Москва Blow-Up. Неочевидная история Москвы в кино

Проект стартует 20 февраля, занятия и просмотры будут проходить по субботам на площадке Лектория Музея Москвы. Участники смогут посещать как отдельные занятия, так и приобрести абонемент на весь цикл лекций.

Каждая лекция будет сопровождаться показом и обсуждением фрагментов фильмов точно передающих дух времени. Читать лекции будут известные киноведы, кинокритики и культурологи – Ирина Гращенкова, Кирилл Разлогов, Евгений Марголит, Андрей Шемякин, Ян Левченко, Максим Семенов, Нина Бояршинова (автор диссертации о Москве в кино). Куратор программы – Всеволод Коршунов, кандидат искусствоведения, куратор факультета «Современное кино и дистрибуция»Московской школы кино.

Мегаполис – важнейшая пространственная координата мирового кинематографа. Мифический Метрополис соседствует на экране с вполне реальным Нью-Йорком Вуди Аллена, Парижем Франсуа Трюффо, Римом Федерико Феллини.

Российская культура закрепила статус главного мегаполиса страны за столицей петровской империи, Санкт-Петербургом, создала особый «петербургский текст». Однако существует и «московский текст», московский культурный код, который сформировался во многом благодаря кино. Люди, которые никогда не были в Москве, знают ее по фильмам «Подкидыш», «Летят журавли», «Я шагаю по Москве», «Москва слезам не верит», «Ночной дозор».

Мы предлагаем путешествие по кинематографической Москве. Участники увидят, как менялся экранный образ Москвы вместе со страной, ее культурой и ее кинематографом. В каждый период истории Москва предстает разной – от «города больших страстей» в начале ХХ века до города-мифологемы в начале ХХI – и отражает историю отечественного кино, ключевые моменты каждого ее периода.

Даты проведения: 20 февраля – 9 апреля 2016 года 
Место проведения: Музей Москвы – Лекторий (Зубовский б-р, 2)
Стоимость: полная стоимость билета – 200 руб., льготная – 100 руб. Абонемент (8 лекций) – 1360 руб. Подробнее.

Программа цикла лекций «Москва Blow-Up. Неочевидная история Москвы в кино».

20 февраля / 17.00

Лекция 1. Москва 1910-х годов. Город больших страстей
Лектор: Ирина Гращенкова, историк кино, доктор искусствоведения, автор монографии «Кино серебряного века»

Москва в 1910-е годы, эпоху серебряного века, была столицей отечественного кино. Здесь работали крупнейшие кинофирмы, печатались кинематографические издания, снимались Мозжухин, Холодная, Полонский и др. И в этих фильмах жила сама Москва. Сегодня мы можем видеть ее не только в хронике, но и в игровых картинах. Это Москва эпохи декаданса и модерна. Именно в это время формируется классическая оппозиция «мегаполис – деревня» и хрестоматийный московский сюжет «девушка приезжает в большой город». Какой образ примеряет первопрестольная в фильмах этого времени? Город больших страстей? Новый Вавилон? Блудница, заманивающая невинные души в свои сети? 
Просмотр фрагментов: «Немые свидетели» (1914), «Дети века»(1915) и др.

27 февраля / 17.00

Лекция 2. Москва 1920-х годов. Столица двух миров 
Лекторы: Максим Семенов, кинокритик, Александра Селиванова, куратор, научный сотрудник Музея Москвы, руководитель «Центра авангарда»

1920-е годы. Москва превратилась в столицу первого в мире государства рабочих и крестьян. Впереди – светлое будущее, но его нужно ещё построить. И вот город напоминает огромный муравейник: спешат служащие бесчисленных советских трестов, барышни стучат по клавишам своих непременных ундервудов, по старым улицам разъезжают вездесущие моторы. Сквозь всю эту толкотню проходит бодрая демонстрация: флаги, оркестры, колонны дворников и домашних работниц…

Но стоит свернуть за угол, и нет никакой толкотни – сонный московский ампир да купола сотен московских церквей, словно и не было никакой революции. И всё также невинные девушки приезжают в город, и также изломано-манерны позы московских декадентов. Кино этой эпохи отразило двусмысленность московского житья. Один город вмещал в себя два совсем разных мира. И эти миры жили в постоянном взаимодействии друг с другом, как соседи по большой коммунальной квартире.

Просмотр фрагментов: «Аэлита» (1924), «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Третья Мещанская» (1927), «Проститутка» (1926), «В большом городе» (1927), «Дом на Трубной» (1928) и др.

5 марта / 17.00

Лекция 3. Москва 1930-х годов. Город-утопия
Лектор: Евгений Марголит, кандидат искусствоведения, историк кино

Сталинский большой стиль снял все оппозиции и отменил все дискуссии. Москва 1930-х предстает монолитом, столицей первой в мире социалистической империи, городом воплощенной утопии. Это небесный град Иерусалим, построенный здесь, на земле, но существующий словно в будущем времени. И узреть его даётся героям в награду за трудовые и боевые свершения. Город залит солнцем, его населяют люди в белом, по проспектам и площадям маршируют прекрасные юноши и девушки. К реальной Москве этот город парадов, город-мечта, город-декорация имел мало отношения, как и все соцреалистическое искусство.

Просмотр фрагментов: «Партийный билет» (1936), «Новая Москва» (1938), «Подкидыш» (1939), «Сибиряки» (1940) и др.

