Интервью с Александром Сержантовым о том, как устроена кухня монтажа трейлеров
Выпускница программы «Практическая кинокритика» Каталин Рыжавская поговорила с креативным продюсером, основателем Trailer Cola и куратором программы «Монтаж трейлеров» Александром Сержантовым о том, как делаются успешные трейлеры и как ещё можно развивать индустрию.
Сразу тогда, с порога: почему такое название компании, Trailer Cola?
Мне хотелось, чтобы как-то необычно называлось, чтобы вызвало вопросы, и чтобы была ассоциация с чем-то праздничным, с чем-то вредно пригламуренным, как Coca-Cola, и с чем-то таким американским. Типа как знак того, что есть некая ассоциация с голливудской индустрией. Да, сейчас тренд на американизированность и вообще, в принципе на какие-то названия, отсылающие к Западу, прошёл. Сейчас изменилось время. Но всё равно у нас в индустрии маркетингового контента, то есть трейлеры, постеры и прочие промо-материалы, стандарт качества — это Голливуд. И ментальность, и мы в России всё равно пока что оглядываемся туда, на тех, кто задаёт тренды, как на некий стандарт качества. Очень подходит для медийной компании, как мне показалось. Но в целом в этом нет глубинного смысла. Что-то такое шипящее, яркое, прикольное. Когда смотришь рекламу Coca-Cola, ты понимаешь, что открывается эта баночка, слышишь этот звук, и сразу такой взрыв эмоций. Что-то такое праздничное, вкусное, яркое и приятное. Именно эти хэштеги я хочу, чтобы всплывали в голове у людей, когда они вспоминают о нас. То есть мы производим яркий, продающий, вкусный контент. Собственно, как рекламная обёртка кино.
Что же произошло, из-за чего вы осознали необходимость в создании вашей компании? Как я понимаю, на рынке существует много тех, кто делает трейлеры и предоставляет разные услуги по тому, как они делаются. Как захотелось создать место, где будут заниматься всем?
Очень просто. Когда индустрия создания трейлеров была в России только на заре, заказчику, то есть продюсеру, чтобы сделать трейлер, недостаточно было найти просто трейлер-мейкера. Им нужно было променеджерить кучу разноплановых процессов. Монтаж трейлера, креативный бриф на трейлер. Когда трейлер готов, нужно найти и отдать кому-то на цветокоррекцию. Не всегда те же люди, которые делают цветокоррекцию фильма, могут отвлечься на трейлер — это дополнительные деньги, дополнительное время. Обычно трейлеры делаются ещё на стадии, когда фильм не готов, и не всегда, в принципе, есть какой-то колорист, который уже прикреплён. Нужно отдельно найти человека, который сведёт звук, всё это выдаст и так далее. Такая большая цепочка процессов, которая добавляла геморроя продюсерам. И я просто чувствовал, что есть некая витающая в воздухе потребность, чтобы продюсер мог кому-то одному отдать, и он всё закроет. Соответственно, и придумал такой трейлер-хаус, который всё это делает «под ключ». На самом деле, под эгидой трейлер-хауса — процессы, которые я менеджерю — для упрощения и красоты, я обернул всё в некую видимость компании. Настоящая компания! У нас есть офис, сотрудники и всё прочее. Но изначально это возникло из моего опыта, потому что в какой-то момент я был просто монтажёр-фрилансер. У меня есть и было куча друзей и знакомых, которые могли делать звук, могли делать отдельно motion графику, титры, цветокоррекцию. Поначалу я сам это раскидывал, менеджерил. А в какой-то момент объединил уже официально под своё крыло. И потом люди менялись, приходили новые, у нас рос профессионализм. Главное, я считаю, наша ценность, наш продукт, заключается как раз в уникальной, отлаженной системе предпродакшена, продакшена и постпродакшена. За годы опыта я наработал настолько удобную и быструю систему, чтобы делать это всё максимально приятно, безболезненно и дёшево.
Хочу уточнить про фразу «под ключ». К примеру, люди первый раз сняли кино и ещё не разбираются во всех тонкостях. Они узнают, что есть компания (ваша), которая делает весь процесс «под ключ». И надо простыми словами пояснить, что это значит.
Это значит, что помимо монтажа, если вы заказываете трейлер, мы доводим его до мастеров, то есть до финального вида. Если это digital, то будет финальный мастер в ProRes (примечание автора — оригинал видеофайла без сжатия от съёмочной команды) или в mp4. Если это кинотеатр, то будет мастер DCP (примечание автора — Digital Cinema Package — специальный пакет файлов (видео, аудио, субтитры и информационные файлы), которые созданы специально для воспроизведения в цифровых кинотеатрах) с уже сведённым 5.1 звуком, с цветокоррекцией, с правильными кодеками, с motion графикой и с озвучкой, и всем-всем, что нужно. Не всегда заказывают полностью «под ключ». Довольно редко, потому что всё-таки в большинстве случаев какие-то позиции закрывает сам продакшен. В основном цветокоррекция очень редко заказывается, на самом деле. Просто как пример привёл. Но как факт, если нужно, мы можем это предоставить. То есть «под ключ» значит от идеи до финального мастера.
А если брать тех, у кого-то нет бюджета на такую роскошь? Что обычно заказывают, когда бюджет ограничен? Грубо говоря, имеет ли смысл обращаться к вам в таком случае?
Здесь такой момент — мы часто делаем и просто монтаж. «Под ключ» — это скорее, если есть потребность. Дело уже не в бюджете, скорее, в его экономии. Если продюсер решит всю эту цепочку пройти сам, наняв и подключив разных фрилансеров, то он, скорее, больше потеряет и времени, и денег. А дав всё нам — оптимизирует процессы и сэкономит. То есть здесь не вопрос роскоши, скорее, потребность, которая либо нужна, либо нет. Иногда у продакшена уже есть внутри все эти люди, которые занимаются сведением звука, титрами, цветокоррекцией. И тогда у нас заказывают просто монтаж, и ничего страшного. Мы с удовольствием делаем просто монтаж.
Перейдём к трейлерам. Когда смотрела ваше интервью на YouTube канале «Запах напалма по утрам», записала за вами, что трейлер должен состоять из трёх актов: 1) Погружение в сеттинг, атмосферу, какой стилистики будет кино, и что там примерно будет происходить. 2) Знакомим с героем, ставим ту проблему, которую ему нужно решить. И 3) более бессюжетная, абстрактная нарезка: герой принимает вызов и начинает бороться с проблемой. Такой экшен. Это универсальная схема?
Да, это универсальная схема. Всё, конец (смеётся). От неё, конечно, можно отступать иногда, но всё равно — это некая база, которой все придерживаются. Как, условно, сценарий — тоже определённая универсальная схема рассказа истории, сторителлинг. Ты, конечно, можешь от неё отступать, можешь быть каким-то интересным выскочкой, типа Тарантино, который как-то что-то перепридумывает. Так и в трейлерах, тоже можно сделать что-то креативное, нестандартное. Но они всё равно отталкиваются от неких золотых стандартов. И к сожалению, или, к счастью, здесь никаких нововведений по определению быть не может, потому что такая форма подачи истории в трейлере. Пока трейлер остаётся тем, чем он есть — видосик примерно на две минуты — всё так и будет. Нет, ты, конечно, можешь сделать иначе, на всё наплевать и сделать, как твоей душе угодно. Просто оно не будет работать, не будет продавать кино и приносить деньги.
Но снимают же абсолютно разное кино в том числе артхаусное, и прям глубоко артхаусное, где вообще может не быть сюжета. Бывает, ты посмотрел фильм и не можешь до конца сформулировать, где там главный герой, в чём была его проблема и так далее. Как тогда? Как делать трейлер?
В трейлере ты что-то должен продать. Нет, конечно, монтаж трейлера — это некое творчество. Лично монтажёра, который как-то выражается через музыкальную нарезку. Но это вторая половина. Всё-таки первая половина и основная, что такое трейлер — когда ты продаёшь продукт для того, чтобы заработать денег. Если ты продаёшь артхаус, значит, что у фильма есть заказчик, прокатчик, который решил, что он может выйти на экраны и занять какого-то зрителя. Значит, он понимает, какие у него есть маркетинговые поинты, через которые он может продать такое кино. Допустим, это какой-то хайповый артхаусный режиссёр, у которого есть узкая армия поклонников. И тогда в трейлере будет делаться упор на эти маркетинговые поинты, и он будет продавать этот фильм как некое событие. Например, Такеши Китано снял новый фильм, и он будет давить чисто на стилистику. Если фильм доходит до проката, значит, у него есть какая-то, по мнению прокатчика, сильная сторона, и вот на неё будет давление в трейлере. Если нет главного героя, значит, логика внутри ролика будет формироваться из тех сильных сторон, которые там есть. Допустим, это бессюжетное артхаусное кино с очень красивым визуалом, например, с каким-то очень классным стилем. Значит, стиль фильма и будет главным героем в трейлере. И как-то он будет развиваться, раскрываться по ходу ролика. То есть всё зависит от маркетинговых задач. И что является сильной стороной, которую надо продать зрителю.
С требованиями заказчика к тому, каким должен быть трейлер картина примерно вырисовывается, а какие у вас требования к тем самым заказчикам?
Заказчик должен прийти с брифом. В идеале он должен заполнить или как-то сформулировать, рассказать определённые пункты брифа. Я у него обычно спрашиваю: кто целевая аудитория, то есть пол, возраст, предпочтения. К примеру, целевая аудитория 13-15 лет или 18-20, подростки. Или у нас целевая аудитория 30 плюс, 30-45, обычно небольшой разброс. Невозможно сказать, что у нас целевая аудитория — все возраста, такого не бывает. Потом жанр фильма тоже нужно обсудить, потому что он не всегда очевиден. Иногда, допустим, сняли драму, а заказчик хочет продать фильм как хоррор, или, наоборот, кто-то снял ужастик, а заказчик почему-то решил это скрыть и считает, что лучше преподнести фильм как драму. Дальше логлайн и краткое описание, то есть синопсис. Я прошу заказчика ответить на вопрос, что должен понять из сюжета фильма зритель, посмотревший трейлер. То есть сюжет фильма можно преподнести как угодно. Референсы, может быть, самого фильма, или референсы каких-то трейлеров/ постеров, которые нравятся заказчику. Сильные и слабые стороны фильма. Потому что частенько бывает, что трейлер, помимо всего прочего, решает какую-то проблему, как-то прячет её под ковёр. Например, очень крутой режиссёр, но плохое кино. Значит, ты выпячиваешь всю крутость съёмки и прячешь сюжет. Или, например, у меня был малоизвестный фильм, в котором снимался боец ММА, медийный, звезда, но не актёр. И, соответственно, сильной стороной было, что он в принципе там есть, а слабой — что он плохо играет, потому что не актёр. Следовательно, в трейлере была задача скрыть эту слабую сторону, дать поменьше его игры, реплик, чтобы он молчал в каждом кадре и так далее.
Хронометраж ролика, то есть технические вопросы. Формат — минутный, двухминутный трейлер. Бюджет и, собственно, всё. Семь пунктов получается.
Внушительный список! Что же делать, если заказчик не может сформулировать все пункты из этого списка?
В основном как раз я и занимаюсь тем, что как-то выуживаю ответы на эти вопросы. Я бы не сказал, что в большинстве, но в 50% случаев клиент приходит и говорит: сделай нам круто. Вот вся задача. Их любимая фраза: надо, чтобы кино захотелось посмотреть. Собственно, вот и весь их бриф. А ты уже гадаешь, что это означает в их понимании, за счёт чего может захотеться посмотреть и так далее. Но хорошая новость в том, что на нашем курсе «Монтаж трейлеров» в Московской школе кино мы как раз разбираем, как правильно задавать вопросы заказчику, выявлять его реальные ожидания и превращать даже самый размытый бриф в рабочий. Подчеркну, что в целом эра невнятных брифов уходит. Всё-таки индустрия развивается, и все стали более ответственно подходить к выпуску. Есть целые маркетинговые команды, отделы, которые формируют стратегию, и все промо материалы уже просто придерживаются этой стратегии и являются лишь частью её. Сейчас всё больше и больше хороших и внятных брифов от заказчиков. Однако даже если бриф идеален, креатив на этом вовсе не заканчивается. Как раз наоборот — важно уметь его «читать между строк». Этому мы тоже учим на курсе: как находить баланс между творчеством и требованиями заказчика, чтобы трейлер не просто соответствовал ТЗ, но и действительно работал.
Что происходит, если вы понимаете, что не получится так, как хочет заказчик? К примеру, из комедии сделать ужастик. И вы не захотите за такое браться. Были ли такие случаи? Может ли такое случиться?
Нет, такого не было. Если честно, чем безумнее задача, тем мне всегда интереснее. Я обожаю такие уловки. Чаще всего их нет. Чаще всего, если мы делаем комедию, значит, это изначально комедия. Если мы делаем ужастик, значит, изначально ужастик. Иногда бывает, что фильм нужно спасать и находить какие-то внезапные, неочевидные вещи. За какую ниточку можно потянуть, чтобы это продать и как-то что-то придумать, перепридумать. Но если вдруг попадается такая задача, где тебе нужно изменить жанр фильма, преподнести его с другой стороны, чем он есть на самом деле — всё всегда выполнимо. Условно, есть артхаус, где героиня полфильма смотрит на водную гладь и медитирует, а заказчик тебе говорит: сделай нам вертолёты, взрывы, трансформеров и так далее, то, да-да-да, конечно, это невозможно. Но какие-то адекватные просьбы, типа сместить акценты на что-то другое, преподнести иначе жанр, сделать более плотно и бойко там, где это вяло и скучно. Такое, конечно, выполнимо, это и есть наша профессия. Грубо говоря, профессия создания трейлеров — это как-то подать фильм с нужного угла. И неважно, что там внутри самого фильма. То есть мы воспринимаем кино, как некий исходный материал, как кирпичики, из которых мы можем собрать любую конструкцию. Как лего, грубо говоря.
А как же честность по отношению к зрителю?
А это уже не моя проблема, это вопрос именно тех, кто формирует маркетинговую стратегию. Трейлеры и постеры, они же продиктованы этой стратегией. Мы исполнители — делаем так, чтобы та стратегия, которая выбрана маркетологами, работала и была подкреплена промо- материалами. Все эти моральные терзания на стороне продюсеров (улыбается). Опять же, тут вопрос вкуса. Некоторые убеждены и правильно делают, что врать зрителю нельзя. Что если трейлер продавал фильм как какой-нибудь «Форсаж», а ты приходишь и видишь там артхаус, такое может быть воспринято негативно. Я сейчас рассказал конкретно случай из голливудской практики — фильм «Драйв» с Райаном Гослингом, который, по сути, такой арт-мейнстрим, даже больше арт. Трейлер у него был в стиле «Форсажа», они вытягивали весь экшен, все гонки. И там даже были какие-то шуточные судебные иски от зрителей, типа нам продали артхаус в обёртке экшен-боевика, верните деньги. Но это жизнь. Это уже вкус продюсера. Как он считает правильно поступить: соврать или не соврать, так и делаем. Я повторюсь, что наша профессия — именно обслужить маркетинговую стратегию. Иногда, конечно, мы можем что-то своё предложить, и есть такие продюсеры, которые нам так доверяют, что мы можем сами придумать сильные и слабые стороны, вообще, как продавать. Но в основном мы именно обслуживаем чужую идею.
Сколько вы уже в этой индустрии и с чего всё начиналось? Вопрос из серии «Кем ты мечтал стать в детстве?»
Где-то десять лет. Именно в индустрии. Как ни странно, началось с того, что я всегда хотел именно делать трейлеры. Это действительно странно. Мало кто вообще, в принципе, мыслил в таком направлении в те годы. Но где-то в школьном возрасте мне нравилась именно эстетика трейлера, в принципе, как художественного произведения. Двухминутная нарезка с таким компактным сторителлингом, с экшеном в конце, с атмосферой и с музыкальным монтажом, клиповым. Мне в принципе нравилась эта форма искусства, я её так воспринимал, и я всегда обожал смотреть трейлеры в кинотеатре перед фильмами. Иногда мне они нравились больше, чем сами фильмы. Как только у меня появился какой-то плюс-минус нормальный компьютер, который тянул видеомонтаж, я и начал с того, что попробовал смонтировать трейлер, первый, второй, третий и так далее. Я бы не назвал это мечтой детства, но я не случайно попал в эту профессию, как многие. Я именно хотел этим заниматься с какого-то отрочества.
Помните фильм, с которого всё началось? Или трейлер, после которого подумали «всё, хочу этим заниматься»?
Нет. У меня, скорее, был другой угол зрения на всё это. Когда я начинал, где-то в 2007-2008 годах, самые-самые первые шаги, естественно, не официальные, а какие-то фанатско-творческие в этом направлении, в нашей российской киноиндустрии был другой контекст — все российские трейлеры были ужасные. Не было в принципе такого понятия, как отдельный человек, который делает трейлеры. Они все тогда делались просто монтажёром фильма, факультативно. Типа вот ты монтируешь кино, ну-ка быстренько собери там что-нибудь на две минуты. И они все были не смотрибельные. При этом голливудские трейлеры, и именно то, о чём я говорил вначале — оглядка на голливудский стиль — все были прекрасны, особенно в сравнении с российскими. Было видно, что там к этому относятся, как к искусству и отдельной профессии. И моё желание, какой-то внутренней огонь, заключалось в том, чтобы показать, что на российском материале можно сделать также круто. У нас в какой-то момент сформировалось комьюнити тех, кто увлекается трейлерами, тоже пацанов, условно говоря, детей. И мы пытались донести до кого-то, что вот, смотрите, нужно вот так подходить к трейлерам. И частым мнением было, что это невозможно... условно, не сравнивайте, Тарас Бульба с Человеком-пауком — это совершенно разные вещи, и невозможно из нашего российского материала смонтировать такой трейлер. Поэтому я всегда делал трейлеры к русским фильмам. Причём, чем хуже фильм, тем интереснее было сделать, чтобы показать, что, смотрите, нет, вы не правы, тут вопрос только в профессионализме монтажа, а не в качестве фильма. Мы можем в нашу российскую индустрию, в нашу ментальность, в наш русский контент привнести это западное качество, подход, что это отдельное искусство. То есть мне было совершенно неважно, какой фильм. Единственным критерием для меня тогда было то, что это должен быть русский фильм, трейлеры, к которым были наиболее ужасны, и пытался доказать, что можно сделать круче. Так сказать, пытался привить подход, что это отдельная профессия. Поэтому не имело значения какой сам фильм, его качество, и уж тем более какая-то любовь к этому фильму. Нет, я это воспринимал именно как продукт, как контент, чтобы доказать, что это возможно.
А если бы я взял каких-нибудь «Трансформеров» и сделал из него свой плохенький фан-трейлер образца 2008 года, какой смысл, если у «Трансформеров» уже есть прекрасный трейлер?
Когда я брал какой-нибудь «Дневной дозор», у которого был ужасный трейлер, как и все тогда, разница была наглядна. Одно дело просто напихать кадры, другое дело подойти к этому профессионально. Да, тогда все трейлеры были ужасные и хорошие стали появляться только благодаря каким-то энтузиастам, которые начинали к этому профессионально подходить и насаждали это видение уже на других продюсеров.
Тогда какой вспоминается первый русский фильм, к которому был сделан хороший трейлер?
«Адмиралъ», был такой фильм с Хабенским 2008 года. В моём понимании, в принципе, он открыл эпоху хороших русских трейлеров. «Адмиралъ», «Обитаемый остров: Схватка».
Я так поняла, что музыка в трейлере — это отдельное направление и отдельные специалисты, верно? И как на них выучиться?
Да. Надо просто делать, любить и пробовать. Но лучше поговорить с композитором, а не со мной.
К сожалению, нет школы, как делать трейлеры, кроме курсов, которые я даю в Московской школе кино, или, я уверен, есть какие-то курсы в Голливуде, либо внутри трейлер-хаусов есть какое-то обучение. Но условно диплом ты не получишь. И в государственном вузе нет такого факультета — «Монтаж трейлеров», как и нет факультета написания трейлерной музыки. Ты изначально должен в принципе быть хорошим композитором, а на это как раз можно выучиться. И в какой-то момент начать практиковаться именно в этом ответвлении, в трейлерном формате, потому что в нём нет ничего хитрого. То есть да, это отдельные люди, но в первую очередь это композиторы, и они просто пишут музыку в определённом форм-факторе, который пригоден для трейлерного монтажа.
Давайте теперь поговорим о конкретных примерах. «Сто лет тому вперёд» —какая стояла задача по трейлеру и почему он получился именно таким?
Я, может быть, видел какую-то раннюю сборку «Сто лет тому вперёд», где ещё стояла музыка из «Человека-паука», и был ранний динамичный монтаж, но мне показалось, что наш трейлер довольно соответствует вайбу фильма. И плюс, и одновременно минус нашего трейлера, в том, что он продаёт фильм, как детское кино. На трейлер были негативные отзывы взрослой аудитории, но подростковая аудитория зацепилась. И в этом, собственно, он не врал. То есть фильм очень детский, и, по-моему, он довольно, как говорится, экшен пэкет, то есть насыщенный. Я давно его не пересматривал, но мне он запомнился очень бойким. Конкретно в трейлере «Сто лет тому вперёд» была задача внятно увязать все эти хитросплетения с перемещением туда-сюда, обратно в прошлое, настоящее, будущее. Чтобы всего было как бы поровну, не было каши, и плюс-минус всё укладывалось в голове. Поэтому он воспринимается мной, как довольно честный. Может быть, мы сделали что-то иначе, чем было подано в сюжете, потому что всё-таки преподнесли Алису как главную героиню, хотя главный герой в фильме всё-таки Коля Герасимов. Возможно, если бы мы так показали — такое решение было бы более привлекательным для зрителя, не знаю, может, в этом чуть-чуть соврали. В остальном старались именно соответствовать атмосфере.
Я представила себе идеальную ситуацию, когда заказчик приходит с готовым сценарием трейлера и просит: «Сделайте, пожалуйста»
Не, это как раз ужасно. Такое было пару раз, я сразу сказал, даже читать не буду. Потому что сценарий трейлера невозможен — вот так просто взять его и написать изначально. Грубо говоря, нужно сидеть и придумывать на монтаже.
С чем приходить и чего можно ожидать от вашего курса «Монтаж трейлеров» в Московской школе кино ?
Сразу скажу, что нужны знания видеомонтажной программы, потому что мы с моим коллегой Андреем Солодовниковым не обучаем никаким техническим особенностям. Нужно желание в принципе быть в этой индустрии. Вот, собственно, всё. К нам приходили начинающие, уже практикующие трейлер-мейкеры, которых послали платформы. Вот у них условно есть какие-то сидящие на зарплате трейлер-мейкеры ин-хаус, условно у какого-нибудь more.tv. Их к нам отправили, грубо говоря, просто на прокачку. Приходили люди абсолютно с нуля. И, что особенно приятно, — выпускники прошлого набора уже успешно работают в нашем трейлерхаусе, что доказывает практическую ценность этого курса.
Вообще, для трейлер-мейкера, наверное, есть определённое качество... чувство ритма. Приветствуется, если ты монтировал какие-то клиповые нарезки, даже не трейлеры, просто брал музыкальный трек и делал какую-то нарезку в фильме под него, просто по фану. И приветсвуется мало-мальская насмотренность в области трейлеров. Но это не обязательно, потому что, как уже сказал, были случаи, когда человек пришёл абсолютно сбоку, и сейчас один из самых сильных в моей команде трейлер-мейкеров.
Наверно, многие знания, которые человек здесь получает, — это примерно то, как я год-два развивался самостоятельно, когда только начинал. То есть, можно сказать, экономия времени.
Я прочитала, что вы считаете трейлер «Вавилона» (примечание автора — последний фильм режиссёра Дэмьена Шазелла) одним из лучших, вышедших в последнее время. Чем он хорош?
Наверно, это тот трейлер, который пришёл мне в голову на тот момент, когда у меня брали интервью. Музыкальный монтаж — он ловкий и очень хитро сделанный. Очень сложный и интересный монтаж. На все остальные критерии я не смотрю, фильм собрал мало. Значит, так или иначе, промокампания была не самая успешная, но монтаж потрясающий. Может быть, это уже какая-то задротская вещь, которую вижу только я. Спрашивают же у меня (смеётся).