Профессия 3D-дженералиста: особенности, требования, перспективы

Московская школа кино
<p><i>В Московской школе кино <b><a href="https://moscowfilmschool.ru/courses/3d-artist/?utm_source=site&utm_medium=smm&utm_campaign=kinoiznanka_3D">на курсе 3D Artist</a></b> можно освоить профессию 3D-дженералиста. Но кто этот специалист, чем он занимается и как связан с кино? Давайте разбираться вместе.</i></p> <b>3D-дженералист</b> – это универсальный специалист, который создает виртуальные трехмерные объекты. Говоря простым языком, разрабатывает модель или текстуру в формате 3D по готовому рисунку, фотографии или чертежу. Полученные объемные модели используются для создания визуальных эффектов в кино, для разработки компьютерных игр, при создании 3D-анимационных фильмов, в рекламных роликах, музыкальных клипах.и компьютерных игр, рекламной продукции. 3D-художник умеет чувствовать форму, пропорцию, цвета и композицию. Такие «софт скиллз» повсеместно указываются в вакансиях большинства компаний. В сфере 3D-моделирования важно сочетать техническую базу с творческим потенциалом. <h2>Особенности профессии</h2> <p>Задачи 3D-дженералиста разнятся в зависимости от нужд работодателя - студии. Специальность больше техническая, чем творческая, и умение рисовать от руки не является обязательным: математик или инженер при всей скрупулезности своей работы может создавать что-то очень изящное, гениальное и изобретательное. Так и работа 3D-дженералиста - хоть она и полна творчества, умение рисовать, чтобы в ней преуспеть, не является обязательным условием.</p> <p>Профессионал может работать с готовым дизайном или создавать его самостоятельно. Планируя стать 3D-дженералистом, важно понимать, что в процессе работы придется постоянно взаимодействовать с разными специалистами, в частности, с VFX-художниками, режиссерами, FX-супервайзерами или клиентами рекламного агентства.</p> <p>Одна из сложностей, с которой сталкиваются в профессии 3D-визуализации, – это малое количество информации от клиента. У заказчика не всегда есть возможность предоставить достаточно визуальных описаний для реализации проекта. Перед началом непосредственной работы 3D artist, он же 3D-художник, может потратить море времени на поиск изображений объекта, который нужно смоделировать. Часто приходится искать информацию по крупицам, посещать зарубежные сайты и форумы. В такой работе не обойтись без усидчивости и концентрации внимания.</p> <h2>Специализации</h2> <p>Художник в 3D-индустрии может быть специалистом-универсалом - это и есть 3D-дженералист. Однако часто, особенно в крупных организациях с большим потоком задач, специалист отвечает за конкретную область графики. Рассмотрим специфику популярных направлений:</p> <ul> <li><b>3D Character Artist</b>. Это художник по персонажам, который умеет изображать людей, героев компьютерных игр, анимационных фильмов и сериалов в реалистичном виде. Специалист досконально разбирается в анатомии, принципах визуального восприятия. Особое внимание в обучении моделированию 3D-персонажей уделяется софту для создания реалистичных портретов и одежды.</li> <li><b>3D Hard Surface Artist</b>. Как правило, это игровой художник, который моделирует оружие, механизмы, технику. С задачами проще справляются профессионалы с инженерной подготовкой. Им необходимо владеть программами Maya, zBrush, Houdini, Nuke, чтобы точно визуализировать сложные конструкции с обилием мелких деталей.</li> <li><b>3D Environment Artist</b>. Художники данного направления создают объекты окружения и в целом работают с окружающей средой в кино, анимационных фильмах и играх. Миссия профессионала – усилить впечатления зрителя/геймера, помочь ему лучше прочувствовать реалистичность происходящего на экране. Для данной специализации 3D-художника важно разбираться в программах и плагинах для генерации ландшафта, растительности.