12 марта / 17.00

Лекция 4. Москва 1940-1950-х. Возвращение к реальности
Лектор: Нина Бояршинова, киновед, автор диссертации «Формирование образа Москвы в отечественном кинематографе».

Первое послевоенное десятилетие в кино называют эпохой малокартинья. Все силы брошены на восстановление экономики. Было не до фильмов. Однако то кино, которое все же снималось, очень точно отражало общие процессы. Москва предстает гигантской строительной площадкой. Утраченный небесный град Иерусалим нужно не просто воссоздать, а сделать еще более дерзновенным: неслучайно основным местом действия фильмов начала 1950-х становятся стройки сталинских высоток, бросающих вызов небесам.

Трансформация образа столицы в игровом кино отмечена тремя ключевыми моментами: возвращение к идеологическим принципам довоенного периода, отсутствие церемониальных и милитаристских мотивов, переход от статичного образа идеального города к образу города-муравейника.

Просмотр фрагментов: «Сердца четырех» (1941), «Весна» (1947), «За витриной универмага» (1955), «Человек родился» (1956), «Девушка без адреса» (1957), «Стучись в любую дверь» (1958), «Сверстницы» (1959) и др.

19 марта / 17.00

Лекция 5. Москва 1960-х. Город с человеческим лицом
Лектор: Андрей Шемякин, кандидат филологических наук, культуролог, киновед, ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства, телеведущий

Оттепель конца 1950-1960-х принесла новое, человеческое, камерное измерение в разговоре со зрителем. Москва в фильмах этого времени – город, принадлежащий героям, город, где нет границ между общим и частным, между домом и улицей. Это место разомкнутых пространств, открытых окон, просторных дворов, перетекающих друг в друга. Москва превращается в персонажа, некий живой организм, как в «Заставе Ильича» Марлена Хуциева: герои идут по ночным улицам, ориентируясь на мигающие светофоры, и приближаются друг к другу. Город подает знаки, подмигивает и сводит влюбленных на Красной площади.

Просмотр фрагментов: «Человек ниоткуда» (1961), «Мне двадцать лет» (1965), «Июльский дождь» (1966), «Урок литературы» (1968), «Три тополя на Плющихе» (1968) и др.

26 марта / 17.00

Лекция 6. Москва 1970-х. Город личного пространства
Лектор: Кирилл Разлогов, доктор искусствоведения, культуролог, киновед, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, телеведущий

«Длинные семидесятые», которые являются эвфемизмом термина «застой», принято замыкать между 1968 и 1985 годами, между разгромом Пражской весны и началом перестройки. Одна из черт кино этого времени – уход от политических и социальных проблем. В кино царят развлекательные жанры, в первую очередь мелодрама, которая давала возможность кинематографистам продолжать оттепельный разговор на простом, человеческом, а не лозунговом языке. Москва в фильмах этого времени – город личного пространства, город не проспектов и площадей, а улочек и переулков. Действие смещается с узнаваемых парадно-открыточных локаций на окраины. Периферия, где доминанты соцреализма звучат словно бы не так отчетливо, станет важнейшей метафорой эпохи.

Просмотр фрагментов: «Городской романс» (1970), «Москва, любовь моя» (1974), «Служебный роман» (1977), «Москва слезам не верит» (1979) и др.

2 апреля / 17.00

Лекция 7. Москва 1980-1990-х. Город последних времен
Лектор: Максим Семенов, кинокритик

Перестройка и 1990-е – время, когда в отечественное кино врывается постмодернизм. Мир расщепляется на образы-знаки, которые становятся частью Текста, построенного по принципу клубка-ризомы, существующего по своим законам, не подчиняющегося автору. Москва этого периода – город, расколотый на отдельные знаки. Мегаполис теряет целостность, превращается в набор разрозненных образов. Часто город показывается пустым, обреченным, стоящим на пороге апокалипсиса. Москва предстает царством мертвых, городом последних времен.

Просмотр фрагментов: «Курьер» (1986), «Кикс» (1991), «Гонгофер» (1992), «Окраина» (1998), «Москва» (2000) и др.

9 апреля / 17.00

Лекция 8. Москва 2000-2010-х. Резервная копия города
Лектор: Ян Левченко, культуролог, кандидат филологических наук, PhD, профессор Высшей школы экономики

В новом веке Москва превращается в город, с которым можно делать, что угодно. Внешне этот процесс совпадает с общемировым трендом и служит символическим приглашением в клуб знаковых мировых городов, разрушенных и отстроенных заново в виртуальных мирах. Между тем, российская культурная специфика заключается в том, что в заново созданном городе функционируют лишь некоторые институты и активны лишь немногие категории горожан. Город отчетливо двоится в неравнозначных образных системах: с одной стороны, парадная нарезка общих мест, апеллирующая к власти, силе и деньгам, с другой – растерянная, разобранная, лишенная имен и ориентиров среда, которую вынужденно конструируют населяющие ее персонажи. Город на экране потерял смысл, остались его конкурирующие двойники, выражающие новое состояние российской столицы – служить пространством столкновения амбиций и символической борьбы.

Просмотр фрагментов: «Дневной дозор» (2005), «Попса» (2005), «Пыль» (2005), «Жара» (2006), «Ванечка» (2007), «Кремень» (2007), «Плюс один» (2008), «Стиляги» (2008), «Москва, я люблю тебя» (2009), «Черная молния» (2009), «Фантом» (2011) и др.

Другие новости

Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации

×