Пишите о чем-то действительно остром и важном для самого себя: интервью со сценаристом и редактором Асей Гусевой

Московская школа кино

Ася Гусева – писатель, сценарист, редактор, скрипт-доктор и академический куратор программы «Шоураннер» в МШК. Работала с «Базелевсом», «Марс Медиа», «Первым каналом», «Россией-1», «НТВ», «СТС», «Киностудией им. Горького», «Красным квадратом», «Леан-М» и др. 

Через ее руки регулярно проходит большое количество заявок на фильмы и сериалы от начинающих шоураннеров и сценаристов. А сейчас она состоит в жюри Moscow Film Accelerator. Мы попросили Асю рассказать про акселератор, в котором приняли участие более 1400 режиссеров и сценаристов, и выделить общие тенденции по темам и жанрам. Также Ася рассказала, что стоит учитывать молодым авторам при выборе истории и написании сериальной заявки.


Про Moscow Film Accelerator

Московская школа кино и правительство Москвы устроили в этом году сложное и перспективное для киноиндустрии дело – Акселератор в области сериального производства. Это короткий интенсивный курс, рассчитанный на тех, у кого уже есть некоторый опыт в кино, и кто хочет создать свой сериал для онлайн-платформ

Школа предложила соискателям прислать на конкурс заявки проектов, не сдерживая их никакими рамками – ни тематическими, ни возрастными, ни территориальными ни финансовыми. Единственным условием было наличие команды: сценарист и продюсер. Преподаватели школы и редакторы крупнейших кинокомпаний отобрали 20 участников из более, чем 700 присланных заявок.

Далее отобранным парам было предложено 3 месяца интенсивных занятий по всем направлениям кинообразования, с упором на редакторскую и продюсерскую помощь в доведении проектов до презентации перед представителями стриминговых платформ.

В финале у каждой творческой группы должен получиться пакет из презентации, общего синопсиса, посерийного плана, пилота в диалогах и приблизительного лимита затрат для предлагаемого сериала. Некоторые студенты Акселератора сделали сизлы (видеоролик-референс из кадров уже существующих фильмов) или тизеры для своих работ. 

На открытом финальном питчинге проектов, который пройдет уже буквально на днях, проекты студентов сможет купить кто угодно из приглашенных кинокомпаний и веб-платформ: 1-2-3 Production, «Среда», Amediateka, «КиноПоиск HD», START.ru, SONY PICTURES TELEVISION Russia/«Леан-М», KION, IVI, Okko, «Красный квадрат», «Киностудия КИТ», Star Media, Premier, «Марс Медиа Энтертейнмент», «Профит», «СТВ», Art Pictures vision, «Нон-стоп продакшн», RedCarpetStudio, COSMOS Studio и др. 


О популярных жанрах и идеях, которые хочется видеть чаще

Я прочитала все работы, а также заявки тех, кто присылал тексты для поступления на программу «Шоураннер» в Московскую школу кино. В общей сложности это примерно 2000 работ. Кроме того, так сложилось, что я была в жюри двух кинофестивалей этим летом, и там тоже мне пришлось прочитать и посмотреть довольно большой объем проектов, причем не только отечественных, но и зарубежных кинематографистов.

Могу сказать, что некоторую тенденциозность, конечно, трудно не заметить.

Самую большую часть текстов составляют антиутопии с элементами боевика, в которых отразились реалии и страхи последних лет. Это истории про эпидемии, постапокалиптический кошмар, чипирование и что из этого вышло, про то, как люди быстро и довольно типично превращаются в животных в борьбе за еду и крышу над головой, как все готовы убить всех ради более или менее необходимых материальных благ. Это примерно 40% всех присланных историй.

Иногда антиутопии осложняются еще и мистикой. Причем авторы не исследуют существующие религии и возможные их трансформации, они изобретают свои миры со своими правилами. К сожалению, не всегда достаточно проработанными. Обычно в таких историях всегда есть какая-то тайна труднодоступного места вроде Камчатки, Алтая или Арктики, малоизученные местные культы с обязательным персонажем – местным шаманом, и на эти реалии накручен детектив. Я запомнила несколько действительно интересных историй из этой группы, но общая масса, к сожалению, повторяет то, что мы уже видели. Таких историй было примерно 30%.

Следующая группа, которая иногда немного пересекается и с мистикой, это истории про разного рода маньяков. Больше всего поражает в них то, что кроме более или менее подробной демонстрации патологии, в таких историях нет больше ничего. Я, как редактор и зритель, хочу увидеть выход из истории, решение, анализ и понимание природы явления. Но не получаю ни того, ни другого, ни третьего. И это очень обидно. К сожалению, мы все знаем о существовании педофилов, насильников, серийных убийц, каннибалов и прочих монстров. Если открыть криминальные сводки, думаю, любая из них переплюнет самую смелую фантазию сценаристов. Но, как мне кажется, мы все же смотрим кино не ради леденящих душу фактов, а ради осмысления их, ради попытки проанализировать и понять, что с этим делать. А кто-то, может быть, хочет найти направление, чтобы исцелиться от какой-то своей травмы. В большинстве историй я ничего подобного не увидела, а смакование пороков и социальных язв не кажется мне плодотворным. Таких историй было тоже примерно 30%.

