Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»

Московская школа кино

Илья Демин. Кинооператор. Президент Гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России. Окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская В. Юсова). Член Европейской ассоциации кинооператоров IMAGO.

О начале пути оператора

В юности я увлекался физикой и думал заниматься ей профессионально. Особенно меня интересовала физика плазмы и астрономия. Но в восьмом классе я начал заниматься фотографией, выпускал школьную фотогазету, и фотография пересилила все другие увлечения. После школы я поступил во ВГИК.

Это неудивительно, ведь мой отец, Виктор Демин, был известным кинокритиком и фотографом-любителем. Я рос в киносреде, видел вокруг себя многих операторов, режиссеров, ходил к отцу на смотры на Высшие курсы сценаристов и режиссёров, где он преподавал.

Самое сложное в профессии — влиться в среду, попасть в команду, к своему режиссеру. Мне в этом плане очень повезло, я был знаком с Валерой Тодоровским, мы практически сразу после института встретились с ним и начали снимать. Так я поработал постановщиком на двух полнометражных картинах, минуя работу ассистента и второго оператора.

Обычно же случается так, что студент-оператор, сняв дипломный проект, выходит из института и поначалу снимает клипы, рекламу, короткометражки. И часто бывает так, что работает бесплатно, просто чтобы набить себе портфолио из работ, которые люди смогут загуглить и посмотреть в свободном доступе.

МШК в прошлом году исполнилось 10 лет, а имена наших выпускников-операторов начали греметь во всех крупных проектах только несколько лет назад. Это происходит потому, что оператору нужно 5-7 лет, чтобы по-настоящему встать на ноги. Последние годы наши выпускники резко пошли в гору, режиссеры их сами приглашают снимать дорогие фильмы и клипы. Тут работает принцип выдержки, как с хорошим вином.

Что отличает хорошего оператора

Сейчас много операторов, у которых и техника своя есть, и монтировать они могут, и озвучивать. Люди становятся универсалами, чтобы стать более востребованными, чтобы продюсерам было дешевле их нанимать. Но в искусстве финансовая сторона далеко не определяющая. В кино всегда нужны хорошие операторы.

Хорошему оператору не нужно даже свою технику иметь, он настолько талантливый, что его все равно будут приглашать и всем обеспечивать, лишь бы он работал и давал красивое и глубокое изображение, подчеркивающее драматургию.

Хороший оператор — немного художник, немного режиссер, немного сценарист, немного актер. Он сопереживает всем профессионалам, которые находятся рядом, помогая двигать вперед их идеи.

Оператор — уникальный человек. У него в голове творчество, а в руках — железо. За время учебы мы как раз и пытаемся сделать так, чтобы студенты поняли, как препарировать текст, мысль и чувства и через железки превращать их в творческое изображение.

Мы учим оператора чувствовать запах и видеть свет. Главное умение хорошего оператора — показать мир таким, каким его никто не видел.

Как мы учим операторов в МШК

Мои отношения с МШК начались в 2013 году со звонка Екатерины Черкес-заде (она тогда была директором школы). Я в то время преподавал в моем родном и любимом ВГИКе, но чувствовал, что операторская программа там очень уж «старая». По большому счету, по качеству, манере и времени преподавания она не менялась с самых 30-х годов. Я начал думать над тем, как качественно сократить время обучения, при этом нисколько не потеряв в качестве.

В итоге я пришел к так называемому «одновременному обучению». Выглядит это следующим образом. Всем дается одинаковое задание, например, что-то снять. И вот каждый готовит работу, параллельно участвуя в съемках своих одногруппников в качестве фокус-пуллеров, ассистентов, дольщиков, осветителей, помощников и т.д. И вот пока твой товарищ принимает решение по свету, крупности, кадру, объективу, ты волей-неволей внутренне комментируешь, то, что он снимает, и думаешь, что сам бы сделал иначе. А завтра уже ты будешь снимать, а твой друг будет смотреть на тебя и комментировать твои решения. А потом на экране мы все вместе посмотрим работы всех студентов. И, условно, если в группе 20 человек, то каждый помимо своих ошибок увидит еще 19 вариантов ошибок и услышит еще 19 комментариев преподавателя. Это очень наглядный способ обучения, и прогресс наступает гораздо быстрее. Кроме того, такой формат обучения помогает студентам помимо основной профессии получить дополнительные, которые могут очень помочь финансово сразу после выпуска из школы.

Огромное значение в обучении нашей профессии имеет дать возможность студенту делать ошибки. Пока он учится, поле для ошибки у него огромное. Ошибки — это такие эксперименты, которые не получились. Но сам факт того, что ты решился экспериментировать — огромный плюс. Именно экспериментаторы двигают искусство вперед. Именно поэтому я никогда не ставлю оценок за творческие работы, только зачет или незачет. Работа может либо состояться, либо нет.

