Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.

Варвара Леонтьева
Автор
Подумайте о любимом фильме или сериале — перед вашими глазами мысленно вспыхнут самые цепляющие кадры из него. Кто же поработал над тем, чтобы изображение на экране было таким захватывающим и врезалось в память?

На съёмочной площадке есть очень важный человек, без которого киноиндустрия просто не сможет существовать — это кинооператор. Режиссёры, продюсеры, актёры и прочие профессии в кино появились позже. Собственно, с изобретения аппарата "‎синематограф"‎, позволившего зафиксировать движущееся изображение, всё и началось.

Операторская работа — это умение воздействовать на эмоциональное состояние зрителя с помощью тщательно выстроенного визуального ряда. Наиболее яркие, запоминающиеся кадры используются для рекламы кинокартины перед выходом на экраны, включаются в тизеры и трейлеры, печатаются на плакатах и баннерах. Они вдохновляют художников и дизайнеров, а иногда даже становятся основой для мемов!

Самое важное о профессии

Используя основные инструменты: свет, цвет, перспективу, ракурс, фокус, движение, кинооператор переводит режиссёрские и художественные мысли в волнующий экранный образ.

Это единственная профессия, которая совмещает в себе гигантский объём технических знаний и творческих устремлений.

С режиссёрами, художниками, гримёрами и прочими участниками съёмочного процесса кинооператор говорит на языке чувств. Они описывают с помощью визуальных образов и эмоций то, что хотят увидеть в кадре. Задача оператора — перевести этот язык чувств на язык цифр, чтобы получить определённую игру света и цвета в кадре.

Стать оператором в кино быстро не выйдет. Не легче, чем стать врачом. Даже обладая самой умной техникой, без специальных знаний и умений, а также без развитого творческого вкуса снять качественный продукт не получится.

Техника — это лишь инструмент. Кисти помогают художнику перенести фантазии на полотно, а камера помогает оператору запечатлеть то, что он мысленно уже снял в своей голове.

Навыки и знания

Кинооператору необходимо обладать следующими навыками и знаниями:
  • хорошо разбираться в физике, геометрии, алгебре (необходимо будет учитывать силу тока, мощность приборов, преломление света, оптику и многое другое);
  • обладать развитым художественным вкусом и креативным мышлением;
  • хорошо знать историю кино;
  • разбираться в живописи и фотографии;
  • быть готовым к кропотливому труду;
  • не бояться экспериментировать;
  • хорошо изучить техническую часть профессии и следить за инновациями. Для этого нужно знать английский язык, потому что в основном информация о технических новинках выходит на английском.
Как появилась профессия кинооператора?

Попытки "‎оживить"‎‎ статичное фотографическое изображение предпринимались европейскими исследователями с середины XIX века. Но наибольшего успеха достигли братья Огюст и Луи Люмьер из Франции.

К 1895 году они смогли создать аппарат "‎синематограф"‎‎ и сняли с помощью него несколько роликов. Настоящим прорывом стало то, что этот аппарат мог осуществлять съёмку не только в специальном помещении, но и в любом месте. Полученный ролик можно было быстро подготовить к просмотру и продемонстрировать не одному зрителю, а целому залу.

Вскоре братья Люмьер провели в парижском кафе первый кинопоказ для всех желающих за плату в один франк. Зрителям продемонстрировали несколько видеосюжетов, в том числе комедийный "‎Политый поливальщик"‎. Позже появилось знаменитое видео "‎Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота"‎‎ (вопреки легенде, зрители не пытались убежать со своих мест, увидев надвигающийся поезд).

С развитием технологий в 1920-х годах в кино появился звук, а ещё через пару десятилетий изображение стало цветным. В 90-х появилась цифровая камера, позволяющая записывать видео без пленки.

Но все эти изменения коснулись лишь технической стороны дела. Сама суть профессии кинооператора, её творческая составляющая не изменились.

Чем отличаются оператор кино и телевидения?

Задача кинооператора — создать большой концепт будущего полотна, где учитывается всё: свет, пространство, движение. Он не ограничен в технических средствах, имеет возможность перезаписывать дубли снова и снова.

Телеоператор занимается студийными и репортажными съёмками, где рамки более жёсткие: ограниченное время и набор техники. Но требования к качеству изображения не столь высоки, как у кинооператора, чья работа будет демонстрироваться не только по телевизору, но и в кинотеатрах.

В функции кинооператора входит следующее:
  • длительная и основательная подготовка к творческому и техническому воплощению картины;
  • подбор команды дополнительных специалистов, которые будут помогать на площадке;
  • предварительные тесты техники, подбор необходимой глубины цвета и других показателей изображения с режиссёром и прочими участниками съёмочного процесса;
  • участие в разработке декораций. Например, нужно снять, как герой, находящийся в избе, спускается в подвал. Тогда изба для съёмок изначально будет строиться на возвышении в 1,5-2 метра.
  • составление календарно-постановочного плана, где расписана каждая сцена и кто в ней задействован;
  • обеспечение бесперебойной работы всей техники на площадке;
  • обеспечение определённого светового состояния сцены. К примеру, действие происходит утром. По факту, съёмки одной утренней сцены могут занять весь день. Кинооператор отвечает за то, чтобы у зрителя создавалось впечатление утреннего света, даже если на самом деле уже вечер. Сюда же относится создание особых эффектов: лунный свет днём, горящие глаза актёра в темноте и т.п.;
  • на этапе постпродакшн, то есть после завершения съёмочного периода, кинооператор участвует в подготовке картины к выходу на экраны, корректирует цвет и другие нюансы в отснятом материале.
Интересно, что оператор — это первый зритель актёров. Зачастую актёры оценивают убедительность своей игры по реакции оператора. Засмеялся ли он после шутки, опечалился ли после драматического монолога?

