Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии

Московская школа кино
Олег Сироткин, куратор программы «Сценарное мастерство», о трех любимых сюжетных поворотах в истории кино (осторожно, спойлеры!)

Поворотный пункт первого акта, который мне кажется крайне удачным, — это «Психо» Альфреда Хичкока. Во-первых, героиня, которая украла крупную сумму у своего шефа, случайно с ним сталкивается, когда он просто переходит дорогу. Во-вторых, это совершенно потрясающая сцена, в которой Норман Бейтс убивает героиню и затапливает ее машину, даже не заметив, что автомобиль тонет вместе с деньгами. «Психо» можно назвать выдающейся с точки зрения сюжетных поворотов картиной.

Крайне удачный пример мидпойнта — «Паразиты» корейского режиссера Пона Джун-Хо. Выясняется, что в доме кроме главных героев, паразитирующих на семье Пак, незаметно живет еще один человек. Обнаруживается тайное помещение, где скрывается муж горничной. Это грандиозный поворот, поднимающий историю на совершенно другой уровень.

Если говорить о поворотном пункте третьего акта, можно вспомнить фильм Брайана Сингера «Обычные подозреваемые». Думаю, это многим придет на ум. Поэтому я бы обратил внимание на картину «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. У нее душераздирающая кульминация: у героя есть возможность выбраться в окно, чтобы сбежать из лечебницы, но он остается, чтобы узнать, что произошло с другим пациентом. На это невыносимо больно смотреть, и это одна из лучших перипетий, которые мне доводилось видеть в кино.

Илья Юдович, лидер направления «Анимация и VFX», о трех любимых мультфильмах, выполненных в экспериментальных техниках

Я буду говорить в основном о stop motion анимации — она дает большую свободу и позволяет демонстрировать разнообразие. Первое, что приходит в голову, — анимационная работа «Осторожно, двери открываются» Анастасии Журавлевой. Это фильм о московском метро, в котором все сделано из пуговиц и ниток. В нем самыми простыми, условными, но при этом суперточными средствами показано узнаваемое городское пространство. Это очень находчивый фильм, и с точки зрения техники один из самых ярких.

Вторая работа — «Астигматизм» Николая Трошинского 2013 года. Фильм выполнен в технике «перекладка на станке» и интересен в первую очередь использованием оптики, которая классно связана с самим сюжетом: это история о близоруком ребенке, потерявшем очки.

Третий мультфильм, который мне хотелось бы назвать, — «Глубина», полутораминутная работа автора, скрывающегося за псевдонимом PES. Это объектная анимация, в которой различные инструменты, винтики и гайки, представлены жителями подводного мира. На мой взгляд, получился гениальный с точки зрения техники и пластики фильм.

Дмитрий Онищенко, куратор программы 3D Artist, о трех неочевидных широкому зрителю специалистах, без которых невозможно оживить анимационного персонажа

Моделлер — специалист, который стоит на границе 2D и 3D. Он получает двухмерный концепт-арт от художника и реализует то, что там, изображено в трех измерениях. У моделлеров может быть своя специализация. Если объект может быть представлен в виде точного чертежа, такое моделирование попадает в категорию hard surface. Это может быть стол, телевизор или дом. Создание персонажей — от антропоморфных до зверей или инопланетян — называется органическим моделированием, к нему же относятся и растения.

Текстурный художник — человек, который получает в работу голую серую модель. Его задача — сделать так, чтобы у объекта появились цвет и фактура. В случае с персонажами это ткани, фактура кожи. Деятельность текстурщика сопряжена с работой специалиста, которого называют shading artist. Задача последнего — разобраться, как с тем, что нарисовал текстурный художник, взаимодействует свет.

Риггеру, в свою очередь, не очень важны текстуры, для него главное — модель, которую нужно оснастить механизмами, позволяющими ее анимировать. Он строит цифровой скелет, располагает суставы так, чтобы персонажи убедительно двигались. Такому специалисту нужно знать анатомию. Риггерам приходится сталкиваться и с неизвестными существами — в таком случае они подключают воображение и опыт. 

Эти специалисты выдают то, что у нас называется «ассет» — готовый элемент 3D-сцены.