Далее, с большим отрывом от предыдущих тем, которые, как я уже говорила, идут чуть внахлест друг на друга, следуют драмы. Их крайне мало, и они тяготеют скорее к мелодрамам. Иногда авторы пытаются соединить жанры, что прекрасно, но чаще скатываются в какой-то один из них. Хороших драм, несмотря на то что их очень ждет зритель, мало на удивление. Эта группа составляет не более 10%.

Комедии – сложнейший жанр. При этом востребованный. Понятно, что хороших комедий немного всегда, потому что очень мало авторов, способных их писать. Среди работ, которые я прочла, комедий было не более 5%.

Так же не более 5% было историй приключенческих, хотя жанр так же крайне востребованный – достаточно посмотреть на рейтинги приключенческих фильмов. 

Хорроров было не более 3%, причем авторы часто не вполне понимают, что такое хоррор, и думают, видимо, что это что-то такое страшное, но чем именно – толком не пишут. 


К сожалению, были считанные единицы историй про взрослых мужчин и женщин (старше 45) и всего одна история про стариков. А между тем, мы все знаем, что человечество стремительно стареет, и основную его массу составляют на сегодня именно люди 45+ (практически половину населения). Для убедительности могу привести усредненные цифры возрастного состава населения Земли:

  • дети (0-15)–26% (с большой тенденцией к уменьшению);

  • молодежь (15-25) – 16% (с тенденцией к уменьшению);

  • взрослое работающее население (25-45) – 20% (пока с тенденцией к увеличению);

  • взрослое работающее население (45-65) – 28% (с тенденцией к увеличению);

  • пожилые (65+) – 10% (с большой тенденцией к увеличению).

Также не было ни одной черной комедии, хотя многие мрачные детективы про маньяков, на мой взгляд, можно было бы переписать в черные комедии – они бы только выиграли.


О том, что вот-вот перестанет быть актуальным

Задачей отборщиков Акселератора было найти проекты самобытные, разнообразные, не банальные и не вторичные. Нам удалось найти в общем довольно мрачном потоке действительно интересные работы, но больше всего поразила именно вторичность.

Безусловно, не стоит переписывать то, что уже вышло в эфир, даже если эти фильмы успешны. Также очевидны тенденции усталости зрителя от антиутопий и мрачных фильмов, исследований разного рода психических патологий и поведения маньяков. 


Про ошибки 

Думаю, многие авторы забывают о том, что пишут истории для зрителя в будущем. Их сериалы выйдут в эфир только через год-два-три, в лучшем случае. Они смотрят на успехи сериалов прошлых лет и пытаются их повторить. Иногда настолько близко к тексту, что становится неловко. Думаю, это показатель зависимости мышления авторов и желание угодить некоему продюсеру, а не желание самовыразиться и написать что-то действительно острое и важное для самого себя. Пока ты хочешь понравиться, ты, как правило, не нравишься.


О том, что хочет зритель

Что хочет смотреть зритель, сейчас легко понять по тому, что популярно и что имеет максимальное количество просмотров. Те, кто снимают кино, прекрасно эту картину себе представляют и хорошо знают, что принимается зрителем на ура, а что проваливается, несмотря на массированную рекламу и гору зазывающих статей. 

Все хотят смотреть хорошее кино. Это большая иллюзия, когда создатели фильмов думают, что они умнее, что зритель — это тупая масса, «пипл, который всё хавает». С появлением интернета мы можем видеть, что обыватель с удовольствием выбирает более качественный контент — и по сюжету, и по проработанности сценария, и по актерской игре, и по картинке. Но снимать такие истории очень трудно — на всех уровнях производства нужны высокие специалисты, и в индустрии царит постоянный голод на профессионалов.

Думаю, сегодня, в целом, пишется незаслуженно мало драм, сложных семейных историй, нефальшивых историй про подростков, комедий, светлых сценариев, дающих надежду. К сожалению, среди присланных работ именно таких историй было немного.

 

Важный совет сценаристам

Молодым сценаристам я бы посоветовала побольше читать хорошей литературы и смотреть хорошее кино. Наш мозг не помойка, не стоит засорять его и портить себе вкус. 

А также стоит хорошо изучить законы драматургии. Как все знают, можно по замечательному сценарию снять неудачное кино, но точно невозможно снять хороший фильм по плохому сценарию. Так что надо помнить – в основе любого фильма лежит история. И думаю, надо, как говорил Андрей Битов, «стараться сказать предельную правду о самом себе», а не подстроиться под продюсера или гипотетического зрителя.  

Надо быть смелым и искренним, тогда что-то может получиться.

  

25 февраля стартует курс «От идеи до заявки». На нем вы научитесь разрабатывать сценарии: изучите основы драматургии и структуры истории, сделаете первые шаги в профессии сценариста, научитесь искать и развивать идеи для простых короткометражных фильмов. 
×