«Прямая речь». Дмитрий Котов
Открытие подготовительного курса Filmmaking стало одним из ключевых событий в жизни школы в прошлом году. 9 февраля к обучению приступят студенты уже второго потока. Мы попросили куратора Дмитрия Котова и студентов курса рассказать о первых выводах и результатах.
Дмитрий, перед стартом обучения 1 октября мы просили вас рассказать подробнее о структуре курса. Удается ли реализовывать все задуманное?
Пока все идет по плану. И даже больше, за счет того, что студенты первого набора успевают активно посещать также многие открытые мероприятия Школы: были на встрече с британским актером и режиссером Рейфом Файнсом (больше известным молодежи как Волан де Морт), посетили первое заседание «Клуба сценаристов», посвященное разбору культового сериала Breaking Bad, встретились с организаторами конкурса Jameson First Shot, и еще очень много всего сверх обещанного. И это при том, что мы только подбираемся к «экватору» курса.
Какова аудитория подготовительного курса? Кто приходит на курс? С какими целями?
По возрасту разброс очень большой – от 17 до 47 лет. Большая часть студентов вообще никогда не имели опыта работы в кино или телеиндустрии. Некоторые приходят для того, чтобы сменить предыдущий род деятельности и в эти самые индустрии попасть. Такие студенты, как правило, уже наметили себе основные факультеты Школы, на которые они пойдут после подготовительного курса. Но есть и такие, которые приходят получить новые знания для собственного удовольствия, чтобы более осмысленно заниматься любительской съемкой, в качестве хобби, но на более высоком уровне.
Все ли вписались в формат? Студенты готовы пробовать себя в разных ролях?
Не буду лукавить. Есть пара человек, которые после двух месяцев обучения у нас уже точно поняли, в каком направлении им развиваться дальше, и сконцентрировались на этом. Например, одна девушка укрепилась в мысли заняться исключительно анимацией. Но и она слушала лекции по сценарному ремеслу с большим энтузиазмом. Подавляющее большинство же с удовольствием пробует себя в разных ролях. Они четко усвоили поговорку «кино – дело коллективное», на собственном опыте поняли, как важно взаимопонимание всех членов съемочной группы, как непросто эти группы складываются. В данный момент у нас еще продолжается формирование съемочных «звездочек» (малых групп). И происходит это в конкурентной борьбе сценарных проектов – какие-то идеи, сильные на уровне замысла, немного затухают на уровне сценария. А какие-то, наоборот, расцветают. Ротация творческих «звездочек» происходит, но в итоге, как мне кажется, каждая съемочная команда наших студентов только укрепляется.
Вы уже прошли полпути со студентами первого потока. Что удалось освоить? Что еще предстоит сделать?
На данный момент мы полностью закончили первый блок «препродакшен», начался второй блок «подготовка к съемкам и продакшен», впереди третий блок «пост». Однако, забегая вперед, наши студенты уже начали снимать свои первые работы – и этюды, и специальное новогоднее задание. Хотя в первом блоке основной упор был сделан на сценарное ремесло, и я рад, что многие студенты достаточно хорошо в этом продвинулись.
Студенты подготовительного курса побывали уже на нескольких съемочных площадках реальных проектов. Что это дает? Почему вы решили организовать для них такие «выходы в свет»?
Да, действительно. Они уже побывали на съемках сериалов СТС «Выжить после – 2» и «Корабль-2», удалось заглянуть и на съемки нового проекта Disney «Счастье – это…». Мне кажется, такой опыт очень полезен. Одно дело услышать, другое – увидеть, третье – попробовать самим. Наши студенты сейчас находятся между вторым и третьим. Кроме того, работа в реальных проектах все-таки отличается от учебных съемок. Там и дедлайны с таймингом жестче, и требования выше, и съемочная группа – не как у нас в «звездочках» по 5 человек, а 30 – 40. И студентам, особенно тем, кто никогда не сталкивался с этим раньше, очень важно посмотреть, как происходит съемочный процесс в реальности.
Планируете ли вы по итогам первого набора что-то менять в формате?
Да, планируем. Мы стараемся выстраивать учебный процесс интерактивно. Выслушиваем замечания, предложения. Во втором наборе немного изменится порядок преподавания дисциплин. Прикладные и практические занятия начнутся еще раньше, в параллель с теорией. Кроме того, и сейчас в каждом блоке у нас зарезервировано «занятие по запросу студентов». Например, у нынешних студентов в первом блоке был не предусмотренный изначальным учебным планом мастер-класс с режиссером-клипмейкером. Для общего погружения он оказался очень информативным и полезным.
С 1 февраля стартует второй поток обучения на подготовительном курсе. Какие напутствия вы бы дали будущим студентам? К чему им нужно быть готовыми?
Главное – это горячее желание погрузиться в новое. И надо быть готовым не только слушать, но и делать, пробовать самим. Так полученные знания закрепляются лучше всего. И не надо бояться, что знаний или таланта не хватит. С правильным настроем все задуманное получится!