Как снять документальный фильм: от идеи до премьеры

Анна Артемьева
Автор

Метод документальной съемки привлекает кинематографистов тем, что позволяет наблюдать события и героев в реальной обстановке. Достоверность документального кино противостоит фантазийному миру игрового кино и часто оказывается не менее увлекательной — иногда жизнь создает такие повороты, которым позавидовал бы опытный сценарист.

Рассказываем, чем документальное кино отличается от игрового, какие работы вошли в историю кино, как снять собственный неигровой фильм и какими легендарными фильмами стоит вдохновиться, прежде чем отправляться писать сценарий.

Чем отличается документальный фильм от художественного

Документальный фильм показывает реальную жизнь. В его основе — события и явления, которые происходили в действительности, истории и проблемы

конкретных людей. В этом главное отличие документального фильма от игрового — во втором случае сюжет полностью или частично придуман сценаристами.

 

Кадр из фильма «Живой», режиссер Константин Селин, продюсеры — Николай Янкин, Наталья Смагина, Анастасия Шаталова. 2022 год

Игровой фильм иногда основан на реальных событиях, но история героев в этом случае все равно перерабатывается в сюжет: сценаристы подсвечивают наиболее драматичные моменты, удаляют или добавляют героев. Так фильм становится более динамичным и увлекательным для зрителя.

«Документальное кино сейчас востребовано. Стремительно развиваются VOD-платформы, которые испытывают дефицит такого контента. Независимое авторское документальное кино — сейчас в андеграунде. Также активно развиваются небольшие комьюнити, в которых обсуждают просмотренные фильмы.

Перспективы у документального кино разные, как и оно само. Авторское неигровое — ждет цензура и забвение до лучших времен, но это не значит, что его не надо продолжать снимать. Хорошо обстоят дела у лент о спорте, кухне, природе. Единственный пример авторских документальных сериалов — это сериалы учеников Марины Александровны Разбежкиной на платформе Premier, но это исключение и фильмы снимались до 2022 года. Все прочее, что сейчас выходит на платформах, — это, скорее, телевизионные фильмы. Они не затрагивают в основном острые политические или социальные вопросы», — Анна Артемьева, преподаватель режиссуры документального кино, программы «Новый DOC» в Московской школе кино, режиссер документального кино, кинооператор.

 


Кадры из фильма «Живой», режиссер Константин Селин, продюсеры — Николай Янкин, Наталья Смагина, Анастасия Шаталова. 2022 год

Особенности документального кино

В документальном кино нет правильного хронометража: фильм длится столько времени, сколько нужно создателям, чтобы раскрыть тему. Это может быть короткий метр, часовое кино, продолжительные форматы и документальные сериалы. Например, самый длинный документальный фильм в истории идет 14,5 часа — 873 минуты. Фильм «Путешествие» Питера Уоткинса — активистский проект 1986 года против гонки вооружений. Режиссер снимал его в 15 странах и явно был больше заинтересован в том, чтобы показать угрозу ядерного оружия, чем в том, чтобы создать удобный для зрителя хронометраж.

Авторское документальное кино позволяет выразить субъективный взгляд как художника и увидеть его уникальную точку зрения на героя или события. Такое кино особенно популярно среди зрителей со схожей точкой зрения и может менять мнения остальных зрителей.



Постер и кадр из фильма «Можно я не буду умирать?» Режиссер — Елена Ласкари. Фильм получил приз зрительских симпатий на Международном фестивале документального кино «Докер» в 2024 году

В документальном кино, как и в игровом, обычно есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Однако автор может распоряжаться структурой фильма достаточно свободно — отказаться от жесткого сценария и даже главного героя. В документальном фильме «Восхождение» (номинант на «Оскар» в 2022 году) режиссер Джессика Кингдон анализирует, как коммунистический Китай превращается в лидера мировой экономики. В объектив оператора попадают сотни людей: темы документальных фильмов раскрываются через коллективные образы, практически лишенные индивидуальных особенностей.

