Назад к списку
17 июл
Исполнительный продюсер – это призвание
Продюсирование ‒ это не только профессия. Это стиль жизни! Продюсер является вдохновителем и двигателем любого проекта. Именно он объединяет и направляет съемочную группу, оставаясь при этом всегда по ту сторону камеры.
Продюсер должен представлять, как будет выглядеть будущий проект ‒ фильм, сериал или цифровой проект; предвидеть результат еще до начала работы.
Александр Цекало: «У нас в России есть исполнительные продюсеры, но не все из них являются по-настоящему продюсерами в полном понимании этого слова. Это профессия на треть творческая, на треть техническая, а еще на треть административная. Многие их не любят, потому что это совесть производства. Исполнительный продюсер – очень важный человек на площадке, одного уровня с режиссером и сценаристом. Это мое мнение».
Куратор программы «Продюсирование» Московской школы кино Дмитрий Шутко рассказал, какова роль исполнительного продюсера в России, какими качествами должен обладать человек, избравший эту профессию, можно ли за два года стать настоящим продюсером и что ждет студентов его курса в новом учебном году.
Как начался ваш собственный путь в киноиндустрии в роли продюсера?
Моим первым кинопроектом были съемки фильма «Секретные файлы КГБ» с Роджером Муром. Съемки тогда проходили в Санкт-Петербурге.
Потом были, конечно, и российские проекты. Но исторически сложилось так, что я в основном работал с западными компаниями. Это позволило мне получить новые профессиональные знания.
Тогда не было специальных программ обучения западной технологии съемок и продюсированию. Все приходилось изучать самостоятельно в процессе работы с западными коллегами. Начиная от специальной кинотерминологии, структуры съемочной группы и должностных инструкций, заканчивая изучением специальных компьютерных программ для производства, которыми активно пользовались иностранцы.
В чем отличие исполнительного продюсера в России от еxecutive рroducer на Западе?
В американской системе еxecutive рroducer ‒ это менеджер, который представляет интересы студии, дистрибьютора, инвестора и исполняет «надзирающие» функции в работе продюсеров и создании продукта ‒ фильма, сериала и т. д. Executive рroducer отвечает, по большей части, за бюджет, юридические вопросы.
В российской же практике исполнительный продюсер ‒ это двигатель проекта. Он в самом центре производства. Это человек, который полностью вовлечен в процесс создания фильма (сериала), начиная от сценария, подготовительного периода, кастинга, планирования производства, заканчивая бюджетом и контрактами, съемками и постпродакшном. Это один из ключевых специалистов, который головой отвечает за результат.
Что сейчас происходит в индустрии с профессией исполнительного продюсера? Кто эти люди?
Очень многие из них ‒ самоучки, которые начинали свой карьерный путь с должности администратора на съемочной площадке или приходили из другой сферы бизнеса. Это, несомненно, талантливые люди. Многие из них достигли высочайшего уровня.
Но многим не всегда хватает знаний и актуальных продюсерских технологий. Нет современного индустриального подхода, который в нашей образовательной программе занимает главенствующую роль.
Что изменилось в программе курса «Продюсирование»?
Сейчас мы обновляем существующую программу обучения. Делаем ее еще более структурированной и эффективной по подаче теоретического материала и получению студентами практических навыков. Новая программа будет состоять из двух блоков, двух уровней.
Программа первого года позволяет студенту получить необходимый багаж теоретических знаний, включая драматургию, историю кино, киноязык, кинопроизводство, планирование и бюджетирование съемок. Это и теория, и практические занятия, а также багаж знаний с площадки (участие в съемках рекламных роликов, телепроектов), позволяющий студенту начать работу в проекте на позиции линейного продюсера.
