Год спустя: курс Filmmaking
Прошел ровно год с момента старта обучения первых студентов на подготовительном курсе Filmmaking. Как прошел этот год? Какие выводы можно сделать по итогам? Как поступить на курс, и к чему готовиться в процессе обучения? В преддверии следующих стартов обучения – 20 октября и 10 ноября – мы собрали ваши вопросы и задали их куратору курса Дмитрию Котову.
Дмитрий, какие общие выводы и впечатления после первого года?
Этот год был очень насыщенным, обучение на нашем курсе прошли около 100 человек, снято 23 короткометражных фильма, несколько клипов и социальных роликов. Одна из короткометражек, а именно «Дуэлянты», успела даже получить специальный приз имени Юрия Никулина на Смоленском кинофестивале. То есть все это время наши студенты не только слушали лекции и говорили о кино, но и самым практическим образом его делали – название задуманного год назад курса Filmmaking было полностью оправдано.
На кого рассчитан курс? Кому он будет полезен и интересен?
Курс рассчитан на тех, кто раньше с киноиндустрией не был связан вообще или был связан косвенно, кто хочет совершить «погружение», посмотреть, что и как в этой индустрии устроено, все «пощупать и потрогать», а главное – попробовать снимать. Но снимать не любительски, а осознанно, с пониманием «киношных» правил. Полезен этот курс будет и тем, кто хочет не только протестировать себя на способность работать в этой индустрии, но и усилить свои креативные способности. В ходе обучения на курсе Filmmaking студенты разрабатывают свое творческое портфолио.
Кстати, по словам кураторов основных факультетов, иногда к ним на вступительные испытания приходят люди, которые к этому моменту еще не определились точно, какая кинопрофессия им ближе, то есть они хотят быть, к примеру, и сценаристами, и продюсерами. Как правило, это либо совсем молодые люди, либо те, кто получили образование и работают в других сферах, но решили круто поменять свою жизнь и осуществить свою мечту – окунуться в «волшебный мир кино». И я таких людей очень хорошо понимаю, так как 14 лет назад сам был таким, когда решил сменить профессию и приехал в Москву. Наша задача – помочь этим людям разобраться в специфике основных кинопрофессий и дать возможность попробовать себя в разных профессиональных ролях, чтобы понять, что им ближе и чем они действительно хотят заниматься.
Как строится образовательная программа? Из каких модулей она состоит? Будут ли дополнения или изменения в этом году?
Программа поделена на три основных модуля. Первый этап – «Погружение в индустрию», куда входят такие предметы, как «История кино», «Основы сценарного ремесла», «Основы режиссуры». На занятиях по сценарному ремеслу студенты узнают, как выбрать жизнеспособную историю для воплощения, как составить логлайн, выбрать жанр, как разработать заявку, простроить драматургию, написать синопсис, тритмент и диалоги, которые сложатся, в конечном итоге, в хороший сценарий. Каждый студент практикуется в создании концепции истории на основе случайного выбора героя, а затем пишет собственный сценарий короткометражного фильма. На занятиях по режиссуре студенты узнают основные «киношные» термины и состав съемочной группы, обо всех этапах создания качественного кино/видеопродукта, учатся выбирать героев и работать с характерами персонажей. Знакомятся с основными принципами и разнообразными выразительными средствами визуального воплощения историй. Каждый студент попробует срежиссировать свой собственный сценарий.
Второй этап – «Подготовка к съемкам», куда входят такие дисциплины, как «Основы операторского ремесла», «Художественная постановка», «Основные принципы работы с актерами», «Основы организации кинопроизводства». Все эти занятия направлены на то, чтобы понять, как свой собственный сценарий реализовать на съемках, каких ошибок надо постараться избежать и как снять кино с минимальным бюджетом.
Третий этап – «Съемки и постпродакшн». Студенты на практике реализуют все то, что они успели изучить. Кроме того, их ждут дополнительные мастер-классы по саунд-дизайну, моушн-дизайну, композитингу и т. д.
Но мы никогда не стоим на месте. Один из важных принципов МШК – это анализ результатов и отзывов студентов и преподавателей. Мы каждый год пересматриваем программы и вносим изменения при необходимости. Мы стараемся чутко реагировать на запросы наших студентов и индустрии.
Именно на основе этих запросов и внесены некоторые дополнения и изменения в программу с этого года: усилен операторский блок (будут дополнительно проведены несколько занятий по фотографии для подготовки портфолио, которое необходимо для поступления на операторский факультет), добавлены мастер-классы по раскадровкам и цветокоррекции, режиссерский блок стал еще более прикладным: студенты теперь не только учатся проводить пробы, работать с актерами, правильно разбирать сценарные тексты и мизансценировать, но также имеют возможность пройти специальный тренировочный день. Таким образом до самостоятельного выхода на съемочную площадку студенты могут попрактиковаться под присмотром преподавателей и уже непосредственно на съемках чувствовать себя более уверенно. Кстати, в рамках такого тренировочного дня группа минувшего весеннего набора совместно с курсом «Дизайн в интерактивной среде» Британской высшей школы дизайна сняла интерактивный фильм «Скамейка» – это новый, набирающий популярность формат: держим руку на пульсе. Мы его чуть позже обязательно покажем.
Еще одно изменение, которое мы планируем внедрить с этого года, – проведение консультаций по подготовке к вступительным испытаниям на основные программы.