Жанры документального кино


© Freepik

«Важно понимать, какие инструменты и палитру можно использовать при работе над своим авторским кино. Это не значит, что придется работать в каком-то определенном жанре. На мой взгляд, как раз многие интересные авторские фильмы часто находятся на стыке жанров.

Есть разные варианты деления документальное кино на поджанры. Один из вариантов — классический: делим по стилистике, тону, особенностям повествования и так далее. Мне ближе другой вариант — деление на основе метода съемки», — Анна Артемьева, преподаватель режиссуры документального кино, программы «Новый DOC» в Московской школе кино, режиссер документального кино, кинооператор.
К классическим поджанрам относятся:

  • Разъяснительные, обучающие и научно-популярные фильмы. Обычно это биографическое кино, об историческом событии или эпохе. Часто есть закадровый голос, который все подробно объясняет. Такие фильмы могут содержать мнения ученых, которые на камеру поясняют, например, как неандерталец держал оружие. Поджанр, скорее, телевизионный и для VOD-платформ и редко используется в авторской документалистике.
  • Поэтические фильмы. Они построены на изображении, часто без текста и закадрового голоса. Если текст присутствует, он тоже — поэтическое высказывание. Пример — короткометражный «Дождь», снятый Йорисом Ивенсом и Маннусом Франкеном в 1929 году.
  • Эссе, кинодневник. Если вы смотрите фильм и понимаете, что читаете в субтитрах или слышите закадровый текст от первого лица со сложными, не всегда понятными мыслями режиссера, скорее всего, это фильм-эссе. Основа такого фильма — повествование, подкрепленное изображением. Великий мастер жанра — Крис Маркер.
  • Наблюдение. Создает иллюзию бесстрастного наблюдения за происходящим. Режиссер не представлен в фильме явно. Он показывает жизнь такой, какая она есть, не давая оценку. Наблюдение показывает, насколько поэтично видение режиссера, на что он смотрит, как долго наблюдает, что выбирает для монтажа. Хороший пример жанра — фильм «Тише» Виктора Косаковского.
  • Фильм-участие, или участвующая документалистика — противоположность наблюдению. Режиссер выступает в фильме как активный участник, появляется в кадре, взаимодействует с другими героями фильма. Пример — фильмы Майкла Мура.
  • Концерты, спектакли и другие мероприятия. Скорее, это телевизионный жанр, но фильм Ренаты Литвиновой «Зеленый театр в Земфире*» (*признана иноагентом) — пример ее авторского видения.
  • Интервью. Ближе к телевизионному жанру, но встречается и в авторском кино. Пример — «Покидая Неверленд» Дэна Рида.
  • Реконструкция, или драматизация. В таких фильмах воссоздают событие с помощью актеров. Можно спорить, действительно ли это документальное кино, но этот метод используется в фильмах других жанров. В 2024 году на IDFA Festival показали фильм этого жанра — «Четыре дочери» тунисского режиссера Каутер Бен Ханьи.
  • Анимационный. Сделан с помощью анимации в качестве художественного решения. В основе лежит документально записанные один или несколько героев. Пример — «Вальс с Баширом» Ари Фольмана.
  • Хроникальный фильм, или хроника. Жанр № 1 во всем кино. Ценность кинематографа как формы документа была очевидна сразу, и многие из первых фильмов братьев Люмьер заключались в фиксации событий — заурядных («Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота») и исторических («Коронация Николая II»).
  • Found Footage, или найденные пленки. Режиссер создает такой фильм из материала, который нашел где-то или ему подарили. Примеры — фильмы Лозницы: «Прощание со Сталиным», «Блокада».
  • Этнографические фильмы создают для фиксации антропологических исследований: ритуалы на Бали и Новой Гвинеи, рассказы о народах из тропических лесов Амазонки и др. Пример — «Духи неповиновения: народ мангбету из Заира» режиссера Роберта Макки.
  • Расследование. Бывают разного масштаба — от слу­чаев из частной жизни до исторических катастроф. Пример — «Акт убийства» Джошуа Оппенхаймера.
  • Портрет. Распространенный жанр. Это фильмы о личности или истории, с ней связанной. Пример — «Портрет под мухой» Елены Ласкари и «Человек-гризли» Вернера Херцога.
  • Экспериментальная документалистика. Расплывчатый поджанр, но условно к нему относятся филь мы на документальном материале, которые не рассказывают и не рас суждают. Их создатели заняты формальным поиском, и сама сделанность фильма становится явной и важной составной его частью. Пример — «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова.
  • Докуфикшн — гибридный жанр, в котором участвуют реальные люди в реальных обстоятельст­вах, но само действие — постановка. Термин изобрели только в XXI веке. Пример — «20 000 дней на Земле» Яна Форсиса и Джейна Полларда.
  • Мокьюментари. Похож на докуфикшн тем, что располагается между игровым и документальным кино, но ближе к игровому. Жанр не относится к документальному видео, а воспроизводит его эстетику в вымышленных сюжетах ради мистификации или пародии. Пример — «Первые на Луне» Алексея Федорченко.
Попробовать себя в разных жанрах можно на программе «Новый DOC» Московской школы кино. Обучение длится 1 год, за который cтуденты освоят специфику документального киноискусства: отработают все этапы производства видео, включая юридические и рекламные аспекты, научатся работать с персонажами и создавать сценарий и многое другое.