МШК — единственная частная киношкола в России, у которой есть собственный кинопавильон. И у нас есть собственный свет, камеры, оборудование, все свое. То, что у нас есть такое материально-техническое обеспечение, автоматом выводит МШК на совершенно другой уровень кинообразования.

Гигантский бонус — прямо большими буквами, — который получают наши студенты — это то, что за годы учебы они знакомятся с огромным количеством художников-постановщиков, продюсеров, режиссеров, которые реально работают в индустрии. МШК дает действительно широчайший круг знакомств, и в нашей профессии это очень важно.

Почему? Потому что когда оператор выпускается из школы и начинает свой сольный путь, он будет знать нужных людей, а они, в свою очередь, уже будут знать, как он работает, и сами будут его звать.

Дипломная работа — это короткометражный фильм. С режиссурой, с актерами, со сценарием, с художником. Который имеет самостоятельную жизнь, который можно отправить на фестивали. На смотр собирается комиссия, в которую входят известные операторы. Они оценивают работы с профессиональной точки зрения, обсуждают их. Студенты этот процесс обожают .

Интересно наблюдать, как растут твои выпускники. Вот они показывают дипломную работу, где они демонстрируют нестандартный подход, который их немного раскрывает. А потом, когда ты видишь его работу через 5 лет, ты видишь, как те наметки, развитые еще в годы обучения, выросли в настоящий творческий почерк.

О пользе профориентационного первого курса

Сама по себе идея выбора профессии в условиях обучения очень хорошая, и я ее поддерживаю. Здорово, когда может прийти в некую безопасную среду, где сможет проявить себя и режиссером, и оператором, и художником-постановщиком, и продюсером, и звукорежиссером, и режиссером монтажа. Попробовать себя, поэкспериментировать. Что-то может получиться, что-то нет, и это нормально. Студенты в течение года могут поразминаться, поприсматриваться к разным путям, а потом уже более осознанно выбрать то, чему они хотят себя посвятить и бросить уже все силы на то, чтобы стать настоящим профессионалом в выбранной области.

Каким должен быть идеальный студент-оператор

Раньше я свято верил, что оператором должен быть обязательно крепкий, умный, молодой парень, сильный и выносливый, чтобы при этом разбирался в живописи, скульптуре, в кино. Это был мое заблуждение. Сегодня технологии таковы, что физическая сила для оператора уходит на далекий план. Мы знаем немало женщин-операторов. Главными в профессии становятся только внимательность и особый взгляд.

Если вы за собой замечаете, что не можете расстаться с кино- или фотокамерой, если постоянно думаете о кадре, смотрите огромное количество фильмов, следите, кто и что снял, значит, кинематограф для вас может стать делом жизни.

У нас на сайте есть тест, чтобы определить, готов ли человек к учебе на кинооператора или еще нет. Тест наполовину технический, наполовину творческий, как и сама наша профессия. Если вам интересен кинематограф, вы уже пытаетесь изучать, что возможно, об операторском искусстве, тест вы пройдете легко. Если не набрали баллов, ничего страшного, всегда можно подтянуть знания на подготовительном курсе.

В хорошем операторе главное — характер. Он обладает большим потенциалом, храбростью, напором. Не обижается на замечания, не опускает руки, а может переделать работу столько раз, сколько того потребуется.

А вообще, глобально можно разделить студентов на две группы: ленивые и работоспособные. Я против разговоров, что бывают талантливые или неталантливые люди изначально, по определению. Талант — это 10% успеха, остальные 90% — это тяжелая работа.

Хорошие студенты, которые в будущем себя зарекомендуют в реальных рабочих условиях, учатся постоянно, прямо 24/7. Мы даем такую нагрузку, что студент при желании может снимать и дома, и в фотостудии, и в павильоне, даже по уfilmлице идти — и снимать!

Интересно, что на наших встречах выпускников, куда мы приглашаем и профессионалов из индустрии, ребята часто говорят, что им очень не хватает этого состояния, которое дает школа, когда все варятся вместе, работают над проектами, делятся чем-то, советуются, слушают друг друга, ругают. Все говорят, что хотят вернуться в это время еще хотя бы на полгода-год.

Получить диплом кинооператора можно на программе бакалавриата Film Production в МШК. Студенты знакомятся с профессиями режиссера, оператора, художника-постановщика, продюсера, звукорежиссера и режиссера монтажа. Они работают над проектами в различных ролях и к концу обучения определяют для себя две наиболее интересные специальности, по которым и получат диплом. Профориентационный год помогает студентам сделать наиболее осознанный выбор будущей профессии и лучше познакомиться с индустрией, в которой они будут работать.