Кто такой критик в кино: все о профессии
Вы с детства любите смотреть фильмы, отлично разбираетесь в истории кино, знаете всех значимых режиссеров-новаторов и объясняете, каким образом французская новая волна повлияла на мировой кинематограф? Можете ли считать себя кинокритиком и зарабатывать на этом? Давайте разберемся.
Кинокритик, он же кинообозреватель — эксперт, который анализирует кинопроцесс: смотрит картину, разбирает и оценивает ее художественные решения, работу режиссера и всех участников съемочной группы, формирует мнение о фильме. Критик пишет рецензии и делится ими с аудиторией.
Чтобы стать профессионалом в этой сфере, нужно знать историю и теорию кино, понимать актуальные вопросы, волнующие зрителей.
Что делает кинокритик
Кинообозреватель дает фильммейкеру возможность посмотреть на произведение со стороны и понять, в каком контексте оно воспринимается. Зрителям — определить отношение к новым фильмам. А киноманам — проанализировать картину и лучше понять ее суть.
Когда-то рецензии кинообозревателей существенно влияли на репутацию картины: положительная создавала шумиху и делала ее успешной, а отрицательная могла привести к провалу. Так, критик Полин Кейл своим обзором буквально похоронила фильм «Врата рая». Еще ходили слухи, что фильмы запускали в прокат, когда кинокритик Винсент Кэнби уезжал в отпуск — так он не мог своей рецензией провалить сборы.
Сейчас появилось много любительских рейтингов и отзывов, поэтому кинообозреватели уже не оказывают такое сильное влияние на репутацию картины.
Кинокритики выполняют разные задачи:
- Пишут рецензии для изданий. Их материалы помогают широкой аудитории выбрать интересный фильм из новинок кинопроката. Рецензии кинообозревателей размещают у себя «Кинопоиск», «Афиша», «Известия — Культура», «Огонек», CG и другие.
- Участвуют в организации кинофестивалей. Они занимаются отбором фильмов, определяют участников и нередко берут на себя функции программных директоров. Так, кинокритик Стас Тыркин является программным директором кинофестиваля «Маяк». Егор Москвитин выполнял те же задачи на первом фестивале сериалов «Пилот», а сейчас курирует несколько программ Московского международного фестиваля. Киновед Ситора Алиева — отборщик Варшавского международного кинофестиваля.
- Создают познавательные видеоролики и подкасты. Кинообозреватели активно делятся знаниями со слушателями. Примеры таких подкастов: «Покалигарим» про немецкоязычное кино, «Крупным планом» о новинках и тенденциях кино, «Кино Огонь», где обсуждают в том числе и сериалы.
- Проводят публичные обсуждения новых и старых картин. Там критики кино рассказывают о фильме и его интересных деталях, отвечают на вопросы зрителей. Такие мероприятия с обсуждениями и беседами с критиками организовывают кинотеатры «Пионер», «Художественный» и «Октябрь» (Москва), кинотеатр «Аврора» (Санкт-Петербург).
- Подбирают и распределяют контент, создают тематические подборки фильмов в онлайн-кинотеатрах («Кинопоиск HD», «Кино ТВ» и Okko и других) и на ТВ.
- Обучают людей. Учат анализировать фильмы, разбираться в основах киноведения, ведут занятия по киноискусству.
В Московской школе кино партнером программы «Практическая кинокритика» выступает «КАРО.Арт». Кураторы обучают студентов публичным выступлениям и интерактивной критике, проводят коуч-сессии на тему работы с публикой, корректируют выступления начинающих критиков. Цель программы — познакомить учащихся со всеми существующими специализациями и смежными сферами работы.
Что нужно знать и уметь, чтобы стать кинокритиком
Над этими навыками и компетенциями кинокритику полезно работать:
- Знание истории кино. Кинокритик должен понимать эволюцию кинематографа и факторов, влияющих на его развитие. Необходимо разбираться в историческом, культурном и политическом контекстах, чтобы рассказывать, почему те или иные фильмы актуальны в разные периоды времени.
Например, анализируя фильмы эпохи Великой депрессии, полезно понимать, почему мюзиклы и комедии пользовались такой популярностью в Америке — они помогали зрителям сбежать от суровой реальности.