Структура документального фильма


© Freepik

С одной стороны, документальный фильм может показаться жестким жанром, в котором неуместны постановка и лирические отступления. С другой — документальное кино дает режиссеру максимум свободы в создании структуры будущего фильма.

Базовые элементы структуры — герои, события и локации (то, что мы снимаем) и четко очерченная проблематика (зачем мы снимаем). Остальные детали структуры — закадровый текст, архивные кадры, дополнительные игровые сцены, музыка, анимация и инфографика — подчинены двум основным и подбираются режиссером в зависимости от авторского замысла.

Как правило, фильмы «в стиле документалки» снимают без жесткого сценария — скорее, по сценарному плану. Съемки зачастую построены на живом общении, и задача режиссера — следовать за теми сюжетными линиями, которые открываются в процессе диалога с героями.

Сколько стоит снять документальный фильм


Постер фильма «Никто не знает, где живет Валерик», 2022 год. Режиссер Анна Артемьева, преподаватель режиссуры документального кино, программы «Новый DOC»

Смета на съемку неигрового кино колеблется от затрат личных ресурсов режиссера до миллионов рублей. В первом случае режиссер снимает на смартфон и монтирует готовый фильм. Во втором расходная часть состоит из стоимости оборудования, трат на командировки, логистику, продвижение и гонорары команды.

Основные расходы на производство фильма:

  • Гонорарная часть: оплата работы съемочной команды — режиссера, оператора, специалистов постпродакшена — колориста, монтажера и других.
  • Техническая часть: аренда или покупка профессионального оборудования и компьютерного софта, например монтажных программ.
  • Аренда локаций, если, например, интервью записываются в студии.
  • Логистика: стоимость выездных съемок и командировок, оплата транспортных расходов и проживания.
  • Визуальная часть: создание DCP для показов, цветокоррекция.
  • Звуковая часть: создание музыки или покупка готовых треков по лицензии, при необходимости — гонорар музыкального редактора.
  • Продвижение: рассылка на фестивали, получение прокатного удостоверения, организация показов, реклама.

«Есть несколько источников финансирования документального фильма:

1. Поддержка государства:

  • Минкульт. Для финансирования документалист должен сотрудничать со студией, от имени которой он подаст заявку в Минкульт на соискание субсидии.
  • Фонд поддержки регионального кино. При соблюдении ряда условий здесь тоже можно получить финансирование. Подробнее об условиях — на сайте фонда.
  • Президентские гранты. Если тема вашего фильма соответствует объявленным в этом году, вы можете получить грант на его создание.
  • Другие гранты.

