Кинооператор: все о профессии
Кинооператор — это специалист в области кинематографии и телевидения, непосредственно отвечающий за создание визуального ряда и изобразительного решения. Без него не существует съемочный мир. Полнометражное кино, сериалы, видеоролики, клипы, телепередачи — везде нужен человек с камерой.
В тандеме с режиссером оператор участвует в разработке и реализации концепции съемки. Выбирает оптику, устанавливает камеры, работает с освещением и снимает материал в соответствии с планом и сценарием.
Профессия объединяет в себе мощные творческую и техническую составляющие — оператор не только фиксирует сцены, но и помогает зрителю поверить в реальность происходящего.
Рассказываем, из чего состоит профессия кинооператора: где учиться, какие навыки важно развить и как совершенствоваться.
Важное о профессии
Представление, что оператор — это человек, который просто следит за камерой, стереотипно. Работа с техникой на площадке — часть профессии. Но камера — только инструмент, а оператору важно развить и постоянно совершенствовать авторский взгляд. Умение видеть и воссоздавать, понимать и ощущать — это главное в профессии оператора. Камеры, оптика, стабилизаторы будут меняться, но умение работать со светом будет необходимо всегда. И это — главный скил для оператора.
Человек с камерой — это второй человек на площадке и незаменимый соратник режиссера. Часто творческий тандем режиссер-оператор складывается на долгие годы совместной работы. Так, оператор Михаил Кричман снял Андрею Звягинцеву пять фильмов, а Павел Лебешев — более девяти Никите Михалкову.
Режиссер может выступить в роли оператора. Квентин Тарантино сам снимал «Доказательство смерти», Ларс фон Триер — «Танцующую в темноте», «Догвилль» и «Мандерлей».
«Важно сразу создавать положительную репутацию и знакомства. Одно из огромнейших преимуществ обучения в МШК — большое количество знакомств с режиссерами и продюсерами, которые помогут продвижению в профессии. Вы исправно посещаете практику, снимаете знакомым и незнакомым режиссерам учебные работы и ролики, знакомитесь со всеми — с парнем-хлопушкой, девушкой-скриптом, режиссером, который разводит массовку. Все они режиссеры, но временно работают на небольших проектах и невысоких должностях. Делаете свой дипломный проект, доснимаете чужой дипломный проект, участвуете в фестивалях. И вот количество полезных номеров в вашей телефонной книжке увеличивается, как и шансы на приглашение в интересный проект.
Вы никогда не станете суперспециалистом сразу после выпуска, развитие должно быть постепенным. Нужно работать камерменом, вторым оператором или даже гафером. Первые 5–10 лет люди набираются опыта и знакомств.
Из важного еще хочу предостеречь от застревания во вспомогательных профессиях. Нужно стремиться к основной, постоянно ставить цели и развиваться», — Илья Демин, куратор программы «Операторское искусство» Московской школы кино, Президент Гильдии кинооператоров России, Президент российского отделения Европейской ассоциации IMAGO.
Что делает оператор
На съемке оператор выполняет разные задачи:
• Подготовка. Обсуждает концепцию с режиссером, создает постановочный сценарий, подбирает оптику, освещение для каждой сцены, расставляет на площадке камеры. Для некоторых жанров — набирает команду ассистентов.
• Съемка и визуальная сторона любого видео.
• Частичный монтаж. Помогает отобрать удачные кадры, консультирует по поводу сборки отдельных сцен.
• Полный монтаж. На небольших проектах собирает готовый видеопродукт из собственного материала.
Навыки и знания
Техническое мастерство, понимание кинематографического искусства, насмотренность и даже психология — все это пригодится оператору в работе.
Рассказываем подробнее:
• Знание истории кино. Творческие эксперименты с камерой, цветом и композицией — мастхэвы в работе оператора. Киноклассика покажет, какие приемы уже реализованы, и, возможно, подскажет, в каком направлении новичок может развивать свои идеи.
