"Художник фильма: перспектива"

17 ноября в Российской Академии Художеств прошла научно-творческая конференция, объединившая художников кино, руководителей художественных вузов и ведущих преподавателей данного направления. О том, как изменилась профессия художника в кино за последние годы, и что требуется от ее представителя сегодня, рассказал куратор курса "Художественная постановка" МШК, вице-президент Гильдии художников кино и ТВ СК РФ Аддис Гаджиев.

IMG_3868-1.jpg

Инновационные методы в работе художника кино и ТВ в современной индустрии

1. Из истории.

Рассуждая о кинофильме, мы часто говорим о характерах, выведенных на экране, восхищаемся актерской игрой. Между тем кинематографический образ создается не только актером (хотя ему в этом принадлежит огромная роль), но также и другими постановщиками фильма. Так, если актер создает на экране образ человека, то художник творит образную среду действия — многообразный предметный мир, в котором действуют герои.
Понятие «образная среда действия» сложилось в кинематографе не сразу. Местами первых съемок были улица, садик, парк. Лишь с появлением игрового кинематографа, с приходом в кино актеров появилась необходимость создавать фон действия, соответствующий сюжету. Потребовался художник, которому стали заказывать специальную декорацию — задник. Задники, писанные на холсте красками, натягивались на раму и условно указывали на место действия — деревенскую избу, замок, подводное царство (например, фильм «Русалка», 1910, режиссер В. М. Гончаров).Художникам тогда отводилось скромная роль.
Постепенно с развитием киноязыка декорации становились объемными, пространственными. Это позволило менять точки съемки и сделать шаг к освоению монтажа. Появились мебель, реквизит, различные детали быта. Роль художника в съемочном процессе повысилась.

Первые художники кино (а многие пришли из театра: В. В. Баллюзек, Ч. Г. Сабинский , С. В. Козловский, В. Е. Егоров и др.) на ранней стадии развития кино поняли, что среда действия — важнейший элемент образной структуры фильма. Они искали не только правдоподобия, наполняя пространство бытовыми деталями, мебелью, реквизитом, но и точно характеризовали место и время действия, социальную и национальную принадлежность героев, особенности их привычек и вкусов. Но что самое главное — декорация или натура была осмыслена как возможность создать эмоциональную атмосферу действия, настроение события.

IMG_3902-2.jpg

2. Изменение роли художника на протяжении всего времени существования кинематографа.

Попробуем перебросить мост, связующий первых специалистов кино-декорационной области и современных художников кино и театра, и проанализировать отличия современного кинодекорационного искусства. В современном кинематографе художник не только создатель декораций. Это один из авторов идейно-художественного замысла фильма. После прочтения и анализа сценария и обсуждения его с режиссером и оператором художник создает в подготовительном периоде серию эскизов. В них определяются стилистические особенности будущего фильма, его изобразительный и колористический строй, соответствующие жанру произведения. Это помогает участникам съемочной группы прийти к единому ви́дению событий и образов. Эскизы и презентация в электронном виде художника становятся изобразительной основой, отправной точкой для создания декораций, выбора натурных объектов, а также для поиска решений мизансцен и световых эффектов.

Изменения произошли незаметно, с течением научно-технического прогресса, с внедрением в кино современных технологий. И если первые художники работали на картинах в одиночку или парой-тройкой специалистов, то со временем их количество только возрастало, а современному главе художественно-постановочного департамента (арт-департамента) приходится общаться с огромным количеством людей, порой их число доходит до полусотни на масштабных проектах. И тут выходят на передний план организаторские и ораторские способности художников нового поколения. Я бы даже сравнил современного художника с топ-менеджером с высшим художественным образованием, классным и умелым управленцем.

Другие новости

Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации

×