2. Альтернативные возможности:

  • Частные организации и видеоплатформы.
  • Фонды. Например, фонд Александра Сокурова «Пример интонации» поддерживал дебютные независимые фильмы, в том числе и документальные.
  • Нетворкинг и соцсети. Есть группы и каналы, в которых регулярно вывешивается информация о различных конкурсах и возможностях найти финансирование на независимое кино. Например, Telegram-канал «Ссылки для друзей».
  • Собственные средства. Многие документалисты, как и я, начинают съемки на свои деньги. Делают из первого материала тизер, разрабатывают сценарий, пишут заявки и пытаются найти деньги на фильм на международных питчингах.

Поиск финансирования может быть сложным. Но это не повод переставать снимать документальное кино здесь и сейчас. Даже без денег», — Анна Артемьева, преподаватель режиссуры документального кино, программы «Новый DOC» в Московской школе кино, режиссер документального кино, кинооператор.

Процесс документальной съемки


© Freepik

Работа над фильмом начинается задолго до выезда на съемочную площадку и не ограничивается работой с камерой. Предварительные и завершающие этапы обычно длятся дольше, чем запись видеоматериала: эту особенность важно учесть при планировании сроков работы над фильмом.

1. Выбор идеи

В первую очередь тема документального фильма должна волновать самого автора: человеческий интерес к теме и степень вовлеченности всегда заметны в итоговой работе. Идеально, если при этом тема актуальна и интересна аудитории.

Автор может задать себе вопрос: «Что мне интересно, в чем я хочу разобраться, что я могу рассказать людям?» Можно рассказать, что происходит здесь и сейчас: запечатлеть события в реальном времени или подвести итог истории, которая недавно закончилась. Второй вариант — взять за основу сюжета исторические события и провести параллель с современностью.

Тема необязательно должна быть грандиозной — личные и нишевые сюжеты тоже находят отклик у зрителя. Например, в 2022 году «Оскар» за лучший документальный фильм получила работа «Лето соула» Амира-Халиба Томпсона. Фильм рассказывает о Гарлемском фестивале культуры 1969 года: режиссер показал редкие кадры с фестиваля, о котором мало кто знает. Но нишевая тема сработала из-за актуальной повестки Black Lives Matter.

2. Подбор команды

Иногда за создание фильма отвечает всего один человек, особенно на старте карьеры, когда ресурсы ограничены. Но обычно над документальным фильмом работает команда: режиссер, сценарист, операторы, осветители, редакторы и интервьюеры, технические консультанты и администраторы. Для воссозданных сцен также привлекают актеров.

Подумайте, какие функции вы сможете совмещать, а какие лучше делегировать. Кстати, у маленькой команды есть преимущество перед большой съемочной группой: в такой обстановке проще договариваться и снимать. Героям фильма проще раскрепоститься, когда на площадке всего несколько человек. А вот полноценная команда может смутить и напугать героя, если он не привык давать интервью на камеру.

3. Написание сценария

В основе сюжета документального фильма всегда лежит вопрос, а визуальное повествование становится способом поиска ответа. Понять основную линию будущего фильма обычно помогают исследования и интервью с потенциальными героями:

  • Исследование может строиться на открытых и закрытых источниках: это и анализ ранее вышедших материалов по теме (статьи и фильмы), и работа в архивах.
  • Предварительные интервью не входят в итоговый монтаж, но помогают раскрыть героев. Развернутый диалог может подсказать для документального фильма новые сюжетные линии.

Жесткого сценария, скорее всего, не будет, но важно, чтобы идеи были написаны хотя бы в виде плана. Это может быть таблица из двух столбцов: в левом отмечаем аудиоряд (то, что говорят герои, или закадровый голос), в правом — что в этот момент происходит на экране.

4. Съемка

Съемочный процесс начинается с разработки плана-графика — в этом документе прописана работа всей команды. График помогает планировать:

  • Выезды на интервью. Возможно, к некоторым героям придется возвращаться, чтобы лучше раскрыть или проследить за ситуацией в динамике.
  • Мероприятия, которые вы хотите снять. Для повествования могут быть важны совершенно разные события — от презентации крупного бренда до встречи выпускников.
  • Работы вне съемок — доработку сценария, промежуточный и итоговый монтажи.