Обычно актрисы стараются наладить хорошие отношения с оператором, ведь от его работы и работы гримёра зависит, как будет выглядеть её лицо в кадре.

Какие есть особенности?

Плюсы профессии:
  • спрос на специалистов. Кино- и телеиндустрия постоянно развиваются. Поэтому спрос на профессиональных операторов есть всегда;
  • путешествия. Идеальная работа для тех, кто не любит сидеть на месте. Съёмки могут происходить в самых необычных и далёких местах, что предполагает командировки;
  • творчество. Можно воплощать свои самые смелые и яркие идеи в жизнь;
  • возможность получить мировые награды за свою работу. Существует огромное количество конкурсов, которые помогают продемонстрировать своё мастерство, стать известным;
  • свободный график: интенсивно работать на съёмках, а потом много отдыхать. Плюс для тех, кому не подходит работа в офисе с 9 до 18.
Минусы профессии:
  • большая конкуренция. На рынке киноиндустрии довольно много специалистов. Но количество не равно качеству. Труд хороших кинооператоров всегда востребован;
  • высокий конкурс при поступлении в киношколы;
  • ненормированный рабочий день. Съёмки могут начинаться очень рано или, наоборот, в погоне за хорошим кадром нужно начать снимать ночью;
  • большой объём и разный характер работы. Может быть тяжело физически выдерживать интенсивный график съёмок, а могут быть эмоционально сложные проекты.
Профессию оператора изначально было принято считать мужской, ведь первые видеокамеры были очень громоздкими и тяжёлыми. Но в последнее время женщин-операторов становится всё больше — современная техника достаточно лёгкая и удобная.

Команда операторов

Съёмки современных фильмов и сериалов предполагают наличие целой команды операторов. В неё входят:
  • главный оператор или оператор-постановщик. Он управляет всей командой, контролирует работу специалистов по разным типам съёмок;
  • камермены — те, кто непосредственно стоит за камерой. Зачастую над созданием кадра работают сразу несколько камерменов с разных ракурсов;
  • оператор стедикама (отвечает за стабилизацию изображения);
  • фокус-пуллер (осуществляет фокусировку объективов для определённой резкости изображения);
  • специализированные операторы: оператор воздушных съёмок; подводных съёмок; оператор-мультипликатор; оператор дрона; оператор крана; дольщик (управляет специальной тележкой на рельсах, называемой Dolly, для съёмок в движении);
  • ассистенты. Они следят за состоянием техники, её сохранностью, чистотой линз и объективов и так далее;
  • осветители (гаффер — главный осветитель и его помощники).
Место работы

Работа оператора не ограничивается стенами павильонов кино- или телестудий. В поиске удачной локации для съёмок оператор может отправиться на улицу, в лес, в другую страну, на северный полюс и даже в космос.

Операторы могут трудиться не только над созданием кино- или телепроектов, но и снимать рекламу, клипы, социальные ролики и многое другое.

Сколько зарабатывают операторы?

Ставка оператора зависит от его послужного списка (хорошее портфолио, профессиональные призы и награды позволяют претендовать на более высокий уровень оплаты труда).

Как правило, в каждый проект закладывается определённая ставка за работу специалиста.

Ставка начинающего специалиста может составлять от 10 000 руб. за смену. Опытные кинооператоры зарабатывают в среднем 50 000 руб. за смену (съёмки фильмов и сериалов).

Средняя зарплата оператора на ТВ — 120 000 руб. в месяц.

В рекламных проектах сумма может достигать 150 000 руб. за смену. Однако конкуренция среди специалистов на рекламных съёмках очень высока.

Обучение

Получить профессию оператора кино и телевидения можно не только в высших и средних учебных заведениях, но и в специализированных школах и на курсах, которые курируют известные мастера кинооператорского искусства.

Московская школа кино предлагает курс "‎Операторское искусство" под руководством признанного профи, президента Гильдии кинооператоров Союза Кинематографистов России, Ильи Демина. Срок обучения — два года.

В рамках курса студенты учатся снимать в павильоне и на натуре, работать с различным оборудованием, осваивают базовые навыки монтажа, цветокоррекции, звуковой режиссуры и саунд-дизайна.

Поступить могут и вчерашние школьники, и те, кто уже имеет среднее или высшее образование. Для поступления необходимо пройти вступительные испытания и собеседование с куратором и преподавателями курса.

Для прохождения отборочного этапа необходимо подать заявку и прислать эссе на тему "‎Мой любимый оператор"‎‎ и самостоятельно записанное видеообращение к приёмной комиссии на тему "‎Почему я решил стать кинооператором"‎, а также портфолио из собственных работ (это необязательно, но даёт преимущество).

Выпускники получают не только диплом о дополнительном профессиональном образовании, но и готовое портфолио с работами разных форматов и жанров. Есть примеры, когда студенты курса получали предложения о работе на съёмках ещё во время учёбы.

Специальность кинооператора требует много упорства и самоотверженности, но этот труд окупается с лихвой. Ведь в результате рождаются завораживающие, красочные и уникальные миры, к которым прикованы взгляды миллионов зрителей.

Другие новости

Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации
«Ирония судьбы» с индийскими эмигрантами и фильмы про войну: что в разных странах смотрят на Новый Год