Новое звучание кино: интервью с Юрием Потеенко
Российская киноиндустрия остро нуждается в свежем звучании. Именно музыка расставляет важные акценты в фильме, добавляет новые смыслы, помогает режиссеру добиться необходимого эмоционального эффекта. Новая программа «Композитор в кино», аналогов которой нет в России, запускается в Московской школе кино с октября и открывает безграничные горизонты для молодых людей, увлеченных музыкой.
О такой редкой и необходимой для киноиндустрии профессии мы поговорили с Юрием Потеенко ‒ композитором, автором музыки к фильмам «Ночной дозор», «Ленинград», «Обитаемый остров», «Поддубный», «Шпион» и другим. Кроме того, Юрий Анатольевич ‒ обладатель трех премий «Золотой орел» и с недавнего времени ‒ преподаватель Московской школы кино.
Чем отличается композитор в кино от других представителей музыкального братства?
Композитор в кино ‒ больше, чем композитор в академическом смысле понимания этой профессии. Он еще и творец, можно даже смело сказать ‒ сорежиссер. Композитор в кино ‒ это универсал, который виртуозно владеет стилями и формами, начиная от академической музыки и заканчивая современной электронной. Он должен быть способным создавать не только яркие темы, но и уметь свободно оперировать стилями, точно выбирать музыкальное звучание и тонко чувствовать ритм визуального повествования.
Какие специальные знания необходимы композитору в кино?
Совершенно точно это знание музыкальных стилей, жанров и форм, а также особенностей современной кинодраматургии. Композитор в кино должен владеть современной оркестровкой, как в области живой музыки, так и в электронном формате.
Композитор в кино – достаточно узкая специализация. Востребованы ли специалисты подобного рода сегодня?
Конечно! Несмотря на то, что мы первые в стране будем готовить композиторов для кино, на них уже сформирован спрос от ведущих медиакомпаний! Это вообще одна из самых востребованных и быстрорастущих профессиональных областей. Появление инновационных технологий производства видео- и аудиоконтента ставит перед композитором задачу новых способов создания, редактирования и записи музыки, а этому нужно учиться.
Вы – известный композитор, к которому, наверное, постоянно обращаются с просьбой провести мастер-класс или взять курс для обучения. Почему именно Московская школа кино?
Школа дает доступ к очень большой ресурсной базе: своя техника ‒ это очень важно, потому что студенты отрабатывают теорию тут же, на практике в классе, оснащенном звуковым оборудованием индустриального стандарта и всеми необходимыми программами. Партнеры Школы – ведущие производители оборудования и программного обеспечения, это лучшие из лучших ‒ Roland, Sennheiser, Yamaha, Appolomusic и многие другие. Помимо постоянных совместных проектов с учащимися других программ, студенты-композиторы, конечно же, будут работать над музыкой к реальным проектам – мне близок этот индустриальный подход к образованию, который практикуется в Московской школе кино.
Расскажите подробнее о новой программе и ее задачах.
Главная цель программы ‒ помочь студентам найти свое место в профессиональной жизни и успешно заниматься практической музыкальной деятельностью, быть востребованными в качестве композитора, оркестровщика, аранжировщика. Студент сразу же, в процессе обучения, формирует портфолио из работ разных жанров и форматов ‒ проходя весь путь от знакомства с идеей будущего произведения до создания саундтрека в виде дипломной работы (музыка для кинофильма, анимационного фильма, рекламы, сериала, документальной программы).
Как строится программа, в чем ее особенности?
Первый семестр посвящен теории и гармонии музыки, развитию общего понимания профессии композитора и специфики работы в разных форматах и жанрах. Кроме того, студенты проходят курс по истории кинематографа, изучают его развитие, различные стили и направления, основные фильмы и фигуры, получают инструменты анализа фильма. Практический блок включает работу в программе Cubase, использование музыкальной библиотеки и нотного редактора. Студенты проходят курс по аранжировке и музыкальному редактированию, изучают современную оркестровку. Практика, практика и еще раз практика – вот главная особенность программы «Композитор в кино».