- Насмотренность. Чем больше картин посмотрел и проанализировал кинообозреватель, тем легче ему видеть взаимосвязи, цитаты и отсылки.
Допустим, опытный кинокритик сможет заметить, как в фильме «Ла-Ла Ленд» режиссера Дэмьена Шазелла появляются отсылки к классическим мюзиклам «Поющие под дождем» и «Звезда родилась». Применение ярких цветовых палитр, хореографические номера и музыкальные мотивы создают определенную атмосферу. Зная, как эти элементы использовались в прошлом, критик сможет глубже оценить, как «Ла-Ла Ленд» переосмысляет жанр и привносит новые идеи, взаимодействуя с традициями кино. Такие знания позволяют оценить оригинальность и инновации современного кинематографа.
- Понимание технических аспектов. Большое значение имеет знание технической стороны: умение видеть работу со светом, цветом, звуком, ракурсы камеры, монтаж, грим и костюмы.
Понимая эти аспекты, можно оценить, как в фильме «1917» режиссер Сэм Мендес реализовал уникальную съемку в формате одного кадра. Зная о работе оператора Роджера Дикинса, критик сможет отметить, как использование света и тени помогало усиливать восприятие времени и пространства.
- Внимание к деталям. Работа критика — не просто посмотреть фильм, а проанализировать особенности сценария, визуальные акценты, музыкальное сопровождение, литературные отсылки и другое.
Анализируя фильм «Дюнкерк» Кристофера Нолана, критик оценивает и помогает оценить зрителю, как музыка Ханса Циммера создает дополнительное напряжение в соответствии с сюжетной линией.
- Объективность. Его оценка не должна быть субъективной и эмоциональной. Важно не ругать, а сохранять уважение к создателям и избегать перехода на личности.
Например, рассматривая фильм «Светская жизнь» Вуди Аллена, кинокритик может заметить, что хотя в целом работа не оправдала ожиданий аудитории, тем не менее сценарий отражает реалии жизни в Лос-Анджелесе и поднимает важные философские вопросы.
- Честность. Чтобы специалисту доверяли, важно беречь репутацию. Это значит, что если ему предложат бонус за положительную рецензию на неудачную картину, он откажется ее написать. По мнению авторитетных кинокритиков, честность — вложение в перспективу, а ложь за деньги — сделка с совестью, сиюминутная выгода, за которую придется расплачиваться именем.
Роджер Эберт не раз отказывался смягчать свои рецензии, несмотря на возможное давление со стороны студий и продюсеров. В рецензии на фильм «Сумерки» он выразил недовольство поверхностным сюжетом и недостаточной проработкой персонажей, хотя картина была популярна. Честность позволила Эберту сохранить уважение аудитории, а его критика стала ориентиром для многих зрителей, которые искали объективную оценку фильмов.
- Четкость изложения мыслей. Кинообозреватель обязан высказывать свое суждение аргументированно, структурированно и внятно. Нужно уметь писать тексты в разных форматах, а также конструктивно отвечать на замечания зрителей и правки редакторов.
«Время в этой фантастической конструкции течет в двух направлениях: из прошлого в будущее и наоборот — из будущего в прошлое. Первое направление называется линейным, второе — инвертированным. Первое — знак привычного мира, второе — иномира, метка врага. Кто-то в будущем решил запустить инвертированные копии людей и предметов в прошлое, чтобы его уничтожить. Бойцы бегут задом наперед, автомобили дают задний ход, пули влетают в стволы. И, разумеется, рано или поздно два потока времени схлестнутся: человек в настоящем столкнется нос к носу со своей инвертированной копией из будущего.
Нолан, как известно, любит брать что-то знакомое в реальности и добавлять туда нечто остросюжетное или фантастическое. Так, например, появился его дебютный полнометражный фильм „Преследование“ (1998). Однажды его квартиру обчистили воры, причем ценности они оставили на своих местах, зато взяли личные, очень дорогие Нолану безделушки. Это стало отправной точкой для создания истории про людей, которые беспардонно вторгаются в лондонские квартиры, копаются в чужих вещах, воспоминаниях, жизнях.