Программа второго года обучения нацелена на получение знаний и практик уровня исполнительного продюсера. Что включает в себя углубленное изучение теоретических дисциплин ‒ от написания сценария и работы с драматургами до организации и управления съемочным процессом во всех стадиях (prep, production, post, кинотеатральный релиз или ТВ-релиз). Изучение вопросов маркетинга, продвижения продукта ‒ фильма, сериала, анимации ‒ на рынок. Изучение самого рынка от прокатного кино до новых цифровых медиа. Ну, и, конечно, практика: это и создание своей сценарной заявки для кино, телевидения или новых медиа; это и навык индустриального питчинга своей сценарной идеи или идеи режиссера-постановщика, сценариста, с которыми продюсер хочет работать дальше; это, конечно, и реализация своей дипломной работы и многое другое.
Уровень исполнительного продюсера - это уже не просто уровень фактического производства ‒ physical production или фактических съемок. Это уже уровень творчества, создания фильма, сериала.
Исполнительный продюсер должен уметь анализировать сценарный материал не только с производственной, но и с творческой точки зрения. Он должен понимать тонкую тонкую ткань сценария. Знать, как реализовать тот или иной проект в плотной связке с режиссером, творческой группой. Чтобы аргументировать свои решения в процессе съемок, реализовать и удержать проект в рамках утвержденных сроков и бюджета.
Кроме внесения новых теоретических позиций в программу обучения, мы, конечно, сохраняем и усиливаем практическую работу студентов, о которой я уже упомянул.
Так, уже на первом году обучения в рамках съемок рекламного проекта студент получает реальный бриф для съемок ролика от агентств, которые являются партнерами Школы. И далее студенты-продюсеры вместе с коллегами ‒ режиссерами, операторами, художниками-постановщиками снимают рекламный ролик. И продюсер должен в соответствии с брифом подготовить и осуществить съемку ролика в рамках существующего бюджета и сроков.
Студент принимает ряд важных решений: где и как организовывать съемочный процесс, каких актеров привлечь к съемкам, как взаимодействовать с режиссером, оператором, членами группы и т. д. Все как в настоящем рекламном производстве!
Студенты-продюсеры также участвуют в съемках телевизионного тизера ‒ это съемка нескольких сцен из будущего сериального проекта, который разрабатывают большие студии ‒ партнеры МШК. Студенты получают утвержденный сценарий и должны, проведя подготовку, кастинг и т. д., снять эти сцены, из которых студия-заказчик сможет смонтировать тизерный ролик.
Многие студенты уже на первом курсе участвуют в качестве линейных продюсеров в съемках дипломных фильмов второкурсников.
Второй год ‒ это разработка своих проектов, заявок. Это съемка дипломных работ на позиции исполнительного продюсера. Или даже генерального, если за основу дипломной работы взята сценарная разработка студента-продюсера.
Наиболее талантливые выпускники после четвертого семестра в состоянии создавать и продвигать собственные проекты. Мы считаем, что без попытки создать свой собственный фильм или сериал нельзя рассчитывать на успех. Студент изначально должен ставить перед собой амбициозные цели. И Московская школа кино максимально поддерживает своих студентов.
Кроме амбиций, какими качествами должен обладать продюсер?
Он должен быть «насмотрен», любить кино и сериалы. Быть эрудированным в области кинопроизводства ‒ жить им, понимать, что такое сценарий, что такое съемочный процесс, разбираться в драматургии. Абитуриентам мы даем задание проанализировать отечественный фильм или сериал, рассказать о его слабых и сильных сторонах: что бы он изменил, а что бы оставил как есть. И, конечно, это должен быть, как минимум, положительно заряженный творческий человек.
Расскажите подробнее про софт. Зачем эти знания нужны продюсеру?
Еще одна особенность нашей новой программы ‒ студенты курса «Продюсирование» будут изучать специальный индустриальный софт, который использует практически весь мир и отечественная индустрия. Все мы уже давно существуем в цифровом пространстве, и надо хорошо знать актуальные программы.
Я говорю, к примеру, о программе MovieMagicBudgeting, работающей в соответствии с международными стандартами бюджетирования. Программы, которые осуществляют анализ сценария для департаментов съемочной группы, планирование съемочного процесса: MovieMagicScheduling, TheTakes, Gorilla и так называемые облачные Production-офисы, и многие другие. Сейчас появились международные программы с русским интерфейсом. К сожалению, их очень мало, но они есть.
