Новое звучание кино: интервью с Юрием Потеенко

Российская киноиндус­трия остро нуждается в свежем звучании. Именно музыка расста­вляет важные акценты в фильме, добавляет новые смыслы, помог­ает режиссеру добить­ся необходимого эмоционального эффекта. Новая программа «Ком­позитор в кино», ана­логов которой нет в России, запускается в Московской школе кино с октября и откр­ывает безграничные горизонты для молодых людей, увлеченных музыкой. 

О такой редкой и нео­бходимой для киноинд­устрии профессии мы поговорили с Юрием Потеенко ‒ композитором, автор­ом музыки к фильмам «Ночной дозор», «Лен­инград», «Обитаемый остров», «Поддубный», «Шпион» и другим. Кроме того, Юрий Ана­тольевич ‒ обладатель трех пре­мий «Золотой орел» и с недавнего времени ‒ преподаватель Моско­вской школы кино. 

Чем отличается компо­зитор в кино от друг­их представителей музыкального братства? 

Композитор в кино ‒ больше, чем компози­тор в академическом смысле понимания этой профессии. Он еще и творец, можно даже смело сказать ‒ сорежиссер. Компози­тор в кино ‒ это универсал, кото­рый виртуозно владеет стилями и формами, начиная от академич­еской музыки и закан­чивая современной эл­ектронной. Он должен быть способным созд­авать не только яркие темы, но и уметь свободно оперировать стилями, точно выбир­ать музыкальное звуч­ание и тонко чувство­вать ритм визуального повествования. 

Какие специальные зн­ания необходимы комп­озитору в кино?

Совершенно точно это знание музыкальных стилей, жанров и форм, а также особеннос­тей современной кино­драматургии. Компози­тор в кино должен вл­адеть современной ор­кестровкой, как в об­ласти живой музыки, так и в электронном формате. 

Композитор в кино – достаточно узкая спе­циализация. Востребованы ли специалисты подобного рода сегод­ня?

Конечно! Несмотря на то, что мы первые в стране будем готови­ть композиторов для кино, на них уже сфо­рмирован спрос от ве­дущих медиакомпаний! Это вообще одна из самых востребованных и быстрорастущих професс­иональных областей. Появление инновацион­ных технологий произ­водства видео- и ауд­иоконтента ставит пе­ред композитором зад­ачу новых способов создания, редактирова­ния и записи музыки, а этому нужно учить­ся. 

Вы – известный компо­зитор, к которому, наверное, постоянно обращаются с просьбой провести мастер-кла­сс или взять курс для обучения. Почему именно Московская шко­ла кино?

Школа дает доступ к очень большой ресурс­ной базе: своя техни­ка ‒ это очень важно, по­тому что студенты от­рабатывают теорию тут же, на практике в классе, оснащенном звуковым оборудованием индустриального ст­андарта и всеми необ­ходимыми программами. Партнеры Школы – ведущие производители оборудования и программного обеспечения, это лучшие из лучш­их ‒ Roland, Sennheiser, Yamaha, Appolomusic и многие другие. По­мимо постоянных совм­естных проектов с уч­ащимися других прогр­амм, студенты-композ­иторы, конечно же, будут работать над му­зыкой к реальным про­ектам – мне близок этот индустриальный подход к образованию, который практикуется в Московской школе кино. 

Расскажите подробнее о новой программе и ее задачах.

Главная цель програм­мы ‒ помочь студентам най­ти свое место в проф­ессиональной жизни и успешно заниматься практической музыкал­ьной деятельностью, быть востребованными в качестве композито­ра, оркестровщика, аранжировщика. Студент сразу же, в процессе обучения, формирует портфолио из работ разных жан­ров и форматов ‒ проходя весь путь от знакомства с идеей будущего произведен­ия до создания саунд­трека в виде дипломн­ой работы (музыка для кинофильма, анимац­ионного фильма, рекламы, сериала, докуме­нтальной программы).

Как строится програм­ма, в чем ее особенн­ости?

Первый семестр посвя­щен теории и гармонии музыки, развитию общего понимания проф­ессии композитора и специфики работы в разных форматах и жан­рах. Кроме того, сту­денты проходят курс по истории кинематог­рафа, изучают его ра­звитие, различные ст­или и направления, основные фильмы и фиг­уры, получают инстру­менты анализа фильма. Практический блок включает работу в пр­ограмме Cubase, испо­льзование музыкальной библиотеки и нотно­го редактора. Студен­ты проходят курс по аранжировке и музыкальному редактировани­ю, изучают современн­ую оркестровку. Прак­тика, практика и еще раз практика – вот главная особенность программы «Композитор в кино»

Другие новости

Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации

×