Так же и в „Доводе“: кто из нас не запускал собственную инвертированную копию в прошлое, чтобы не допустить ошибку, не сказать близкому человеку грубое слово или, наоборот, не проглотить обиду, а ответить по существу? Разумеется, сделать это мы можем только в голове. А Нолан переносит эту фантазию в фильмическую реальность, используя столь любимый кинематографистами сюжет перемещения во времени», — Всеволод Коршунов, отрывок рецензии на фильм Кристофера Нолана «Довод».
- Дисциплинированность. Значимый навык кинокритика — умение организовывать себя, планировать, правильно распределять время и вовремя сдавать рецензии.
- Способность систематизировать информацию. Она понадобится при программировании контента или сборе информации для написания статьи.
- Знание английского языка. Важно быть в курсе восприятия фильма мировым сообществом кинокритиков, знать обо всех глобальных событиях и тенденциях. Кинокритику часто приходится просматривать фильмы, которые еще не переведены на русский, изучать рецензии иностранных коллег, чтобы понять, как мировое критическое сообщество восприняло фильм.
- Умение выступать на публике. Для ведения специальных показов и чтения лекций полезно овладеть искусством оратора.
- Коммуникативные навыки. Люди, связанные с кино, регулярно посещают тематические мероприятия и обмениваются опытом с коллегами. Кинокритик может брать интервью у актеров и создателей фильмов.
Плюсы и минусы профессии
Теперь поговорим о преимуществах и недостатках специальности. Еще до начала учебы важно понять, подходит ли вам эта работа, готовы ли вы к некоторым трудностям на пути к поставленной цели.
Преимущества:
- Творческая профессия для тех, кто любит кино.
- Получение профильного высшего образования необязательно. Но людям с гуманитарным образованием или уверенными знаниями в искусстве стать кинокритиком будет легче.
- Удаленная работа с гибким графиком.
- Посещение закрытых показов и доступ к эксклюзивным материалам еще до выхода фильма в прокат.
- Отсутствие верхнего предела по оплате.
Недостатки:
- Сложности с поиском работы для новичка из-за высокой конкуренции.
- Необходимость анализировать и рецензировать фильмы любого жанра и формата.
- Непостоянный доход, особенно первое время.
Где работают кинокритики
Кинокритики пишут для интернет-изданий, газет и журналов, часто совмещая проекты. Работают на радио или телевидении, организовывают кинофестивали. Кто-то занимается продвижением личного бренда и создает собственный контент: записывает подкасты, выступает перед аудиторией или ведет блог.
Например, российский кинокритик Сергей Кудрявцев — автор блога с 5000 рецензий на фильмы за 50 лет, а киновед Кирилл Разлогов — создатель и ведущий программы «Культ кино» на телеканале «Культура».
Некоторые преподают киноискусство в учебных заведениях. Продвинутые специалисты также редактируют рецензии новичков и консультируют их. После получения дополнительного образования критик фильмов может стать редактором на киностудии.
«Игорь Потапов из кинокритика превратился в главного по маркетингу Disney в России. Есть советский киновед Майя Туровская, которая стала соавтором сценариев потрясающих фильмов вроде „Обыкновенного фашизма“. Есть Стас Тыркин или Тьерри Фремо, которые стали кураторами площадок и фестивалей. В случае Стаса это фестиваль „Художественный“, в случае Тьерри Фремо — Каннский кинофестиваль. Есть Анатолий Сергеев, якутский кинокритик. Никто не знает, что он был якутским кинокритиком. А сейчас все знают, что он очень хороший прокатчик», — Егор Москвитин, кинокритик.
Профессия кинокритика позволяет работать как в офисе, так и удаленно. Можно числиться в штате или быть фрилансером и сотрудничать сразу с несколькими клиентами. График зависит от формы занятости.
Сколько зарабатывает критик в кино
Точно сказать, сколько получает кинообозреватель, невозможно. Его заработок зависит от опыта, известности, специфики и количества текущих проектов, платежеспособности и уровня издания или портала, с которым он работает. Рассмотрим средний уровень дохода в России по состоянию на 2024 год по данным сайтов с предложениями работы:
- Киножурналист. Оплата за одну рецензию новичка начинается от 3000 рублей. Опытные критики получают значительно больше, но и времени на подготовку материалов уходит больше.
