Скорсезе, Тарантино, Коэны, Вачовски — о чем они думали, когда снимали кино?
Куратор программы «Режиссура монтажа» Андрей Дейч поделился с «Киноизнанкой» разницей между монтажом и режиссурой монтажа, рассказал об основах киноязыка и порассуждал на тему того, о чем думали создатели известных фильмов в процессе кинопроизводства.
О чём думают режиссеры, когда снимают кино? Они думают об идее. О той, которая должна быть правильно и интересно рассказана, чтобы войти в сознание людей.
И, конечно же, о языке кино. У кино должен быть свой язык, который будет ясен для всех. Одним из кодов такого универсального языка является кинематографический аттракцион.
Режиссёр стремится увлечь зрителя — с этого и начался предложенный миру братьями Люмьер новый формат визуального рассказа — кинематограф. «Разрушение стены» (1986) они демонстрировали особым способом: крутили плёнку в обратную сторону, благодаря чему стена восстанавливалась на глазах зрителей.
Другого пионера кинематографа, Жоржа Мельеса, интересовали технические возможности, которые помогли ему вывести киноязык на новый уровень — нереальный, фантастический. Его «Путешествие на Луну» — продукт экспериментов с эффектами, декорациями и многослойностью материала. И хотя Мельес мыслил одним кадром, и его фильмы отличались театральностью мизансцены, он одним из первых стал вручную раскрашивать свои фильмы и изобрёл стоп-кадр.
Эдвин С. Портер, режиссёр «Большого ограбления поезда» (1908), открыл зависимость повествования от монтажа, смены планов и движения камеры. Фильм состоит из монтажа, композиции и мизансцены. Идея должна быть отражена в мизансцене, композиция эту идею поддержать, а роль монтажа — рассказать историю и не дать зрителю потеряться среди визуальных тропов. Взять, к примеру, фильм Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь». Если поставить последовательно эпизоды убийства мэра, судьи и появления Джокера, то из повествования исчезнет интрига. У параллельного монтажа есть предназначение — все сюжеты должны кульминировать одновременно. Ускорив внутрикадровое действие и сократив длину кадров, можно заставить зрителя эмоционально подниматься по повествовательной лестнице к ее пику.
Один из самых интересных примеров использования саспенса в кино — фильм братьев Коэнов «Старикам тут не место». Из чего состоит саспенс? В первую очередь, важна тонкая психология режиссёров. Важно показать, в какой момент времени необходимо уменьшить или увеличить количество кадров или длину плана, чтобы зритель не потерялся в потоке. Фильм «Матрица» сестёр Вачовски — это монтажный конструктор «Лего», где каждый кадр наполнен новыми смыслами. Каждая сцена снималась несколько раз с разных углов. Например, для того, чтобы зритель отождествил себя с главным героем, камера следит за взглядом Нео. Да, компьютерная графика тоже важна, и здесь она достраивает в кадре то, что снять невозможно. Нам необходимо имитировать условия (дрожащая камера, POV camera), чтобы соединить ирреальное с реальным.
Киноязык — это постоянно развивающийся инструмент. Он совершенствуется с развитием медийных носителей, сражается за внимание аудитории. Сегодня киноаттракционы стали нормой вне кинотеатров, актуальными для всех видеоплатформ.
Режиссёр монтажа — это одна из важнейших кинопрофессий. Мы выстраиваем пространство реальности по другую сторону экрана, рисуем визуальную дорожку. Поэтому наша задача — следить за изменениями языка для того, чтобы предложить зрителю увлекательное и интересное кино.Андрей Дейч специально для «Киноизнанки».