каждый эпизод.

Для российского контекста это совсем новая профессия. Не существует тарифной ставки, поэтому пока рано говорить о среднем гонораре. Можно ориентироваться на доходы авторов телешоу. Опять же онлайн-издание The Village оценивает стоимость создания сценария для одного эпизода сериала на российском телеканале, в сумму около $7 000. Отдельно можно продать идею проекта, тут стоимость сильно разнится: от 5 000 рублей до $10 000.

Как стать шоураннером

Обучение на шоураннера

В России есть только один образовательный курс, который готовит именно по данной специальности. Чтобы стать шоураннером, полезно получить высшее образование по специальности, связанной с телевидением, кинематографией или медиа. Образование поможет освоить основы сценарного письма, производства и других аспектов индустрии развлечений. А уже в ходе работы можно будет набрать необходимые навыки шоураннера.

Стоит рассмотреть направлениям подготовки: «Продюсерство», «Драматургия», «Режиссура кино и телевидения». Эти или близкие к ним курсы можно найти в ряде российских ВУЗов, например:

  • Всероссийский государственный университет кинематографии;
  • Останкинский институт телевидения и радиовещания;
  • Институт кино Высшей школы экономики;
  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
  • Московский государственный институт культуры;
  • Московская школа кино;
  • Киношкола «Индустрия».

Вступительные испытания варьируются в каждом учебном заведении. Обычно это гуманитарные предметы: русский язык и литература, к которым добавляются творческие испытания. В Московской школе кино есть уникальный для России курс, который готовит именно шоураннеров. Это дополнительное образование, поэтому на программу может поступить, абитуриент, который уже имеет высшее или среднее профессиональное образование. Релевантный диплом станет большим преимуществом. Руководители программы ожидают студентов с уже наработанным опытом в сфере продюсирования или сценарного искусства, которые готовы его развивать.

Для поступления необходимо предоставить несколько документов. Портфолио, которое продемонстрирует прошлые проекты кандидата в качестве сценариста, режиссера или продюсера. Также нужно приложить заявку на сериал, краткое описание проекта с указанием формата, жанра, целевой аудитории и описание сюжета. По итогам рассмотрения документов, абитуриента пригласят на собеседование - решающее испытание. Программа длится год, адаптирована для работающих студентов. Стоимость обучения составляет 465 000 в год.

Наработка опыта

Получение образования – лишь начало пути. Важно наработать опыт на различных должностях в индустрии телевидения и кино. Это поможет развить необходимые компетенции и понять все процессы изнутри.

Начать можно с младших должностей, таких как ассистент режиссера или помощник сценариста. Не стоит сразу брать на себя серьёзную ответственность и начинать большой проект.

Построение карьеры

Главный способ саморазвития на первых этапах карьеры – это коммуникация с опытными специалистами. Только на практике, участвуя в работах состоявшихся профессионалов, можно набрать необходимый опыт.

Нужно развивать навыки общения и формировать сеть контактов. Это поможет в будущем собрать собственную команду.

Индустрия медиа-контента – конкурентная среда. Надо быть готовым много раз проходить питчинг идей, прежде чем получить одобрение и спонсорскую поддержку. Необходимо найти точки пересечения между авторским замыслом и запросом телеканала, продюсерской компании. Они находятся в постоянном поиске нового контента, но проводят строгий отбор. Иногда процесс может даже дойти до съемки пилотной серии, но получить негативные отзывы и не продвинуться дальше.

Путь каждого создателя сериала или шоу уникален. В индустрии ценится авторский взгляд и новые подходы. Но творец лишь тогда становится шоураннером, когда он может воплотить свою идею в жизнь. Чтобы добраться до этого уровня профессионализма необходима самоотдача. Она окупается возможностью самореализации, признанием аудитории, профессиональными наградами и высокими гонорарами.


×