Скорсезе, Тарантино, Коэны, Вачовски — о чем они думали, когда снимали кино?

Куратор программы «Режиссура монтажа» Андрей Дейч поделился с «Киноизнанкой» разницей между монтажом и режиссурой монтажа, рассказал об основах киноязыка и порассуждал на тему того, о чем думали создатели известных фильмов в процессе кинопроизводства. 

О чём думают режиссеры, когда снимают кино? Они думают об идее. О той, которая должна быть правильно и интересно рассказана, чтобы войти в сознание людей.

И, конечно же, о языке кино. У кино должен быть свой язык, который будет ясен для всех. Одним из кодов такого универсального языка является кинематографический аттракцион. 

Режиссёр монтажа — это одна из важнейших кинопрофессий. Мы выстраиваем пространство реальности по другую сторону экрана, рисуем визуальную дорожку.

Режиссёр стремится увлечь зрителя — с этого и начался предложенный миру братьями Люмьер новый формат визуального рассказа — кинематограф. «Разрушение стены» (1986) они демонстрировали особым способом: крутили плёнку в обратную сторону, благодаря чему стена восстанавливалась на глазах зрителей. 

Другого пионера кинематографа, Жоржа Мельеса, интересовали технические возможности, которые помогли ему вывести киноязык на новый уровень — нереальный, фантастический. Его «Путешествие на Луну» — продукт экспериментов с эффектами, декорациями и многослойностью материала. И хотя Мельес мыслил одним кадром, и его фильмы отличались театральностью мизансцены, он одним из первых стал вручную раскрашивать свои фильмы и изобрёл стоп-кадр. 


1012418_cf8725b7.jpg


Эдвин С. Портер, режиссёр «Большого ограбления поезда» (1908), открыл зависимость повествования от монтажа, смены планов и движения камеры. Фильм состоит из монтажа, композиции и мизансцены. Идея должна быть отражена в мизансцене, композиция эту идею поддержать, а роль монтажа — рассказать историю и не дать зрителю потеряться среди визуальных тропов. Взять, к примеру, фильм Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь». Если поставить последовательно эпизоды убийства мэра, судьи и появления Джокера, то из повествования исчезнет интрига. У параллельного монтажа есть предназначение — все сюжеты должны кульминировать одновременно. Ускорив внутрикадровое действие и сократив длину кадров, можно заставить зрителя эмоционально подниматься по повествовательной лестнице к ее пику. 

Один из самых интересных примеров использования саспенса в кино — фильм братьев Коэнов «Старикам тут не место». Из чего состоит саспенс? В первую очередь, важна тонкая психология режиссёров. Важно показать, в какой момент времени необходимо уменьшить или увеличить количество кадров или длину плана, чтобы зритель не потерялся в потоке. Фильм «Матрица» сестёр Вачовски — это монтажный конструктор «Лего», где каждый кадр наполнен новыми смыслами. Каждая сцена снималась несколько раз с разных углов. Например, для того, чтобы зритель отождествил себя с главным героем, камера следит за взглядом Нео. Да, компьютерная графика тоже важна, и здесь она достраивает в кадре то, что снять невозможно. Нам необходимо имитировать условия (дрожащая камера, POV camera), чтобы соединить ирреальное с реальным. 

Киноязык — это постоянно развивающийся инструмент. Он совершенствуется с развитием медийных носителей, сражается за внимание аудитории. Сегодня киноаттракционы стали нормой вне кинотеатров, актуальными для всех видеоплатформ. 

Режиссёр монтажа — это одна из важнейших кинопрофессий. Мы выстраиваем пространство реальности по другую сторону экрана, рисуем визуальную дорожку. Поэтому наша задача — следить за изменениями языка для того, чтобы предложить зрителю увлекательное и интересное кино.

Андрей Дейч специально для «Киноизнанки».

Другие новости

Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации

×