Назад к списку
28 дек
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Мария Терещенко, сценаристка, продюсер и программный директор Большого фестиваля мультфильмов, о взрослении БФМ, профессиональном образовании, преимуществах и недостатках онлайн-мероприятий.
Расскажите, как обстоят дела у Большого фестиваля мультфильмов в этом году.
Более-менее сопоставим. Заявок, конечно, значительно меньше, но не на порядок, а раза в полтора. Больше всего пострадал сериальный конкурс. Есть прекрасные фильмы, которые прошлись по зарубежным фестивалям, но в Россию не подаются. Мы про них знаем и знаем позицию авторов, студий, институций, которые приняли такое решение, даже при всей личной дружбе и симпатии к нашему фестивалю. Честно скажу, мы думали, будет хуже, очень сомневались, стоит ли вообще проводить фестиваль. Морально готовились к тому, что он будет в лучшем случае фестивалем стран Азии, Африки и Латинской Америки, а в худшем — вообще чисто российским.
Очевидные сложности сегодняшней фестивальной жизни — скажем, снижение числа заявок — куда менее важны, чем некоторые другие обстоятельства. Мы последние 30 лет считали, что строим какой-то мир, куда-то стремимся. Все, что мы делали, было связано с ценностями, например, с культурной интеграцией. Сейчас все куда менее очевидно. Создается ощущение, что мы откинуты на много лет назад, и вопросов стало куда больше, чем ответов.
Последние два года вы в рамках БФМ проводили онлайн-мероприятия. Это была вынужденная мера, связанная с пандемией? Состоятся ли онлайн-показы в этом году?
Изначально это действительно было продиктовано необходимостью. Позже мы разглядели в онлайн-формате множество преимуществ. Онлайн дает прекрасную возможность общаться с людьми, расширяет круг зрителей и участников фестиваля. Нам понравился формат, мы планируем продолжать с ним работать и в этом году.
Вопрос, связанный с онлайн-показами: вы считаете, что анимацию, созданную для большого экрана, нужно на нем же и смотреть? Или настоящему искусству все равно, оно и через экран компьютера или телефона до зрителя достучится?
Анимации точно не все равно. Человек, который считает, что все равно, на самом деле ошибается. Анимация — в том числе изобразительное искусство. Вы же не будете говорить, что вам без разницы, как смотреть на Мону Лизу: в Лувре или на почтовой марке. Вы получаете разный объем информации. Есть фильмы, про которые можно сказать, что вы не видели их вообще, если не видели на большом экране. Например, снятый для IMAX мультфильм Петрова «Старик и море», настоящая масштабная живопись. Есть, конечно, и фильмы, для которых экран не настолько важен. В них упор на историю или драматургию, а изобразительный ряд решен достаточно просто — красиво и изящно, но это не живопись, а лаконичная графика. После просмотра таких лент даже на телефоне у вас сложится адекватное представление о них.
При этом просмотр кино онлайн в современности — это все же не телефон, а хотя бы экран компьютера, иногда даже и плазменный телевизор. Довольно большое число фильмов можно посмотреть на экране с хорошей диагональю и получить вполне полноценное представление о них.
Фестивалю уже 16 лет, и у меня сложилось ощущение, что чем взрослее он становится, тем больше в его рамках появляется образовательных программ. Так ли это?
Наш продюсер Витя Федосеев всегда очень стремился к образовательным проектам. В какие-то годы они были более рельефные, потом затихали, позже мы возвращались к понравившимся идеям. Я бы не сказала, что здесь есть динамика, связанная с возрастом. Но есть другие возрастные изменения. Они связаны не только с возрастом БФМ, но и с общими тенденциями в анимации. У нас стало больше социальных историй, документальных лент. В каком-то смысле сама программа взрослеет. При этом хочу отметить, что она изначально была довольно взрослая — просто более развлекательная. Сейчас у нас звучит больше разных актуальных тем.
Программа взрослеет, а символом фестиваля с 2007 года остается все та же девочка Анимаша, которая одно время была и на вашем юзерпике в Facebook. Вы случайно не являетесь ее прототипом?
Нет-нет, я вовсе не ее прообраз. Это просто маленькая девочка, которую нам нарисовал Ваня Максимов. Она похожа на других его смешных анимационных персонажей, и мы с ней очень сроднились. Фестивальные заставки нам делают разные режиссеры в разных стилях, но она всегда отлично вписывается в качестве игрового персонажа. Анимаша возникла случайно, но продемонстрировала широкие актерские способности. Иногда она взрослеет, иногда даже становится супергероем, но с ней настолько комфортно, что о замене мы даже не думали.
В июне в Новгороде прошло еще одно образовательное мероприятие с вашим участием, называлось оно «Я хочу работать в анимации». Расскажите о нем немного.