• Насмотренность и способность анализировать сцены. Опытный камермен смотрит фильмы не так, как зрители в кинотеатре. Кроме сюжета и визуала, его интересуют тонкости операторской работы. Отмечать, анализировать и разбирать приемы коллег — обязательная часть профессионального роста.
• Навыки работы с камерой. Для различных видов съемок требуются разные инструменты. Полезно уметь обращаться с разными видеокамерами — от съемки с воздуха до пленочных устройств.
• Опыт работы со светом. Оператор не всегда сам выставляет свет, но всегда контролирует результат. Иногда для того, чтобы создать ощущение раннего утра или ночи, приходится ставить свет несколько часов.
• Коммуникативные навыки. Для оператора важно понять замысел режиссера и уметь корректно донести собственное видение. А еще выстроить диалог с другими участниками съемочного процесса: актерами, техниками, ассистентами.
• Знание теории монтажа и монтажных инструментов. Даже если оператор не монтирует картину сам, он предлагает решения по монтажу. Для этого необходимо понимать возможности и ограничения монтажных программ.
Как появилась профессия кинооператора
С появления фотографии в 1822 году исследователи и изобретатели пытались заставить статичную картинку двигаться. Несколько технических изобретений, появившихся в разных странах практически одновременно в 1880-х годах, положили начало тому, что впоследствии стало кинематографом. Прорывом стало изобретение устройства, которое фиксировало съемку в динамике. Это и была камера, с которой появилась профессия оператора. Братья Луи и Огюст Люмьер представили зрителям первые фильмы, одним из которых был комедийный скетч «Политый поливальщик», в 1895 году.
Первые фильмы были немыми и черно-белыми, звук появился только в 1920-х годах. В конце 1930-х к звуку добавился цвет. Кинооператоров, которые снимали первые цветные фильмы, даже называли по-другому — цветооператорами. На протяжении десятилетий кино снимали на пленку, а в 90-х появились цифровые камеры — монтировать и хранить материал стало гораздо проще.
Исторически профессия считалась мужской. Камеры и бобины с пленкой были громоздкими — кинооператору требовалась хорошая физическая форма. Современное оборудование намного компактнее, поэтому на съемочных площадках женщин-операторов становится больше.
Чем отличаются оператор кино и телевидения
Граница между навыками оператора кино и телевидения условна — независимо от специализации оператор работает с техникой и визуалом. Однако в некоторых деталях задачи кинооператора и телеоператора различаются.
Оператор на телевидении, как правило, работает с короткими и быстрыми в производстве форматами: снимает новостные сюжеты, репортажи, студийные выпуски. В приоритете — скорость работы, способность быстро принимать решения и адаптироваться к обстоятельствам.
Кинооператор больше времени тратит на подготовку к съемке: согласовывает концепции и построение кадра, ставит свет. Скорость работы не так важна, как качество визуального материала: иногда для того, чтобы добиться идеальной картинки, требуются десятки дублей.
Особенности профессии — плюсы и минусы
Спорные стороны есть у любой профессии: для кого-то один фактор точно со знаком минус, для других — очевидный плюс. Рассказываем, какие нюансы стоит иметь в виду.
Плюсы профессии
Среди основных плюсов — интересные задачи, перспективы для самореализации, возможность работать в творческой команде. Но есть и другие:
• Спрос на профессионалов. Индустрия видео постоянно развивается, а рынок только растет. Кроме традиционных форматов вроде кино и телепроектов, сегодня снимают множество видеоблогов, коротких форматов для соцсетей, рекламных продуктов.
• Минимум рутины. Оператор постоянно снимает видео в разных локациях: в студиях, на природе, в городской среде. И каждая из них предполагает разные операторские задачи.
• Творческая реализация. Работа оператора дает возможность принимать креативные решения — в тандеме с режиссером или самостоятельно.
• Возможность получить признание. У всех престижных кинопремий есть номинация за лучшую операторскую работу — от российской «Ники» до международного «Оскара».
• Регулируемая нагрузка. В большинстве случаев операторы сами решают, готовы ли браться за новый проект или хотят выделить время для отдыха.