</li> <li><b>3D Texture Artist</b>. Моделлер создает текстуры и материалы для 3D-моделей. Проще говоря, текстурный мастер знает, как придать объекту глянцевую либо матовую поверхность, сделать виртуальный предмет шероховатым. Он умеет имитировать любые материалы, будь то стекло или дерево, окрасить трехмерную модель в нужный оттенок. Профессионалу важно владеть многими 3D-технологиями, включая концепцию рендеринга, основанную на физических принципах. У таких специалистов большая и скрупулезная работа - прорисовка мельчайших деталей, таких, как, например, каждый волосок Салли из “Корпорации Монстров”.</li> <li><b>3D VFX Artist</b>. Занимается доведением визуала проекта до ума. Специалист дополняет работу трехмерными визуальными эффектами, используя специальные программы, включая редакторы частиц и эффектов.</li> <li><b>3D Technical Artist</b>. Технический 3D-художник, который берет на себя роль связующего звена между другими художниками и разработчиками. Специалист отвечает за баланс качества визуального контента и технической стороны.</li> <li><b>3D Generalist (3D-дженералист)</b>. Это универсальные моделлеры, которые регулярно выполняют комплекс задач. Им нужно владеть всеми популярными программами и уметь быстро переключаться между заданиями. Такими профессионалами обычно становятся после долгих лет работы. 3D Generalists востребованы в продакшн-студиях для работы над большими кинопроектами и рекламными роликами, на анимационных и игровых студиях.Приветствуются многогранные навыки, начиная с моделлинга, рисования концептов, анимации персонажей и заканчивая интерфейсами.</li> </ul> <h2>Где учиться?</h2> <p>Получить базу и освоить основные виды программного обеспечения для профессии 3D-художника можно в университетах, специальных школах, а также онлайн. При должной усидчивости можно разобраться в программах Maya, zBrush, Houdini, Nuke, и визуализации. На 3D-дженералиста можно выучиться в Московской Школе Кино (курс 3D Artist). Можно стать визуализатором и с художественным образованием, и даже имея специальность в совершенно другой сфере. Многие моделлеры осваивают профессию самостоятельно или с помощью онлайн-курсов.</p> <h2>Что нужно знать, чтобы стать 3D- дженералистом</h2> <p>Чтобы заняться созданием персонажей или выбрать другую нишу для развития как профессионала, нужно соответствовать требованиям индустрии и работодателей в частности. Рассмотрим, чего именно ожидают от профессионалов, какие знания и практические навыки дают на популярных курсах 3D artist. Для входа в специальность нужно научиться:</p> <ul> <li>понимать процесс 3d визуализации в целом, включая сферы кино, компьютерных игр, видео;</li> <li>передавать анатомию человека и животных;</li> <li>настраивать финальную сцену;</li> <li>делать общий скульптинг тела и работать над деталями;</li> <li>визуализировать реалистичные структуры, элементы окружения;</li> <li>вручную создавать процедурные ассеты;</li> <li>создавать high- и lowpoly-модели;</li> <li>делать бейкинг;</li> <li>рендерить.</li> </ul> <p>На курсах или самостоятельно начинающий 3D-художник или 3D-дженералист осваивает теоретическую базу – работу в основных программах. В 2021 году к необходимому минимуму относятся Autodesk Maya, ZBrush, Houdini, Foundry Mari, Substance Painter, Photoshop. Перечень может расширяться в зависимости от требований работодателя и специфики выбранного направления. </p> <h2>Дополнительные скиллы для старта карьеры</h2> <p>Как уже говорилось выше, без художественных навыков специалисту не обойтись. Также пригодятся такие софт скиллы:</p> <ul> <li>знание английского языка: на нем написана большая часть документации и полезных материалов;</li> <li>наблюдательность и насмотренность;</li> <li>умение работать в команде и находить компромиссы;</li> <li>целеустремленность и усидчивость: нужно быть готовым к тому, что сначала все будет получаться не с первого раза;</li> <li>готовность постоянно учиться, несмотря на большие объемы работы.</li> </ul> <h2>Перспективы в карьере</h2> <p>Карьеру в сфере 3D-графики можно разделить на такие ступени:</p> <ul> <li><b>Стажер.</b> На испытательном сроке новичок выполняет конкретные задачи, которые дает работодатель. По сути, это продолжение обучения, но уже под специфику определенной компании. Чтобы дорасти до стажера с нуля, нужно учиться как минимум 1 год.</li> <li><b>Джуниор.