Новый клип Синекдохи Монток: взгляд режиссера и художника-постановщика
В рамках летнего лектория Московской школы кино режиссёр Олег Трофим рассказал об идее клипа «Где Бы Ты Ни Был», переговорах с артистами, преимуществах работы в жанре музыкального видео и источниках вдохновения
Рассказать, продать и привлечь людей можно к любому проекту, когда режиссер верит в то, что он делает. Когда «Синекдоха Монток» выпустили новый альбом, я написал Савве Розанову: «Вы разбили мне сердце своей музыкой, я хочу с вами работать». Мы выбрали песню, у меня появилась идея, и я приступил к поиску съёмочной группы. Снимать историю о смерти, даже если эта история светлая, оказалось очень сложно. Не все готовы работать с таким материалом, ассистент Димы [Дмитрий Онищенко, художник-постановщик видео — прим. ред.] согласился участвовать в подготовке видео, но отказался присутствовать на съемках. Даже Дима испугался этой затеи, мне пришлось лично его убеждать в том, что история заслуживает его внимания.
Музыкальный клип, тем более для такой малоизвестной инди-группы, как «Синекдоха Монток», — это всегда некоммерческий проект. Работа в рекламе прибыльна, но она совершенно лишает тебя творческой свободы. Жанр музыкального видео позволяет реализовать себя как художника, можно экспериментировать с формой, реализовывать свои идеи в короткой форме. Наш бюджет составил 4 миллиона рублей — хороший для творческого проекта. Собирали с миру по нитке, большая часть группы согласилась участвовать почти на голом энтузиазме, потому что поверили в эту историю. С Ириной Горбачевой я договорился, как и с Саввой: написал ей, она заразилась идеей так же, как и мы все. Было сложно найти актера для роли мальчика: не каждый родитель согласится положить своего ребенка в гроб. Кая Гетца мы выбрали на первом кастинге, и все сложилось удачно. В нашей культуре много суеверий, они притупляют восприятие и не дают поговорить о действительно важных вещах. Смерть — это то, что может случиться с каждым из нас в любой момент, но мы почему-то не готовы принять её такой, какой она есть. Мы решили говорить на эту тему потому, что об этом разговаривать страшно.
На встречу с Саввой я пришёл с готовой презентацией идеи и референсами. Вдохновение для визуальных образов лучше всего искать на Pinterest, Magnum и во время просмотра фильмов. Для меня отправными точками стали картины «Запределье» Дэвида Финчера, «Ида» Павла Павликовского, «Макбет» Джастина Курзеля, реклама Лейки к столетию бренда, чёрно-белые старинные съемки в католических храмах (к сожалению, очень мало похожего материала сохранилось в православии, поэтому картинка у нас в итоге вышла с католическим «флером»). Для нас важно было передать красоту ритуалов именно в православной традиции. Мы обсуждали много традиций, связанных с похоронами не только в локальной культуре, но и в целом в христианстве. Различные языческие обряды, которые до сих пор живут вместе с нами и наступают нам на пятки: иногда мы смотрим в зеркало, когда что-то забыли дома, или идём налево, когда кошка дорогу перебежала. Синтезировали религиозный мир и включили в нашу работу. Так появились камушки на глазах — древний славянский обычай. Людям закрывали глаза, чтобы мертвец не моргнул (так иногда бывает, когда сокращаются мышцы).