«Прямая речь». Алексей Пузиков
Сегодня звук является не только неотъемлемой частью повествования, но и важнейшим инструментом создания у зрителя эффекта погружения в происходящее: он может в разы усилить любое впечатление от увиденного.
Звукорежиссер отвечает за реализацию любых задач в работе со звуком в кино, анимации, рекламе, индустрии развлечений и мультимедиа. Он не только отвечает за качество звукового ряда, но и работает над его драматургией, созданием звуковых образов. Как готовят звукорежиссеров? Какие специализации в этой профессии существуют? Как строится программа обучения и какие перспективы у выпускников? Об этом и многом другом мы поговорили с Алексеем Пузиковым, куратором факультета «Звукорежиссура и саунд-дизайн».
Алексей, а почему вы выбрали профессию звукорежиссера?
Скорее, она выбрала меня. Вся моя жизнь связана со звуком. Мы с братом, который, к слову, так же профессиональный звукорежиссер, композитор и продюсер, выросли в семье звукорежиссера. Наш отец, высочайшего уровня специалист, занимающийся в числе прочего консультациями в сфере звукозаписи и концертного звука, с детства воспитывал нас под музыку таких исполнителей, как Стиви Уандер, Джорж Дюк, Эл Джеро, Бил Уиверс, и многих других. Уже с 6 лет мы рвались в музыкальную школу, которую благополучно окончили по классу скрипки. Первую свою студию я построил в 13 лет у себя в комнате, в ней стоял микшерный пульт «Электроника ПМ-02» и советский аналоговый синтезатор «Аэлита», было несколько микрофонов, гитара «Урал», запись производилась на легендарный монофонический магнитофон Nagra 4.2, по счастливой случайности оказавшийся в руках отца в неисправном состоянии, но полностью им восстановленный.
Опыт по настройке оборудования оказался очень быстро востребованным, и уже через год я стал делать все вечеринки в школе. После школы поступил во ВГИК в мастерскую Казаряна Р.А. и Шаруна В.И. С этими выдающимися людьми я постигал мастерство звукорежиссера и учился быть человеком.
Что нужно знать об этой профессии тем, кто планирует связать свою карьеру со звукорежиссурой и саунд-дизайном? Какими качествами должен обладать звукорежиссер?
Перефразируя классика: «Если можешь не писать звук – не пиши». Нужно не мочь не заниматься звуком. Профессия требует знаний в очень многих областях, при высокой эмоциональной чувствительности, потому что звук – самая абстрактная материя. В профессию идут не за признанием или деньгами. Вернее сказать, точно не только за ними. Нужно уметь получать кайф от всего, что касается звука. Звукорежиссер всегда должен помнить, как мало людей действительно разбираются в звуке, и по этому поводу на протяжении всей карьеры его ждут разочарования. Но, конечно, в каждой профессии есть свои очень привлекательные стороны. Вы видели, как смотрит на звукорежиссера вся съемочная группа, когда он вешает микрофон сногсшибательной красотке? (смеется – Прим. ред.). Или представьте, только для вас, по стойке смирно, молчат 40-50 человек во время записи «паузы».
Есть ли отличия в мировой и российской системах подготовки специалистов, работающих со звуком?
В советской и впоследствии российской школе звукорежиссуры существовала традиция объединения всех этапов работы со звуком в руках одного человека. Мировой опыт звукорежиссуры подразумевает разделение на множество специализаций: звукорежиссер озвучания, записи синхронных шумов, записи звука на площадке, саунд-дизайнер и прочие, что позволяет легко масштабировать проекты, набирая оптимальное количество специалистов для выполнения конкретной задачи. Совмещая эти модели, мы стремимся создать такую программу обучения, после которой студент помимо общего блока изучения звукорежиссуры получит конкретную специализацию, что даст возможность органично вписаться в современную российскую индустрию. Для этого Школа устанавливает связи с крупными московскими студиями звукозаписи, в которых студенты знакомятся не только с профессиональным оборудованием, но главное с людьми, обладающими бесценным практическим опытом и художественным вкусом.
Год – это совсем немного… Вы действительно успеваете подготовить специалистов «с нуля» или все-таки нужен какой-то уровень подготовки? Каких абитуриентов вы ждете?
Обучение построено очень интенсивно: за один год нам нужно дать людям необходимые знания и навыки для старта в новой профессии, для этого в курсе в равной степени представлены теория и практика. Мы стараемся задать правильный вектор, что называется «поставить руки», объяснить правила игры, а все остальное зависит от самого выпускника. Безусловно, наличие даже базового опыта работы в звуковых редакторах/секвенсорах (Wavelab / Sound Forge / Cubase / Nuendo / Samplitude / ProTools / Ableton / Vegas и т. п.) значительно ускоряет процесс обучения. Поэтому не ленитесь, открывайте программы, экспериментируйте, изучайте кнопки. Если какой-то опыт у вас уже есть, присылайте ссылки на свои работы и берите портфолио на собеседование. Это точно вам зачтется.