- Участие в организации фестивалей. Заработная плата новичков стартует от 40 000 рублей за проект. Чем больше навыков и задач, тем выше доход.
- Работа на телевидении. Сотрудники без опыта получают от 20 000 рублей при неполной занятости. В будущем зарплата может вырасти до 100 000 рублей и более.
Приведенные цифры относятся к российской киноиндустрии. Примерно такие же зарплаты получают специалисты из других стран СНГ. В США средняя зарплата кинокритика достигает $6,7 тысяч в месяц.
«Работа кинокритиков в России в основном гонорарная, и уровень оплаты может варьироваться от трех до нескольких десятков тысяч рублей за текст. Среднюю зарплату назвать сложно, так как профессия достаточно закрытая и зависит от конкретных условий и опыта специалиста», — Екатерина Долинина, руководитель центра по связям с индустрией МШК.
Востребованность профессии
Кинокритики будут работать и развиваться, пока в прокат выходят новые картины. Но некоторые фильмы могут оказаться непонятными для неподготовленного зрителя. И здесь на помощь приходят рецензии, в которых кинокритики выступают проводниками между аудиторией и режиссером.
Рецензии дают ответы на вопросы: что посмотреть, в чем смысл картины, почему фильм вызывает такие сильные эмоции. Кинокритики объясняют скрытые смыслы, находят отсылки, сравнивают фильмы и рассказывают о тенденциях.
Разберем подробнее по пунктам:
- Помощь в выборе фильмов. В условиях непрерывного выпуска контента кинокритики помогают зрителям выбрать качественные картины. Тем самым люди могут избежать траты времени и денег на просмотр низкокачественного кино.
- Развитие киновкуса. Кинообозреватели повышают уровень культурного и эстетического восприятия зрителей. Они учат обращать внимание на тонкие детали, символику и художественные приемы в фильмах.
- Образовательная роль. Кинокритики расширяют кругозор аудитории: учат истории кино, жанрам или режиссерским техникам.
- Ориентир для индустрии. Рецензии кинообозревателей влияют на восприятие фильмов в профессиональном комьюнити. Это помогает режиссерам, продюсерам и актерам улучшать свои работы.
- Формирование общественного мнения. Рецензии и критические статьи влияют на массовое восприятие фильмов. Иногда это способствует успеху, а порой — провалу картины в прокате.
- Анализ социальных и культурных тем. Фильмы отражают насущные проблемы общества. Кинокритики помогают зрителям углубиться в культурные и социальные вопросы через их обсуждение.
- Популяризация независимого кино. Кинообозреватели продвигают независимые фильмы, помогая им стать известными и найти свою аудиторию.
«Не будет кинокритики — не будет кинематографа. Одним из главных пунктов поддержки кино, как правильно сказал глава Sony Pictures Classic, должна быть поддержка кинокритики. И это говорит глава компании, которая за последние 20 лет открыла все европейское кино каждой американской деревне... Именно благодаря критике они до сих пор зарабатывают на сотнях своих фильмов. Мне кажется, что сегодня государство должно поддерживать пул молодых кинокритиков, выделять деньги на их поездки на фестивали и другие выставки...», — Ситора Алиева, киновед, киноредактор, программный директор Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в 2005–2021 гг.
Как стать кинокритиком
Кинокритика входит в обучение по специальности «Киноведение». Например, во ВГИКе предмет «Мастерство кинокритика» преподают на киноведческом отделении. Условия получения специальности стандартные — 5 лет очного обучения.
Многие будущие кинокритики получают высшее образование на факультетах режиссуры, журналистики, театроведения. Осваивать теорию кинематографа при этом приходится своими силами. Получить образование, актуальные знания и развить необходимые практические навыки можно в Московской школе кино на программе «Практическая кинокритика». Всего за год студенты осваивают все нюансы профессии критика, включая историю и теорию кино, видеоэссеистику, программирование синематечных площадок, работу с видеохостингом и лицензированием контента.
Благодаря партнерству с «КАРО.Арт» студенты получают навык публичных выступлений и проведения кинопоказов. На практикуме по работе с текстом будущие специалисты учатся грамотно и аргументированно излагать мысли на бумаге. К концу курса выпускники собирают убедительное портфолио для трудоустройства по выбранному направлению.