Эти знания и практики необходимы не только для того, чтобы говорить на одном профессиональным языке с иностранными партнерами и коллегами. Они нужны в принципе для совершенствования кинопроизводства и достижения максимального качества с минимальными потерями.
Что если к концу обучения абитуриент придет к вам со своим проектом?
Как я уже говорил, Школа максимально поддерживает своих студентов. Если это концептуально интересный проект, то мы с удовольствием поможем студенту подготовиться к индустриальному питчингу и продвинуть этот проект. Мы любим студентов, которые горят своими проектами, которые хотят их сделать, с ошибками или без ‒ это неважно.
В чем конкурентное преимущество программы?
Обязательный пункт в нашей программе – совместная работа студентов с разных факультетов. Продюсеры вместе с художниками, режиссерами, звукорежиссерами и операторами снимают рекламный модуль, тизер телесериала, документальный фильм и короткий метр. Это замечательная возможность испробовать на практике свои собственные силы, навыки и умения. Можно сколько угодно говорить о теории взаимодействия, но пока будущие исполнительные продюсеры не соберут команду на площадке, пока не столкнутся со сложностями взаимодействия с режиссерами, с актерами, с ограниченным бюджетом и сроками, они не поймут, как это работает.
Конкурентное преимущество нашей Школы ‒ это живая связь с индустрией. В этом мы лучшие. Это не только живые проекты – это актуальные профессиональные знания и навыки, которые получают студенты.
Большинство студенческих работ Московской школы кино берут призы на международных фестивалях и кинопоказах. Рекламу, созданную учащимися, вы можете видеть на российском телевидении. Таким образом, к концу обучения у каждого студента в портфолио есть реальные кейсы по брифам из индустрии и уже своя, пусть небольшая, но фильмография.
Наша задача – чтобы студент, получив необходимый пакет знаний и компетенций, начал успешно работать и конкурировать в индустрии.
Именно конкурировать. Быть более заметным, успешным в своей работе или проектах по сравнению с другими участниками рынка.
Совет для абитуриента
В первую очередь абитуриенту необходимо понимать, как в принципе строится процесс кинопроизводства. Он должен знать, каким образом создается фильм или сериал: от написания сценария до постпродакшна и маркетингового продвижения. В чем особенности проката фильма в кинотеатральной, телевизионной или фестивальной сети.
При этом нельзя сказать, что для поступления на курс «Продюсирование» требуется специальная подготовка, ‒ шанс есть у каждого. Главное ‒ амбиции, драйв, талант и жажда знаний.
Даже если вы еще не горите идеей делать кино, а только тлеете ‒ мы вас зажжем!
Продюсер должен представлять, как будет выглядеть будущий проект ‒ фильм, сериал или цифровой проект; предвидеть результат еще до начала работы.
Александр Цекало: «У нас в России есть исполнительные продюсеры, но не все из них являются по-настоящему продюсерами в полном понимании этого слова. Это профессия на треть творческая, на треть техническая, а еще на треть административная. Многие их не любят, потому что это совесть производства. Исполнительный продюсер – очень важный человек на площадке, одного уровня с режиссером и сценаристом. Это мое мнение».
Куратор программы «Продюсирование» Московской школы кино Дмитрий Шутко рассказал, какова роль исполнительного продюсера в России, какими качествами должен обладать человек, избравший эту профессию, можно ли за два года стать настоящим продюсером и что ждет студентов его курса в новом учебном году.
Как начался ваш собственный путь в киноиндустрии в роли продюсера?
Моим первым кинопроектом были съемки фильма «Секретные файлы КГБ» с Роджером Муром. Съемки тогда проходили в Санкт-Петербурге.
Потом были, конечно, и российские проекты. Но исторически сложилось так, что я в основном работал с западными компаниями. Это позволило мне получить новые профессиональные знания.
