Кино — зеркало стилей. Импрессионизм.
Кинематограф — искусство синтетическое. Не удивительно, что в разное время на него оказывали влияние различные изобразительные стили. Как говорил советский искусствовед В. Н. Прокофьев: «Импрессионизм — это достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности».
Что такое импрессионизм? Термин предложил французский критик Луи Леруа. Буквально — это впечатление. В кино необходимо захватить внимание зрителя. И стоит начать этот захват с впечатления. Трансляция ощущений автора, чувственное воздействие на зрителя, тонкая фиксация мимолетных впечатлений при помощи красок когда-то ознаменовали собой противостояние молодого поколения художников условностям академической живописи. Наиболее яркие представители направления — Клод Моне, Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль, Берта Мориззо, ранний Рауль Дюфи. В импрессионизме отсутствует смысловая нагрузка, художника волнует повседневная красота момента в природе, пейзаже, городе с его обитателями.
В кино течение выразилось прежде всего в поиске авторов нового кинематографического языка, отличного от существующих. Им оказался «киноимпрессионизм» (термин ввел французский энтузиаст кино Анри Лангуа). Киноимпрессионизм прежде всего был связан с объединением «Авангард», в который входили Луи Деллюк, Абель Ганс, Марселя д’Эрбье, Жермен Дюлак, Жан Эпштейн, Карл Теодор Дрейер.
«Фотогенисты» — так еще определялось новое направление в кино. Жан Эпштейн характеризовал «фотогению» как любой аспект вещей, явлений и духовности, которые умножают свои моральные качества в кинематографе. Авангардисты снимали размышления человека, используя деформацию кадра, его размытость и искривление изображения. Фотогеничное видение действительности и визуальное отражение психологических эмоций — вот что стало программной концепцией нового течения, сформулированной Луи Деллюком.
Режиссёр Абель Ганс одним из первых начал использовать изобразительные новшества импрессионизма в нарративном кино. Его фильм «Наполеон Бонапарт» (1927) вызвал шок и фурор своей демонстрацией на тройном экране. Влияние направления в фильме очевидно: Абель Ганс использует приемы двойной экспозиции, переходов, «контурирования» для передачи символических смыслов. Фернан Леже, Марсель Дюшан, Луи Бунюэль, Сальвадор Дали, Жан Виго, Марсель Карне и многие другие ощутили на себе сильнейшее влияние этого направления.
Влияние импрессионизма на киноискуссво можно проследить в 60-х, 70-х и даже в 80-х. Оно ощущается в творчестве Фредерико Феллини, Микеланджело Антониони, Робер Брессона, Ингмара Бергмана, Вима Вендерса, Клода Лелуша, Ларса Фон Триера.
В советском кино импрессионизм откликнулся в картинах Георгия Данелии («Я шагаю по Москве» (1963)), Марлена Хуциева («Июльский дождь»), Арсения Тарковского («Зеркало», «Андрей Рублев»), Сергея Соловьёва («Станционный смотритель»), Сергея Параджанова («Ашик Кериб», «Тени забытых предков»).
Импрессионизм развил в кинематографе образно-чувственное начало, умение режиссёров работать с впечатлениями и переносить эти чувства на экран.
Выдержка из мастер-класса куратора программы «Художественная постановка» Аддиса Гаджиева в ММОМА.
Статья отражает личную и субъективную точку зрения автора.