Минусы профессии
С некоторыми вещами придется смириться, если вы выбираете для себя профессию оператора:
• Нестабильный режим. Иногда график съемок настолько плотный, что не оставляет свободного времени, а порой между проектами возникают длительные паузы.
• Ненормированный рабочий день. Кинооператор — профессия не для тех, кто хочет работать с 9 до 18. Иногда съемки начинаются до рассвета или проходят ночью.
• Командировки и экспедиции. Бывает, что съемки проходят в отдаленных локациях. Дорога до места может занимать много времени, и там может не быть комфортных условий.
• Эмоциональное напряжение. На съемочной площадке всегда много людей — большое количество общения может выматывать.
• Высокий уровень личной ответственности. Потерялся исходник, плохо записан звук, не считывается карта памяти — любое происшествие — и под угрозой оказывается результат работы целой команды.
Команда операторов
На больших кинопроектах операторский цех может состоять из 20, в редких случаях даже из 30 человек.
Все участники команды операторов решают разные задачи:
• Оператор-постановщик, или главный оператор съемки. Он отвечает за слаженную работу команды, контролирует процесс по всем типам съемок.
• Оператор камеры. Обычно сцену снимают несколько операторов с разных ракурсов и разным планом. Внутри команды также может существовать градация, например первый и второй операторы.
• Оператор стедикама, или подвижной камеры. Для съемок оператор использует ручную камеру — для работы с этой системой необходима особая подготовка.
• Операторы с узкой специализацией, например специалисты воздушных или подводных съемок. На площадках кинофильмов часто работают оператор крана (на него подвешивают камеру) и дольщик (от названия тележки Dolly, предназначенной для съемки в движении).
• Ассистент по фокусу, или фокус-пуллер. Ассистент оператора, который отвечает за резкость сюжетно важных частей изображения, в том числе когда герои находятся в движении.
• Гафер — бригадир осветителей, а также его помощники.
• Грип — техник, который следит за корректным состоянием линз, камер, рельсов и кранов.
На небольшом творческом проекте операторская команда может быть гораздо меньше — иногда все эти функции сочетает в своей работе один специалист.
Место работы
Оператор далеко не всегда работает исключительно в павильоне или студии. Большинство проектов предусматривает натурные съемки, которые проходят на открытом воздухе или не предназначенном для съемок помещении. Это может быть лес, старый городской двор, бизнес-центр или экзотическая локация где-то в горах. Место съемок может меняться день ото дня — вот почему оператор, как правило, появляется на съемках одним из первых. Кадр приходится каждый раз выстраивать с нуля, и площадка должна быть полностью готова к появлению команды.
Сколько зарабатывает кинооператор
Как и в любой профессии, гонорары или зарплата оператора зависят от опыта и качества проектов в портфолио. Значение имеют и профессиональные награды, и личные рекомендации.
Сайты по поиску работы предлагают вакансии с ежемесячной зарплатой от 50 до 140 тысяч рублей для начинающего специалиста с опытом работы до 3 лет. Опытные кинооператоры могут рассчитывать на оплату около 40–50 тысяч рублей за смену, а звезды индустрии — до 150 тысяч рублей за смену.
Где работают операторы
Оператор видеосъемки может устроиться на киностудию, в креативные агентства или продакшн. Или работать на фрилансе и искать проекты самостоятельно — через знакомства, продвижение в соцсетях или публикации на биржах.
Нишу можно выбрать:
• Производство фильмов — художественных или документальных. Большие киностудии реализуют оба типа проектов, можно развиваться сразу в двух направлениях. Небольшие продакшны обычно концентрируются на узкой нише — так можно отточить навык работы с конкретным жанром.
• Телепроекты. Здесь тоже есть из чего выбирать: операторы снимают телесериалы, новостные и репортажные проекты, реалити-шоу и другие развлекательные форматы.
• Рекламные и креативные агентства. Речь идет обо всех типах коммерческих съемок — от рекламных роликов до продающих видео для соцсетей заказчика.