Тогда не было специальных программ обучения западной технологии съемок и продюсированию. Все приходилось изучать самостоятельно в процессе работы с западными коллегами. Начиная от специальной кинотерминологии, структуры съемочной группы и должностных инструкций, заканчивая изучением специальных компьютерных программ для производства, которыми активно пользовались иностранцы.
В чем отличие исполнительного продюсера в России от еxecutive рroducer на Западе?
В американской системе еxecutive рroducer ‒ это менеджер, который представляет интересы студии, дистрибьютора, инвестора и исполняет «надзирающие» функции в работе продюсеров и создании продукта ‒ фильма, сериала и т. д. Executive рroducer отвечает, по большей части, за бюджет, юридические вопросы.
В российской же практике исполнительный продюсер ‒ это двигатель проекта. Он в самом центре производства. Это человек, который полностью вовлечен в процесс создания фильма (сериала), начиная от сценария, подготовительного периода, кастинга, планирования производства, заканчивая бюджетом и контрактами, съемками и постпродакшном. Это один из ключевых специалистов, который головой отвечает за результат.
Что сейчас происходит в индустрии с профессией исполнительного продюсера? Кто эти люди?
Очень многие из них ‒ самоучки, которые начинали свой карьерный путь с должности администратора на съемочной площадке или приходили из другой сферы бизнеса. Это, несомненно, талантливые люди. Многие из них достигли высочайшего уровня.
Но многим не всегда хватает знаний и актуальных продюсерских технологий. Нет современного индустриального подхода, который в нашей образовательной программе занимает главенствующую роль.
Что изменилось в программе курса «Продюсирование»?
Сейчас мы обновляем существующую программу обучения. Делаем ее еще более структурированной и эффективной по подаче теоретического материала и получению студентами практических навыков. Новая программа будет состоять из двух блоков, двух уровней.
Программа первого года позволяет студенту получить необходимый багаж теоретических знаний, включая драматургию, историю кино, киноязык, кинопроизводство, планирование и бюджетирование съемок. Это и теория, и практические занятия, а также багаж знаний с площадки (участие в съемках рекламных роликов, телепроектов), позволяющий студенту начать работу в проекте на позиции линейного продюсера.
Программа второго года обучения нацелена на получение знаний и практик уровня исполнительного продюсера. Что включает в себя углубленное изучение теоретических дисциплин ‒ от написания сценария и работы с драматургами до организации и управления съемочным процессом во всех стадиях (prep, production, post, кинотеатральный релиз или ТВ-релиз). Изучение вопросов маркетинга, продвижения продукта ‒ фильма, сериала, анимации ‒ на рынок. Изучение самого рынка от прокатного кино до новых цифровых медиа. Ну, и, конечно, практика: это и создание своей сценарной заявки для кино, телевидения или новых медиа; это и навык индустриального питчинга своей сценарной идеи или идеи режиссера-постановщика, сценариста, с которыми продюсер хочет работать дальше; это, конечно, и реализация своей дипломной работы и многое другое.
Уровень исполнительного продюсера - это уже не просто уровень фактического производства ‒ physical production или фактических съемок. Это уже уровень творчества, создания фильма, сериала.
Исполнительный продюсер должен уметь анализировать сценарный материал не только с производственной, но и с творческой точки зрения. Он должен понимать тонкую тонкую ткань сценария. Знать, как реализовать тот или иной проект в плотной связке с режиссером, творческой группой. Чтобы аргументировать свои решения в процессе съемок, реализовать и удержать проект в рамках утвержденных сроков и бюджета.
Кроме внесения новых теоретических позиций в программу обучения, мы, конечно, сохраняем и усиливаем практическую работу студентов, о которой я уже упомянул.
Так, уже на первом году обучения в рамках съемок рекламного проекта студент получает реальный бриф для съемок ролика от агентств, которые являются партнерами Школы. И далее студенты-продюсеры вместе с коллегами ‒ режиссерами, операторами, художниками-постановщиками снимают рекламный ролик. И продюсер должен в соответствии с брифом подготовить и осуществить съемку ролика в рамках существующего бюджета и сроков.