Важно: в ходе съемки оператор должен фиксировать не только основную линию (мероприятие или интервью), но и контекст — делать общие планы и макропланы. Такие съемки позволят создать логичный переход между сценами во время монтажа, наложить закадровый голос.

5. Монтаж

Монтаж документального фильма — чуть более сложный процесс, чем сборка уже отснятых кадров. Он состоит из нескольких этапов. Чтобы ничего не забыть, можно двигаться по чек-листу:

  1. Отсмотреть материал и вырезать все, что кажется скучным, затянутым, не имеет отношения к сюжету или не удалось по качеству.
  2. Обновить план для фильма. Скорее всего, в процессе работы над фильмом появились новые сюжетные линии, а другие показались неактуальными.
  3. Написать или обновить закадровый текст, записать закадровый голос. Повествователем может быть как автор фильма, так и приглашенный диктор.
  4. Выстроить последовательность сцен и кадров на экране в специальной программе для монтажа (Adobe Premiere Pro, Final Cut Pro, DaVinci Resolve). Идеи, зафиксированные на бумаге, могут не сочетаться на экране. На монтаже нужно найти ритм смены кадров, понять соотношение планов, подобрать звуковой ряд. Даже если сводить кадры будет монтажер, кинорежиссеру полезно знать азы программ, понимать их возможности и ограничения — так будет проще донести идею.
  5. Убедиться, что у фильма эффектное, вовлекающее начало и правильное окончание. Спросите себя, захочет ли зритель размышлять о вашем фильме после финальных титров?
  6. Сократить фильм. Обычно первый монтаж длиннее заявленного хронометража. Это нормально, большие проекты сокращают в несколько этапов, а иногда пересматривают хронометраж, чтобы не жертвовать качественным материалом.
  7. Добавить звуковые и графические эффекты, обложку и титры.

6. Продвижение

Единой правильной стратегии не существует, но есть несколько действий, которые важны для успешного продвижения:

  • Подумайте о целевой аудитории на этапе создания фильма. Это зумеры или люди старшего возраста? Интересная многим или нишевая тема? Чем лучше язык фильма понятен целевой аудитории, тем быстрее он найдет своего зрителя.
  • Разместите готовую работу на видеохостинге. Отправьте ссылку тематическим блогерам и лидерам мнений: если фильм зацепит инфлюенсеров, они поделятся ссылкой со своей аудиторией.
  • Если тема социальная, предложите посмотреть фильм представителям фондов и некоммерческих организаций и попробуйте организовать совместный показ.
  • Подавайте заявки на участие в фестивалях. Это способ не только заявить о себе широкой аудитории, но и открыть для фильма перспективы на будущее: проект с хорошим фестивальным шумом может купить прокатная компания для массового показа.

Примеры успешных документальных фильмов


© Freepik

Для того чтобы снять документальный фильм, важна насмотренность. Подготовили подборку неигрового кино для вдохновения — от истоков жанра до современных работ:

1. «Человек с киноаппаратом», реж. Дзига Вертов, 1929 год

Дзига Вертов — пионер документального кино. Показать реальность беспристрастно и объективно, отказаться от придуманного сюжета и актерской игры — именно такие задачи ставил перед собой режиссер, и «Человек с киноаппаратом» стал манифестом нового кино. Черно-белый фильм отражает один день из жизни города, в котором одновременно разворачиваются тысячи сценариев человеческой жизни. Камера является действующим лицом: наблюдает, фиксирует и не дает оценок.

2. «Не оглядывайся», реж. Донн Алан Пеннебейкер, 1967 год

Музыкальный документальный фильм «Не оглядывайся» рассказывает о британском турне Боба Дилана в 1965 году. Проповедник с гитарой — такой образ музыканта рисует камера: на концерте в глуши, на пресс-конференции в столице, во время разборок на квартирнике — герой остается самим собой в любой ситуации.

3. «Коммивояжер», реж. Альберт Мэйслес, Дэвид Мэйслес, Шарлотта Зверин, 1969 год

Фильм-исследование о том, каким был торговый бизнес в Америке 1960-х. В течение 4 месяцев авторы следовали с камерой за четырьмя продавцами Библий. Отображая социально-экономическую повестку своего времени, режиссеры стремились остаться наблюдателями, не вмешиваясь в события и не убеждая зрителя принять ту или иную сторону.