• Музыкальные продакшны. Съемкой клипов занимаются компании, которые сотрудничают с музыкантами и специализируются на этом формате.
• Медиа-отделы в крупных компаниях. В некоторых корпорациях есть собственные команды операторов для съемки внешнего и внутреннего контента — от видеопрезентаций продуктов до обучающих роликов.
• Ивент-агентства. Видеооператор может отвечать за свадебную видеографию и выбирать альтернативные направления. Например, съемки роликов о городских и коммерческих мероприятиях — фестивалях, выставках, открытиях.
• Образовательные проекты. Онлайн-образование сейчас очень востребовано, и операторов часто нанимают для записи курсов, интенсивов и семинаров.
• Спортивные проекты. Обычно спортивные соревнования транслируют в режиме реального времени — для прямой трансляции также необходима операторская работа.
«Иногда слышу вопрос о шансах работать в профессии за рубежом. Мое мнение, что при отъезде закрывается творчество, остаются съемки свадеб, детей или собак. Российский оператор за рубежом — как дерево, которое вырвали из нашей почвы, посадили в кадку и увезли на чужбину. Дело даже не в языковом барьере или другом менталитете — там нет знакомств, благодаря которым можно участвовать в интересном проекте. Репутация и связи нарабатываются десятилетиями, это важнее портфолио и регалий», — Илья Демин, куратор программы «Операторское искусство» Московской школы кино, Президент Гильдии кинооператоров России, Президент российского отделения Европейской ассоциации IMAGO.
Как стать оператором
Есть несколько способов попасть в профессию. Выбор зависит от многих параметров — от возраста до необходимости совмещать обучение с основной работой:
• Освоить нюансы профессии на площадке — начать с ассистента и дорасти до оператора. С одной стороны, этот путь позволяет сразу овладеть практическими знаниями. С другой — оставляет много пробелов, которые традиционное образование обычно закрывает.
• Поступить в вуз (например, бакалавриат МШК или ВГИК). Этот путь подходит для выпускников школ или тех, кто твердо принял решение сменить профессию. Сочетать обучение в вузе с традиционной пятидневной рабочей неделей точно не получится.
• Окончить курсы. Киношколы предлагают программы разной продолжительности, зачастую с акцентом на определенные навыки, например, документальную съемку или работу со светом.
Обучение
Специализированные курсы — простой способ входа в профессию. В Московской школе кино обучают под кураторством профессионалов индустрии и опытных преподавателей; программа включает максимум практических заданий.
Где учиться на кинооператора
Специалисты Московской школы кино разработали два курса разной продолжительности:
• Подготовительный курс «Операторское искусство» рассчитан на 4–5 месяцев. Занятия проходят вечером по будням или в выходные, поэтому такой формат удобно совмещать с работой или обучением в вузе. Программа знакомит с азами операторской работы: историей кинематографа, основами композиции и операторского мастерства, технологией работы с освещением, а также предусматривает практику в фотостудии. После обучения выпускник сможет сформировать портфолио из фоторабот.
• Курс «Операторское искусство» — для продвинутой аудитории. Рассчитан на 2 года. Программа построена так, чтобы за четыре семестра студент освоил теорию кино и применил все знания на практике — от съемок в павильоне и на натуре до основных навыков монтажа. В конце обучения школа выдает диплом о дополнительном профессиональном образовании. Также у студента будет портфолио с проектами в разных жанрах.
Обе программы реализованы под руководством Ильи Демина, президента Гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России.
Что нужно сдавать на оператора
Для подготовительного курса вступительные испытания не предусмотрены. Для подачи заявки необходимо иметь среднее, высшее или неоконченное высшее образование по любой специальности. Для учебы потребуется цифровой фотоаппарат любой марки, сменные объективы или трансфокатор и штатив.
У основного курса есть отборочный этап. Необходимо подать заявку, предоставить 20 фоторабот, прислать эссе на тему «Мой любимый оператор» и короткий видеоролик на тему «Почему я решил стать кинооператором». Опыт создания видеопроектов не обязателен, но станет преимуществом.