Это была часть первого международного фестиваля «Новая анимация», который проходил в Великом Новгороде. Отчасти он делается той же командой, которая работает на БФМ, но это отдельная новгородская история. Надеюсь, этот фестиваль тоже станет ежегодным.
В России сейчас есть три анимационные столицы. Две основные — Москва и Петербург. Есть Екатеринбург, столица авторской анимации. Помимо этого есть еще Воронеж, там находится студия Wizart Animation, тоже течет анимационная жизнь. Если вы живете в каком-то другом городе, попасть в профессию очень сложно. Появляются новые учебные заведения — в Ростове-на-Дону, в Сергиевом Посаде, в Перми стало что-то происходить, в Хабаровске, но в целом не так много. Мы стоим перед специфической дилеммой: с одной стороны, в анимации постоянно не хватает человеческих ресурсов. С другой стороны, есть огромная страна, в ней много потрясающе талантливых людей, которые могут научиться рисовать и любят мультфильмы. Конечно, нам хочется этот ресурс подключить, тем более, сейчас анимация очень бурно и активно развивается. Постоянно возникают новые рабочие места, бывают и довольно приличные зарплаты. Не хватало развитой системы, позволяющей вести работу онлайн. Анимация оказалась одной из немногочисленных отраслей, сумевших адаптироваться к пандемийным условиям и извлечь для себя некоторую пользу. Оказалось, что в этой сфере все можно делать дистанционно. Карантин дал толчок к развитию виртуальных студий и онлайн-школ. Они существовали и раньше, но теперь стали нормой, развился инструментарий. Сейчас мы легко можем набирать в онлайн-школы и в студии людей из разных регионов страны без переезда в Москву или Петербург. Человек может остаться в своем городе или селе, зарабатывать и даже стать звездой с мировым именем — главное, чтобы у него интернет хороший был. Я не утверждаю, что это произойдет с каждым, но раньше этот сценарий был совсем фантастическим, а теперь это реальная возможность.
В Новгороде мы об этом и рассказывали — о точках входа в анимацию. О том, как попасть в нашу индустрию, не выезжая из своего населенного пункта. Были представлены две онлайн-школы, студия «Союзмультфильм» рассказала, как принимает сценарные заявки, телеканал «Мульт» рассказал про свой питчинг. По-моему, получилось очень информативно. Сейчас все эти материалы есть на YouTube.
Если я не ошибаюсь, вы заканчивали филфак МГУ. Что для вас самой стало точкой входа в анимацию?
Я пришла через журналистику. Работала в «Газете», и меня скорее даже в качестве поощрения, чем в качестве серьезного редакционного задания, отправили на фестиваль «Крок». Это был украинско-российский анимационный смотр. Его больше нет в том виде, в котором он существовал с 1990-х до недавнего времени. Тогда «Крок» проходил на теплоходе, и плавал через год то по России, то по Украине. Когда я впервые поехала, был как раз украинский год, мы около двух недель плавали по Черному морю. Мне даже в голову не могло прийти, насколько эта командировка изменит мою профессиональную жизнь.
Но на «Кроке» выяснилось, что я совсем не представляла себе анимацию. Для меня анимация раньше сводилась к очевидным вещам вроде Микки Мауса или Тома и Джерри. Она меня не особо интересовала — и тут передо мной открылся совершенно новый мир, очень странный, очень интересный, совершенно неожиданный. Мне захотелось в нем чуть больше разобраться — вот до сих пор вникаю и разбираюсь.
В прошлом году вы проводили онлайн мастер-класс для людей, которые хотят писать для анимации. Как родилась эта идея? Вам кажется, что потенциальным сценаристам не хватает каких-то особых навыков?
Для меня это был такой эксперимент — в чем-то удачный, в чем-то не очень. Мне всегда хотелось создать команду сценаристов, которые работали бы на моих проектах и понимали мои требования и ожидания. Дело даже не в общих сценарных навыках, а в том, что я, как креативный продюсер и художественный руководитель тех или иных проектов, обладаю собственными взглядами на жизнь и на искусство. Я не говорю, что они универсальные, но когда люди работают над одним проектом, некоторое единомыслие необходимо. Не думала, что будет так много желающих, предполагала, что человек десять откликнется, я из них человек пять отберу. Я, наверно, проявила малодушие, вместо жесткого отбора решила, что мне не жалко, пусть будет больше слушателей. В итоге их было не пять, а двадцать пять, а потом еще одна группа на двадцать пять человек. Получилось не то, что я планировала, но надеюсь, что кому-то этот мастер-класс что-то дал.
Планируете когда-нибудь повторить этот мастер-класс?
Нет! Я не люблю преподавать, считаю, что это не мое. Может, со временем во мне что-то изменится, войду во вкус. Но пока мне учиться нравится больше, чем учить.
Другие новости
Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации
«Ирония судьбы» с индийскими эмигрантами и фильмы про войну: что в разных странах смотрят на Новый Год