Почему мы пересматриваем новогодние фильмы? Разгадываем формулу праздничного кинохита 

Московская школа кино

На примере культового кино. Спойлер: дело не в фильмах, дело в нас. 

Порой кажется, что все новогодние фильмы похожи: одни и те же сюжеты, сеттинги, счастливые концовки. Но если приглядеться, то видишь разницу: есть сказки, а есть реалистичные картины про семейные дрязги, есть добрые санты, а есть злые. Даже жанры диаметрально разные: про Новый Год рассказывают и в хоррорах, и в романтических комедиях. Если не брать в расчет жанр рождественского кино, который в 2000-х сформировался под влиянием культового фильма Ричарда Кертиса «Реальная любовь».

Единственное, что по-настоящему объединяет все разрозненные фильмы – они воплощают наши главные праздничные желания. А новогодний или рождественский сеттинг делает все более выразительным, значимым и пронзительным. 

Драматургический крючок 

В «Иронии судьбы» главный герой напивается, путает Ленинград и Москву, а потом ключи от его дома подходят к чужой двери – согласитесь, это не самая предсказуемая история! В «Этой замечательной жизни» герой вообще не участвует в действии, и его спасает ангел, который хочет получить крылья. В советском хите «Морозко» Ивана превращают в медведя, а в «Пингвинах мистера Поппера» герой Джима Керри получает в наследство шесть пингвинов.  

Новый год – это время бомбардировки яркими стимулами и эмоциями. В качестве фильма для ежегодного просмотра мы хотим видеть самую изобретательную историю, самую яркую звезду на небосклоне, самое зрелищное чудо. 

Эффект узнавания 

Новый год – это про повторяемые ритуалы, эмоции и ожидания. Праздничные фильмы воспроизводят их или даже генерируют, как случилось с «заливной рыбой». А еще они примиряют нас с часто суровой действительностью. 

Застолье с оливье и перебор с алкоголем – у героев «Елок» все то же самое. Родители слишком заняты, чтобы быть рядом со своими детьми – привет, 
«Один дома» и «Рождественские хроники». Родственники делают вид, что выносят друг друга, хотя на самом деле нет – «Рождественские каникулы» и «Пережить Рождество» обыгрывают ситуацию. Все вокруг ищут одинокой девушке жениха – в «Снежном ангеле» героиню преследует то же проклятье. В СССР типовая застройка, а бюрократия душит все живое – то же в «Иронии судьбы» и «Карнавальной ночи». Ну вы поняли! 

Кстати, есть еще один эффект узнавания – уже самих фильмов. Поэтому так популярный приквелы и сиквелы, а у «Елок» сразу девять фильмов в серии. 

Счастливое воссоединение 

В праздник всеобщего единения нам всем хочется, чтобы на этот раз все и правда было семейно, любовно и не одиноко. В кино все именно так. Здесь либо воссоединяются семьи, особенно склочные, как в фильмах «Любите Куперов»,«Рождественская сказка», «Пережить Рождество» или «Привет семье». Либо находятся вторые половинки, как в «Реальной любви», «Семьянине», «Рождестве на двоих», «Паре на праздники», «Бойфренде на Рождество», «Тарифе Новогоднем» и сотнях других рождественских романтических комедий. 

Внезапное озарение   

Конец года – время подведения итогов. Любите вы их или ненавидите, но вопросы неизбежно всплывут: чего мы добились? Кем мы стали? Где побывали? С кем разругались, а с кем сошлись? И ведь так хочется успеть все исправить и сделать правильно, пока не пробили куранты. 

Герои новогодних и рождественских фильмов воплощают наши желания. Циничный богач Фрэнк Кросс из «Новой рождественской сказки» всего за полтора часа экранного действия понимает, что деньги в жизни не главное. Джордж Бейли из «Этой замечательной жизни» осознает, что любит свою семью. Закоренелый холостяк и трудоголик Джек Кэмпбелл из «Семьянина» вдруг открывает в себе любящего супруга. И даже Гринч раскаивается и возвращает украденные подарки. 

Магический переход

Новый год – это важный символический переход. Мы не только с радостью оставляем прошлое в прошлом, хотя проходят всего-то одни пьяные сутки, мы страстно верим во внезапные изменения в нас и мире вокруг. И прямо физически чувствуем, как один год сменяет другой. 

Киногерои тоже переходят в более прекрасные миры. Например, царь ужасов Джек Скеллингтон из «Кошмара перед Рождеством» из царства Хэллоуина попадает в счастливый город Рождества, а в фильме «Дед Мороз и лето» Дед Мороз мечтает о лете – и транспортируется в него. Но чаще герои отправляются на Северный полюс: для этого в «Полярном экспрессе» мальчик прыгает на магический экспресс, в «Эльфе» мальчик Бадди залезает в мешок к Санте, а в «Санта-Клаусе» продавец игрушек случайно ворует волшебные сани. 

Чудесное спасение 

Сложите желание все сделать правильно в последний момент и чувство магического перехода в новый, полный надежд мир, и вы получите еще один вариант новогоднего фильма: тот, где всех и всё чудесно спасают на грани катастрофы! Обычно на грани фиаско оказывается Рождество, но есть и другие варианты: спасти дом и себя, как в «Один дома», освободить заложников террористов, как в «Крепком орешке 2» или превратить фейковый рождественский ужин в реальный семейный, как в картине «Рождество в Коннектикуте». 

Злой Санта 

Порой во время искусственной праздничной лихорадки, всеобщего пьяного единения на сутки-двое, восторженного перепотребления и дурацких подарков так и хочется сделать все наоборот – послать всех к черту и стать плохим. Неудивительно, что истории о злом Санте – классические для новогоднего и рождественского кино. Вспоминаем «Плохого Санту» с Билли Боб Торнтоном, канадский фильм с говорящим названием «Санта-Киллер»,« Снеговика» про снежного маньяка и хоррор «Санта на продажу», где финский Дед Мороз Йоулупукки ест детей. Жаль, что Ларс Фон Триер еще не снял рождественскую комедию! 

Абсурд и черный юмор 

Еще один способ справиться с чужеродной праздничной лихорадкой – сделать ставку на абсурд, сознательное аутсайдерство и черный юмор. Многие режиссеры выбирают этот ход. В «Стране ОЗ» Ленка Шабадинова из ищет улицу Торфорезов, чтобы заступить на смену в ларек, в сеттинге безумного и беспощадного российского Нового Года, увиденного Василием Сигаревым. С копрофагией и токсичным карнавалом гротескных образов. Во французской классике «Дед Мороз – отморозок» главные герои – одинаково безумные сотрудники и клиенты службы психологической помощи, а Дед Мороз рекламирует стрип-клуб и убивает трансвестита. А ужастики «Гремлины» и «Крампус» откровенно издеваются над рождественскими канонами, хотя и не свергают их до конца. 

Мир как пазл 

Мы все хотим, чтобы мир хоть иногда был похож на удачно сложившийся пазл, а наша жизнь оказалась частицей чего-то большего. Вероятно, поэтому среди новогодних и рождественских фильмов так много киноновелл и фильмов, где истории переплетаются, а все люди связаны между собой. 

«Елки» обыграют теорию шести рукопожатий, соединяя между собой 11 городов России и десятки самых разных героев и героинь. В «Реальной любви» сплетаются сразу девять новелл, «Рождественская ночь в Барселоне» собирает калейдоскоп историй одного города на манер фильмов «Париж/Нью-Йорк, Москва, я люблю тебя», а в фильме «Ноэль» цепь случайностей заставляет героев поверить в чудо. 


×