Генерирование творческих идей: развиваем креативность

Вопрос постоянной генерации идей характерен для множества современных профессий, будь то реклама, маркетинг или любая работа в творческой сфере. Люди с развитым нестандартным мышлением на рынке труда ценятся выше — их пока ещё невозможно заменить роботами. Всегда нужно что-то свежее, новое, инновационное — но откуда постоянно брать идеи и оставаться творчески продуктивным? Возможно ли вообще найти эффективный алгоритм создания новых идей или творчество нельзя облачать в строгий запрограммированный процесс?

Многие считают, что люди творчества и искусства полагаются в поиске идей лишь на вдохновение. Мол, как пришло — так и начался процесс созидания. В действительности это, конечно, иначе: многие гениальные умы, опираясь на свои практические достижения в области создания инновационных решений, предлагали собственные методы генерации идей.

Методы поиска идей


Техники для развития креативного мышления уже неоднократно испробованы и их эффективность доказана. Эксперты говорят, что развить способность генерации креативных идей может каждый, но такая прокачка требует определённой выдержки. Относиться к развитию своей креативности нужно никак не менее серьёзно, чем к развитию физической силы и выносливости: только регулярные тренировки обеспечат нужное состояние мозговой активности. Так какие же существуют способы и упражнения для генерации идей

  • Физическая активность.

Этот способ позволяет держать в тонусе весь организм и стимулирует кровообращение, столь важное для клеток мозга, а активные дыхательные практики насыщают мозг кислородом. Существует легенда, что Альберт Эйнштейн придумал идею теории относительности как раз во время езды на велосипеде! По крайней мере, согласно легенде, сама задумка великому учёному пришла в момент, когда Эйнштейн увидел фонарь и предположил, что скорость света должна быть одинаковой вне зависимости от скорости источника света/наблюдателя. 

Кроме этого, чтобы найти идею, можно просто прогуливаться в расслабленном состоянии: парадоксально, но именно это позволяет мозгу обрабатывать информацию как бы автономно, на подсознании. В итоге идея приходит как бы сама собой, остаётся лишь её запомнить.

  • Метод Уолта Диснея «3 стула»

Метод подразумевает три этапа поиска идеи. Дисней считал, что для каждого этапа нужно своё пространство: так, первый стул — стул мечтателя, на нём нужно дать волю мышлению и выдавать любые, даже самые безумные идеи. Второй стул — стул реалиста. Среди выдвинутых идей нужно найти идеи, которые реально осуществить в нашем мире. Третий стул — стул критика: на этом этапе нужно оценить идеи на предмет изъянов, ошибок или моментов, которые могут помешать реализации. Смысл этапов — отсеять невозможное и сконцентрироваться на том, что возможно осуществить. 

  • Метод ментальных карт

Этот метод, как и предыдущий, направлен на развитие ассоциативного мышления. Использовать его довольно легко: вам предстоит пройти путь построения ветвистой цепочки ассоциаций от ключевого слова. Для это нужно в центре листа написать исходное слово, а затем по разным сторонам от него добавить первые ассоциации. От них провести следующие, создавая таким образом цепочку разных вариантов развития.

  • Мозговой штурм

Наиболее классический способ групповой генерации идей — мозговой штурм. Он заключается в высказывании и обсуждении идей коллективно, когда каждый может дополнить и доработать мысль другого. Важно при этом высказывать любые мысли, ведь они вполне могут подтолкнуть других людей к созданию уникальной идеи.

Разумеется, этот список техник генерации идей не конечный: существуют и многоэтапные способы, например, как техника «6 шляп». Она может применяться и в коллективном, и в индивидуальном порядке: каждая из шляп символизирует определённое отношение к изначальной задумке, которую нужно довести до идеи. Также широко известен метод аналогий, где на разных этапах участники могут предлагать аналогии от самых простых до самых безумных, в итоге формируя инновационную идею.

Так или иначе, эти методы способны простимулировать творческий процесс и помочь в создании чего-то нового. Более того, некоторые техники и вовсе применяются на практике менеджерами крупных компаний и бизнес-тренерами. 

Отработать на практике некоторые из методов генерации творческих идей и повысить навык нестандартного мышления можно не только самостоятельно, но и под присмотром профессионалов: некоторые из указанных методик подробно разбираются в рамках интенсивного курса «Развитие креативности». Он включает в себя не только различные способы генерирования идей, но и проработку мысли от идеи до проекта: вы узнаете, как создавать креативы, научитесь работать над собственным мышлением и сможете доводить свои задумки до проектной стадии.

Методы, так или иначе, относятся к конкретным шагам по разработке идеи, но без натренированного креативного мышления даже методы не смогут помочь. За способность эффективно производить креативные идеи и мысли, конечно, отвечает мозг. Чем более он развит, чем гибче мышление, тем проще находить пути для создания чего-либо нового. Нестандартное мышление — лучший друг изобретателя, а развить его можно при помощи специальных упражнений.

Другие новости

Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации