Назад к списку
29 АПРЕЛЯ

Сколько зарабатывают после киношколы: паблик-ток с выпускниками МШК

Каждый, кто хочет поступить в киношколу, задается финансовыми вопросами. Например, можно ли работать во время обучения, какие гонорары у начинающих и тех, кто уже получил образование? 6 апреля прошел паблик-ток с выпускниками МШК: они рассказали о своем практическом опыте, о размере зарплат и дали советы, как строить карьеру в индустрии.

Максим Иванов, креативный продюсер компании «Среда» («Нулевой Пациент», «Лихие», «Замерзшие»), выпускник программы «Шоураннер»:

«Я окончил ГИТР по специальности «режиссер документального кино», но никогда не грезил кинематографом и сериалами — очень нравилось работать на ТВ. Прошел большой путь от ассистента до главного режиссера кабельного канала. В 2010-х жестко подсел на западные сериалы, засматривался ими по ночам, мог даже не пойти на работу. В 2018 увидел, что в МШК появился экспериментальный курс для шоураннеров, где обучение велось с упором на западную модель производства сериалов. Подумал, что надо заканчивать с теликом, и просто запрыгнул в этот вагончик. К тому моменту у меня был большой бэкграунд по насмотренности (видел столько сериалов, сколько не видели даже руководители студий), а также были готовы несколько проектов. С одним из них я поступил, его сразу купили, потом в течение первого года обучения купили еще один мой проект. После этого компания «Среда» пригласила меня поработать с ними в рамках эксклюзива. Считаю, что креативный продюсер — лучшая работа ever. Ты везде, со всеми, контролируешь весь процесс производства, идеи и сдаешь проект на платформу.

В МШК во время обучения я снимал короткометражки, прошел весь путь, который был у других ребят. Учеба здесь в первую очередь дала мне много знакомств. Вчера человек снимал кино на площадке, а сегодня он тебе преподает, и вы можете с ними общаться тет-а-тет. Это очень прикольно.

Еще со времен ГИТР я понял, что без практики в этой индустрии ничего не получится. Ты можешь все знать в теории, но, если не получится применить эти знания в работе, не добьешься успеха. Не нужно сразу ставить себе цель заработать кучу денег. Начинать можно с низов: поработать ассистентом, помочь на площадке, пусть даже бесплатно. Это дорожка к тому, чтобы стать тем специалистом, за которым потом будет охотиться индустрия.

Денег в индустрии много. Особенно сильно цифры начали расти в последние три года. Сейчас идет большущая охота за классными режиссерами монтажа, операторами, звукорежиссерами, художниками. Сценаристов очень не хватает, у хороших режиссеров график расписан на полтора-два года вперед. Что касается оплаты, у креативных продюсеров, например, вилка невероятно большая. Если вы креативный, сами пишете, придумываете идеи, кучу всего делаете, то цены вам не будет, можете рассчитывать на заоблачные гонорары и планировать себе покупку квартиры в Москве, я не шучу».


Андрей Травников, режиссер монтажа («Время Спартака»), выпускник программы «Режиссура монтажа»:

«Изначально я вообще никак не был связан ни с кино, ни с видеопроизводством. Много лет работал в сфере ивентов и технического обеспечения разных мероприятий, образование у меня инженерное. Спустя много лет работы в этой индустрии понял, что жестко выгорел, мне это стало неинтересно. Если честно, я даже немного завидую ребятам, которые рассказывают, что им еще в школе подарили первую камеру, они начали снимать и поняли, что хотят заниматься кино. Мое поступление в МШК было импульсивным. Когда я уволился с работы, подумал, что нужно найти что-то такое, чем захочется заниматься очень долго. Обратил внимание на режиссуру монтажа, потому что мне это было интересно, нравится копаться в софте. Но представление о профессии было нулевым. На собеседовании в МШК меня спросили, понимаю ли я, чем предстоит заниматься. Я думал, что надо всего лишь собирать картинки, накладывать музыку. Но во время учебы мне открылась целая новая вселенная. Оказывается, в зависимости от того, как ты складываешь картинки, зарождаются новые смыслы. С помощью монтажа ты управляешь вниманием зрителя.

Параллельно с учебой в МШК работал, но не по специальности, потому что с нулевыми знаниями меня бы еще не взяли в крутые проекты. Через полгода ушел с работы. Стали появляться учебные проекты, на которые нужно было много времени. Конечно, это были некоммерческие работы. Старался вписываться максимально во все, чтобы прокачать свои способности и научиться чему-то новому. Был логером, хелпером, монтажером на площадке, режиссером монтажа. После того, как курс закончился, появились коммерческие проекты, причем достаточно быстро. Стоимость обучения в итоге отбилась, но точную сумму, которую я успел заработать за это время, не назову.

Размер гонорара зависит в первую очередь от сферы: в рекламной индустрии одни ставки, в кино и сериалах — другие. В рекламе, как правило, почасовая оплата. Начинающий режиссер монтажа получает в среднем 3,5 тысячи рублей в час. Если опыта больше — от 5 тысяч в час. Сумма может расти в зависимости от того, на каких проектах ты работаешь. В сериалах и кино чаще всего помесячная оплата, потому что проекты делаются долго, и ставки тоже разные в зависимости от уровня специалиста. Суперкрутой известный режиссер монтажа может получать от 400 тысяч рублей в месяц. Я занимаюсь документальным кино, тут ставки не сильно отличаются от игровых картин. Особенно если речь идет о более зрительских проектах, которые выходят на стриминговых платформах.

Когда я закончил МШК, просто сел и сказал себе: «Так, а что же мне теперь делать, куда мне идти?». Потом просто погуглил список продакшенов и стал писать всем, мол, ребята, привет, я такой классный, давайте с вами познакомимся».


Даниил Заховаев, звукорежиссер кино и телевидения («Солнечная линия», «Вызов», «Любовь Советского Союза»), выпускник программы «Звукорежиссура в кино и саунд-дизайн»:

«До того, как поступить в Московскую школу кино, я учился на направлении телевидения и радиовещания в ГИТР. На третьем-четвертом курсе понял, что мне больше интересно кино. Стал изучать, где можно приобрести нужные знания, наткнулся на МШК, сходил на несколько мастер-классов и паблик-токов. Через год после окончания учебы в ГИТР подал документы сюда. В общем, бэкграунд у меня был, но здесь я получил намного больше: новые знакомства, проекты, профессиональный рост.

Параллельно с учебой в МШК я работал, за первые два месяца поучаствовал в качестве звукорежиссера на восьми проектах — это больше, чем за пять лет в ГИТР. После каждой практики подходил к кураторам и задавал им вопросы. Видимо, это сработало, потому что один из них предложил поучаствовать в проекте. Спустя полгода обучения я уже был нормально так загружен работой в кино.

Один из одногруппников рассказывал, что за полгода параллельной учебе работы он отбил всю стоимость программы. Мне удалось это сделать за год. Я, наверное, менее меркантильный человек, потому что, с одной стороны, мне важно получать хорошую оплату, но, с другой стороны, более ценна работа с такими мастерами, как Клим Шипенко или Кирилл Серебренников. Вне зависимости от того, какой будет гонорар.

Размер оплаты зависит от того, что ты делаешь и в каком качестве: звукорежиссура площадки и постпродакшена оплачивается по-разному. Все ставки регламентированы, в том числе для студентов. Вилка может быть очень большой, конкретных цифр не назову. Но за год абсолютно точно можно отбить стоимость обучения».


Дмитрий Шебунин, оператор-постановщик («Огниво», «Клипмейкеры»), выпускник программы «Операторское искусство»:

«До МШК у меня было не связанное с кино образование — государственное муниципальное управление. Пришел в МШК абсолютно зеленым и здесь всему научился. У меня были только фотоаппарат и стремление снимать кино. Я решил учиться на оператора в 2013 году, тогда выбор учебных заведений был не очень большим: ВГИК, ГИТР и другие. В МШК мне понравилось, что обучение длится два года. Сходил на День открытых дверей, пообщался с преподавателями и понял, что нужно идти сюда.

Во время учебы, конечно же, работал, как и все мои коллеги. Мы все обменивались работой: на какой-то проект ты выходишь фокус-пуллером, что-то сам снимаешь, где-то ты механик. На втором году обучения мы с другом с режиссерского факультета решили на свои деньги снять spec commercial для рекламы пива (от англ. speculative commercial — реклама, снятая без участия бренда, для портфолио или привлечения клиента). После этого у нас уже пошли рекламные заказы. Киношные проекты появились позже. После МШК я снимал рекламу, но мечтал о кино. Практиковался на разных проектах, и в итоге процесс пошел.

Когда я пришел в МШК, у меня была не только мечта снимать кино, но и меркантильный интерес. Изучал рынок, смотрел, сколько получает оператор-постановщик на проектах, сколько платят на рекламе, в кино. Оператор-постановщик кинопроекта получает от миллиона до трех миллионов рублей за месяц работы. Начинающие операторы, конечно, демпингуют, и я в том числе это делал, чтобы меня выбрали. Далее уже последовательно повышал ставку, придя к нормальной сумме.

Мне кажется, в кино все профессии смежны, это практикуют и в МШК. Например, монтаж хотя бы на минимальном уровне — база, которую обязан знать чуть ли не каждый человек на площадке: им владеют даже операторы, не говоря уже о режиссерах. Обратно это тоже работает: монтажеры понимают, как работает камера, что делает оператор-постановщик. Это очень помогает производству».


Начать карьеру оператора, звукорежиссера, режиссера монтажа, шоураннера можно в МШК. Сейчас идет набор на долгосрочные программы — вступительные испытания стартуют уже в июне.

Другие новости

(Не)выдуманный Эйзенштейн: презентация новой книги Гузель Яхиной
Филлеры, рекапы и бутылочные эпизоды
Кто такой критик в кино: все о профессии
Как снять документальный фильм: от идеи до премьеры
Что такое Adobe Premiere Pro
Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
ПЕРВЫЕ ДАТЫ СОБЕСЕДОВАНИЯ «ШОУРАННЕР»
ИТОГИ КОНКУРСА «ШОУРАННЕР»
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Кинооператор: все о профессии