</b> Такой специалист уже умеет работать самостоятельно и справляться с несложными задачами. Ему все еще нужны подсказки и контроль, но прогресс уже заметен. Считается, что джуниор может выполнить ту же задачу, что и профи, но в 2 раза медленнее. При этом он может раскрыть творческий потенциал, используя разные методы для решения того или иного задания. Чтобы стать джуниором, нужно около 2 лет постоянной практики на реальных проектах.</li> <li><b>Миддл.</b> Умеет выполнять большинство задач, в том числе сложных. Количество интересных и творческих заданий на этом этапе возрастает. Помимо основной работы миддл помогает стажерам и джуниорам. Чтобы перейти на данную ступень, нужно совершенствовать навыки создания 3D-моделей около 3-5 лет.</li> <li><b>Сеньор.</b> Справляется со сложными задачами. Половину времени тратит на помощь джунам и миддлам, контролирует их работу, может также заниматься обучением новичков. Оптимизирует процессы решения задач и пользуется авторитетом в компании. Сеньорами становятся через 7-10 лет с момента освоения художественной специальности.</li> </ul> <h2>Сколько зарабатывают 3D-художники/дженералисты</h2> <p>3D artist может получать разный доход, в зависимости от уровня подготовки, специфики и масштабов организации, с которой сотрудничает. Примерные цифры такие:</p> <ul> <li>начинающие (Junior) получают от 50000 рублей в месяц*</li> <li>специалисты среднего уровня (Middle) могут рассчитывать на зарплату около 80000 рублей и выше*</li> <li>старшие художники (Senior) получают 110000-150000 рублей**</li> <li>ведущие специалисты в крупных компаниях (Lead) имеют доход от 150000 до 400000 рублей (или 2000-4500 долларов)***</li> <li>В европейских странах средняя зарплата 3D художника/дженералиста составляет около 35000 евро в год (около 3000 евро в месяц)****</li> </ul> <h2>Как добиться успеха: советы специалистов</h2> Опытные художники, которые создают персонажей, текстуры, окружение, визуальные эффекты, дают следующие рекомендации начинающим: <ol> <li>Всегда начинайте с твердого освоения базы. В разработке моделей нужно действовать от общего к частному, от простого, основного к мелким деталям. Многие опытные художники используют ограниченный инструментарий, что уж и говорить о новичках, для которых перегруз информацией будет только во вред.</li> <li>Занимайтесь самообразованием. Помимо вуза и специализированных курсов читайте книги. В список полезной литературы можно включить: «Понимая Мауа» (С. Цыпцын), «Основы учебного академического рисунка» (Николай Ли), «Образ человека» (Г. Баммес).</li> <li>Заведите хобби, связанное со сферой 3D. Некоторые успешные художники лепят из глины. По их мнению, так человек учит именно формы, а не софт. Традиционные знания отлично развивают объемное виденье.</li> <li>Внимание – портфолио. Важно не просто показать потенциальному работодателю коллекцию моделей, а презентовать работу гармонично и целостно. Лучше показать 3 хороших примера, чем все подряд, хаотично.</li> </ol> <p>Чтобы стать профессионалом в области создания 3D-моделей для кино и игр, окружения, текстур или универсальным специалистом, нужно постоянно практиковаться. Планируя старт карьеры в сфере 3D-визуализации, будьте к тому, что обучение и отработка полученных знаний займут немало времени. Зато в результате вы получите востребованную, перспективную и, главное, интересную профессию.</p> Источники:<br> *По данным сайта&nbsp;<a href="https://workius.ru/v/vfx_artist">workius</a>&nbsp;<br> **По данным сайта&nbsp;<a href="https://professii-online.ru/vfx-spetsialist/">professii-online</a>&nbsp;<br> ***По данным сайта&nbsp;<a href="https://hh.ru/vacancy/34000301">hh.ru</a>&nbsp;<br> ****По данным сайта&nbsp;<a href="https://www.payscale.com/research/NL/Job=3D_Artist/Salary">payscale.com</a><a href="https://www.payscale.com/research/NL/Job=3D_Artist/Salary">&nbsp;</a><br> ****По данным сайта&nbsp;<a href="https://www.payscale.com/research/NL/Job=3D_Artist/Salary">payscale.com</a><a href="https://www.payscale.com/research/NL/Job=3D_Artist/Salary">&nbsp;</a><br> ****По данным сайта&nbsp;<a href="https://www.glassdoor.nl/Salaries/london-3d-artist-salary-SRCH_IL.0,6_IM1035_KO7,16.htm?countryRedirect=true&roistat_visit=2667615">glassdoor.nl</a>&nbsp;