4. «Шоа», реж. Клод Ланзманн, 1988 год

«Шоа» — документальный фильм-экскурс в трагическую историю нацистских концлагерей. Фильм Клода Ланзманна рассказывает о массовых убийствах евреев Европы и тех, кто несет ответственность за эти преступления. Удивительно, но в 80-е эта тема была слабо представлена в кинематографе, и Клод Ланзманн стал одним из первых документалистов, который открыто поднял вопрос освещения геноцида в кино. Для фильма было отснято 350 часов рабочего материала, а на создание финальной версии ушло 11 лет.

5. «Дом. История путешествия», реж. Янн Артюс-Бертран, 2009 год

«Дом. История путешествия» — одновременно экологический и социальный манифест. Совместный проект Янна Артюса-Бертрана и Люка Бессона призывает задуматься о будущем планеты, которое представляется не таким радужным. Фильм снимался на протяжении 18 месяцев в 53 странах мира и подсветил проблемы отношений человека и окружающей среды. Фильм можно посмотреть в интернете бесплатно: создатели проекта сознательно отказались от сборов, чтобы сделать картину доступной как можно большему числу зрителей.

6. «Выход через сувенирную лавку», реж. Бэнкси, 2010 год

Документальный фильм, посвященный самой загадочной фигуре в мировом арт-пространстве — художнику Бэнкси. По совместительству это еще и первый киноопыт легенды стрит-арта, в котором он выступает и как режиссер, и как объект исследования. Жизнь Бэнкси настолько окутана легендами, что критики даже усомнились в том, что фильм можно называть документальным. Авторы The New York Times придумали для фильма специальный термин — prankumentary (от англ. prank — «шутка» и documentary — «документальный»). Зрители же сочли киноработу удачной попыткой переосмыслить подход к консервативному документальному кино.

7. «В поисках Сахарного Человека», реж. Малик Бенджеллуль, 2012 год

В 1970-х в ЮАР был популярен фолк-рок-исполнитель Родригес. После короткого взлета музыкант исчез со сцены, но пару десятков лет спустя два фаната решили выяснить, куда пропал кумир. Расследование привело к невероятным результатам — тот случай, когда реальность обогнала самые смелые фантазии. А история поисков легла в основу документального фильма, который прогремел на множестве фестивалей и получил в 2013 году премию «Оскар».

8. «Соль земли», реж. Джулиано Рибейру Сальгаду, Вим Вендерс, 2014 год

Бразильский фотограф Себастьян Сальгаду — легенда в мире визуальных искусств. На протяжении 40 лет он запечатлевал войны, экологические и социальные катастрофы, дикую природу и ландшафт по всему миру. «Соль земли» — фильм-экскурсия по легендарным работам Сальгаду: соавтором-режиссером ленты стал сын фотографа Жулиану. Название фильма отсылает к Библии: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». В 2015 году «Соль земли» номинировали на «Оскар».

9. «Город кошек», реж. Джейда Торун, 2016 год

Нестандартный этнографический неигровой фильм. Стамбул — мегаполис, который знаменит не только достопримечательностями и гастрономией, но и особенным отношением к кошкам. Зритель увидит город по-новому — глазами семи кошек, а также людей, которые за ними ухаживают.

10. «Гунда», реж. Виктор Косаковский, 2020 год

Один из самых провокационных документальных фильмов последних лет. За 1,5 часа в фильме не появляется ни одного актера; в нем нет музыки и слов, зато есть 2 года из жизни свиньи с норвежской фермы. Критики называют «Гунду» медитативным и завораживающим фильмом, а еще убедительным манифестом вегетарианства. Кстати, одним из продюсеров документального кино выступил Хоакин Феникс.

Другие новости

Кто такой критик в кино: все о профессии
Что такое Adobe Premiere Pro
Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Кинооператор: все о профессии
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии

×