Современная кинокритика — особенности и тенденции

Как изменилась профессия кинокритика сегодня? Какими компетенциями должен обладать профессионал в эпоху социальных сетей, где каждый зритель может сам стать критиком и выполнять рекомендательную функцию? Какими навыками должен обладать современный критик? Почему жанр рецензии переживает кризис? О судьбах профессии в XXI веке поговорили участники круглого стола Владимир Лященко, Антон Долин, Михаил Ратгауз, Василий Корецкий, Егор Москвитин.

Владимир Лященко — кинокритик, редактор и автор видеоэссе на сайте «КиноПоиск» (январь 2018 — июль 2019)

У кинокритика есть несколько функций. Это в первую очередь человек, который помогает сориентироваться в непрекращающемся потоке новинок среди фильмов и сериалов, выполняет сервисную функцию. Но в то же время критик может выполнять роль куратора: организовывать фестивали и заниматься кинопрокатом. Критика — это не только рецензии. Авторы могут влиять на современный кинопроцесс, примером чему сегодня феминистская кинокритика, ориентированная на поддержку определенных тем в кино и женщин-киноавторов. Видеорецензия сформировалась в России по западному образцу. Это формат серьёзного разбора, который существует на границе академического и популярного — во многих факультетах Film Studies сегодня появляются курсы, посвященные видеоэссеистике. Для тех, кто планирует заниматься видеоэссеистикой важно думать изображением и монтажными склейками. Текст, в случае видеоэссе, вторичен по отношению к изображению. Авторы YouTube-канала «Every Frame A Painting» написали подробный гид на Medium о том, как проходит процесс создания такого видео, — незаменимый гид для начинающих.

Главная функция автора — это создание добавленной ценности фильма, найти на условном Netflix хороший сериал, который не могут найти и посмотреть зрители. 

Антон Долин — кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино»

Кинокритика всегда сервисна. Даже для авторов такие интеллектуалы вроде Славоя Жижека, Ролана Барта, Михаила Ямпольского, выполняют сервисную функцию. Я лично этим пользуюсь. Часто задача критика — объяснить что-то просто для аудитории. В Петербурге перед одним из показов фильма братьев Дарденн один зритель сказал: «Я такой фильм буду смотреть впервые в жизни. Как мне его понять?» Критик должен уметь отвечать на такие вопросы. Сомнений в необходимости этой профессии у меня нет, поэтому многочисленные спекуляции на тему «кому нужны критики?» во многом бессмысленны. Можно сказать, конечно, что Антон Долин сидит в программе у Ивана Урганта, поэтому его журнал читают, но искренне верю и надеюсь, что это не так. Я сделал всё, чтобы умирающий толстый журнал стал ещё толще и его тираж увеличился вдвое (3000 экз.). Рейтинги на Кинопоиске и Rotten Tomatoes, рецензии на 3500 знаков чуть ли не погубили жанр настоящей кинорецензии, но на длинные, сложные тексты все еще сохраняется спрос у публики. 

Михаил Ратгауз — кинокритик, историк кино, специалист по немецкому кинематографу, заместитель главного редактора портала colta.ru, куратор кинопрограмм;

Кино сегодня — это фрагментированное образование, которое с 1970-х годов постепенно разделилось на ниши. Критику нужно выбрать свою нишу и отвечать за нее. Кинокритика — это среда, которая редко обслуживает крупные релизы (блокбастеры, франшизы). Людям нужна критика, чтобы разобраться в артхаусном кино. Поэтому критик часто может становиться помощником фильма в прокате — его точно посмотрит аудитория, лояльная определенному автору. В золотое время «Cahier du Cinema» критики имели представление о том, как снимается кино. У них было теоретическое и практическое представление о том, как поставить камеру, как работать с актёром, как устроен монтаж — таких навыков сегодня не хватает молодым кинокритикам, но понимание этих процессов важно для анализа фильма.

Василий Корецкий — кинокритик, шеф-редактор раздела «Кино» на портале colta.ru, редактор сайта «КиноПоиск»

Критик — это человек, который помещает фильм в широкий контекст. Зритель, прочитав кинорецензию, должен видеть то, что находится за рамками экрана. Кинокритика изначально вышла из критики литературной — это оставило след в восприятии авторами фильма как текст. В отечественной критике, которая развивалась в 90-е, установился этот литературоцентризм. Существует неспособность у молодых авторов позиционировать фильм в широком культурном контексте, потому что он не привык рассуждать политически. Нет школы политической мысли, он слишком заточен на киноконтент. Не хватает времени и знаний на глубокое осмысление. Изменился читатель и изменился формат кинорецензии. Сегодня гидом для зрителя чаще становятся рейтинги КиноПоиска и Rotten Tomatoes. Поэтому проходит время для критика, который успешно пишет про все. Появляется спрос на специализацию и профиль автора.

Егор Москвитин, обозреватель «Медузы», журнала Esquire и «Авторадио», внештатный автор журналов «Искусство кино», «Афиша» и «Огонёк». Программный директор фестиваля сериалов «Пилот». Лауреат премии им. Михаила Левитина лучшему молодому кинокритику года (2014)

Кинокритика — это индикатор благополучия СМИ. Если портал Газета.ру всё еще может отправлять корреспондента в Венецию или в Канны, то в издании всё хорошо. Главная функция автора — это создание добавленной ценности фильма, найти на условном Netflix хороший сериал, который не могут найти и посмотреть зрители. Аудитория ходит в кино для того, чтобы выстроить систему свой/чужой ради того, чтобы общаться, находить близких по духу людей, находить себя. Для критика важно быть адекватным тому медиа, где он работает. Автор-видеоэссеист должен уметь визуализировать слова, радио-комментатор должен уметь говорить легко и просто. Важно быть рассказчиком истории, найти баланс между рефлексией и действием. Автору не нужно бояться своего невежества, потому что невежество — это всегда повод в чём-то разобраться и рассказать об этом историю своему читателю.


Другие новости

Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации

×