Новый клип Синекдохи Монток: взгляд режиссера и художника-постановщика

В рамках летнего лектория Московской школы кино режиссёр Олег Трофим рассказал об идее клипа «Где Бы Ты Ни Был», переговорах с артистами, преимуществах работы в жанре музыкального видео и источниках вдохновения

Рассказать, продать и привлечь людей можно к любому проекту, когда режиссер верит в то, что он делает. Когда «Синекдоха Монток» выпустили новый альбом, я написал Савве Розанову: «Вы разбили мне сердце своей музыкой, я хочу с вами работать». Мы выбрали песню, у меня появилась идея, и я приступил к поиску съёмочной группы. Снимать историю о смерти, даже если эта история светлая, оказалось очень сложно. Не все готовы работать с таким материалом, ассистент Димы [Дмитрий Онищенко, художник-постановщик видео — прим. ред.] согласился участвовать в подготовке видео, но отказался присутствовать на съемках. Даже Дима испугался этой затеи, мне пришлось лично его убеждать в том, что история заслуживает его внимания. 

maxresdefault (1).jpg

Музыкальный клип, тем более для такой малоизвестной инди-группы, как «Синекдоха Монток», — это всегда некоммерческий проект. Работа в рекламе прибыльна, но она совершенно лишает тебя творческой свободы. Жанр музыкального видео позволяет реализовать себя как художника, можно экспериментировать с формой, реализовывать свои идеи в короткой форме. Наш бюджет составил 4 миллиона рублей — хороший для творческого проекта. Собирали с миру по нитке, большая часть группы согласилась участвовать почти на голом энтузиазме, потому что поверили в эту историю. С Ириной Горбачевой я договорился, как и с Саввой: написал ей, она заразилась идеей так же, как и мы все. Было сложно найти актера для роли мальчика: не каждый родитель согласится положить своего ребенка в гроб. Кая Гетца мы выбрали на первом кастинге, и все сложилось удачно. В нашей культуре много суеверий, они притупляют восприятие и не дают поговорить о действительно важных вещах. Смерть — это то, что может случиться с каждым из нас в любой момент, но мы почему-то не готовы принять её такой, какой она есть. Мы решили говорить на эту тему потому, что об этом разговаривать страшно. 

На встречу с Саввой я пришёл с готовой презентацией идеи и референсами. Вдохновение для визуальных образов лучше всего искать на Pinterest, Magnum и во время просмотра фильмов. Для меня отправными точками стали картины «Запределье» Дэвида Финчера, «Ида» Павла Павликовского, «Макбет» Джастина Курзеля, реклама Лейки к столетию бренда, чёрно-белые старинные съемки в католических храмах (к сожалению, очень мало похожего материала сохранилось в православии, поэтому картинка у нас в итоге вышла с католическим «флером»). Для нас важно было передать красоту ритуалов именно в православной традиции. Мы обсуждали много традиций, связанных с похоронами не только в локальной культуре, но и в целом в христианстве. Различные языческие обряды, которые до сих пор живут вместе с нами и наступают нам на пятки: иногда мы смотрим в зеркало, когда что-то забыли дома, или идём налево, когда кошка дорогу перебежала. Синтезировали религиозный мир и включили в нашу работу. Так появились камушки на глазах — древний славянский обычай. Людям закрывали глаза, чтобы мертвец не моргнул (так иногда бывает, когда сокращаются мышцы).

Работа в рекламе прибыльна, но она совершенно лишает тебя творческой свободы. Жанр музыкального видео позволяет реализовать себя как художника, можно экспериментировать с формой, реализовывать свои идеи в короткой форме. 
Съёмки отпевания в храме оказались самым сложным препятствием. Нужно было определиться с тем, как и где это будет происходить. Мы общались со священниками, с профессурой о традиции отпевания в православной церкви. Мы решили, что будем снимать обряд похорон святого, — огромное количество элементов, которые мы прорабатывали с художником по костюмам, с реквизитором. Архиерейский костюм нам пришлось шить самостоятельно (невероятно дорогая вещь). Какие-то вещи нам получилось найти, какие-то нет, но мы не стремились к документалистике, нам важно было рассказать об эстетике православной культуры. Найти подходящий храм и настоятеля, который бы согласился на съёмки оказалось непросто. Нам пришлось изменить сценарий, чтобы не перепугать священнослужителей. Голубь — символ души из потустороннего мира. Их присутствие для человека усопшего означает, что они приняли его в свой мир. Принято их подкармливать: овсом, пшеном. Это и православная традиция и нет — иногда приходилось поступаться с идентичностью ради эстетики.

Другие новости

Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации

×