Кроме того, желающим стать кинокритиком имеет смысл устраивать углубленные просмотры — анализировать фильмы одного режиссера или жанра. Запоминать имена, следить за рецензиями конкретных критиков.
«В любом случае — читать как можно больше. Я бы обратил внимание на Зару Абдуллаеву („Искусство кино“), Андрея Плахова („Коммерсантъ“), Ларису Малюкову („Кино с Ларисой Малюковой“), Василия Степанова („Сеанс“), Станислава Зельвенского („Кинопоиск“), Питера Брэдшоу (Guardian и Esquire), Дэвида Эрлиха (IndieWire) и Ричарда Броуди (New Yorker). Очень важно расширять кругозор, писать прямо сейчас, хотя бы в свой телеграм-канал с несколькими подписчиками. Тренируйтесь, пишите и добавляйте в портфолио. Изучайте не завтра, а сегодня», — Всеволод Коршунов, кандидат искусствоведения, доцент ВГИКа, куратор МШК, ведущий подкаста «Крупным планом» на Кинопоиске.
Среди ярких представителей профессии стоит отметить этих персон:
- Михаил Трофименков — автор статей об истории и проблематике кино, обозреватель издания «Коммерсантъ».
- Всеволод Коршунов — кандидат искусствоведения, доцент ВГИКа, куратор программы «Практическая кинокритика» в МШК, ведущий подкаста «Крупным планом» на «Кинопоиске».
- Денис Рузаев — кинообозреватель в авторитетных российских изданиях: «Кинопоиск», «Сеанс», «Искусство кино».
- Алексей Филиппов — кинокритик, автор в изданиях «Кино-Театр.Ру», «Кинопоиск».
- Роман Волобуев — был кинокритиком и редактором в журнале «Афиша», сейчас кинорежиссер.
Среди зарубежных специалистов особенно выделяются: Роджер Эберт (1942–2013), Полин Кейл (1919–2001) из The New Yorker, Питер Брэдшоу из The Guardian.
Как и где найти первую работу
При поиске работы можно откликаться на вакансии:
- фестивального отборщика;
- автора портала о кино;
- сотрудника онлайн-кинотеатра;
- редактора на киностудию (при наличии дополнительной квалификации).
На сайтах по поиску работы вакансии для кинокритиков публикуются нечасто. Начать деятельность в сфере киноискусства можно напрямую, рассылая резюме в интересующие компании. Например, предложить свою кандидатуру и идеи по развитию сайта с обзорами фильмов. В сообщении расскажите, что полезного и актуального вы можете для него сделать. Перед отправкой письма изучите специфику деятельности клиента, чтобы понять его приоритеты.
Главное — иметь на руках качественное портфолио с достойными проектами. Если хочется стать кинокритиком именно в сфере рецензирования фильмов, то в перечень работ включите материалы для авторитетных изданий и сайтов с высокой посещаемостью. Рабочий вариант для новичка — писать рецензии на фильмы для онлайн-кинотеатров «Иви», Okko, «Кинопоиск» и других.
Будет полезно вести свой канал в социальных сетях, выкладывая рецензии на фильмы в любом формате.
Нетворкинг — еще один хороший способ найти работу в киноиндустрии. Посещайте кинофестивали, вступайте в киносообщества и чаты, общайтесь с другими критиками и представителями отрасли. Такие знакомства вполне могут перерасти в продуктивное сотрудничество.
Карьера кинокритика
В перспективе заметный критик может:
- Писать для авторитетных медиа.
- Выступать куратором на кинофестивалях в РФ и за границей.
- Быть руководителем на телеканалах и платформах с видео по запросу (VoD).
- Участвовать в качестве приглашенного эксперта на мероприятиях, которые проводят кинотеатры.
- Зарабатывать на ведении собственного блога.
- Преподавать на профильных курсах.
Для успешной карьеры кинокритикам необходимо непрерывно развивать свои навыки, они должны быть в курсе мировых событий и отслеживать новые тенденции в киноиндустрии, выделяться на фоне конкурентов. Доверие аудитории и признание можно завоевать благодаря усердной работе и подлинной любви к кино.