Студент принимает ряд важных решений: где и как организовывать съемочный процесс, каких актеров привлечь к съемкам, как взаимодействовать с режиссером, оператором, членами группы и т. д. Все как в настоящем рекламном производстве!
Студенты-продюсеры также участвуют в съемках телевизионного тизера ‒ это съемка нескольких сцен из будущего сериального проекта, который разрабатывают большие студии ‒ партнеры МШК. Студенты получают утвержденный сценарий и должны, проведя подготовку, кастинг и т. д., снять эти сцены, из которых студия-заказчик сможет смонтировать тизерный ролик.
Многие студенты уже на первом курсе участвуют в качестве линейных продюсеров в съемках дипломных фильмов второкурсников.
Второй год ‒ это разработка своих проектов, заявок. Это съемка дипломных работ на позиции исполнительного продюсера. Или даже генерального, если за основу дипломной работы взята сценарная разработка студента-продюсера.
Наиболее талантливые выпускники после четвертого семестра в состоянии создавать и продвигать собственные проекты. Мы считаем, что без попытки создать свой собственный фильм или сериал нельзя рассчитывать на успех. Студент изначально должен ставить перед собой амбициозные цели. И Московская школа кино максимально поддерживает своих студентов.
Кроме амбиций, какими качествами должен обладать продюсер?
Он должен быть «насмотрен», любить кино и сериалы. Быть эрудированным в области кинопроизводства ‒ жить им, понимать, что такое сценарий, что такое съемочный процесс, разбираться в драматургии. Абитуриентам мы даем задание проанализировать отечественный фильм или сериал, рассказать о его слабых и сильных сторонах: что бы он изменил, а что бы оставил как есть. И, конечно, это должен быть, как минимум, положительно заряженный творческий человек.
Расскажите подробнее про софт. Зачем эти знания нужны продюсеру?
Еще одна особенность нашей новой программы ‒ студенты курса «Продюсирование» будут изучать специальный индустриальный софт, который использует практически весь мир и отечественная индустрия. Все мы уже давно существуем в цифровом пространстве, и надо хорошо знать актуальные программы.
Я говорю, к примеру, о программе MovieMagicBudgeting, работающей в соответствии с международными стандартами бюджетирования. Программы, которые осуществляют анализ сценария для департаментов съемочной группы, планирование съемочного процесса: MovieMagicScheduling, TheTakes, Gorilla и так называемые облачные Production-офисы, и многие другие. Сейчас появились международные программы с русским интерфейсом. К сожалению, их очень мало, но они есть.
Эти знания и практики необходимы не только для того, чтобы говорить на одном профессиональным языке с иностранными партнерами и коллегами. Они нужны в принципе для совершенствования кинопроизводства и достижения максимального качества с минимальными потерями.
Что если к концу обучения абитуриент придет к вам со своим проектом?
Как я уже говорил, Школа максимально поддерживает своих студентов. Если это концептуально интересный проект, то мы с удовольствием поможем студенту подготовиться к индустриальному питчингу и продвинуть этот проект. Мы любим студентов, которые горят своими проектами, которые хотят их сделать, с ошибками или без ‒ это неважно.
В чем конкурентное преимущество программы?
Обязательный пункт в нашей программе – совместная работа студентов с разных факультетов. Продюсеры вместе с художниками, режиссерами, звукорежиссерами и операторами снимают рекламный модуль, тизер телесериала, документальный фильм и короткий метр. Это замечательная возможность испробовать на практике свои собственные силы, навыки и умения. Можно сколько угодно говорить о теории взаимодействия, но пока будущие исполнительные продюсеры не соберут команду на площадке, пока не столкнутся со сложностями взаимодействия с режиссерами, с актерами, с ограниченным бюджетом и сроками, они не поймут, как это работает.
Конкурентное преимущество нашей Школы ‒ это живая связь с индустрией. В этом мы лучшие. Это не только живые проекты – это актуальные профессиональные знания и навыки, которые получают студенты.
Большинство студенческих работ Московской школы кино берут призы на международных фестивалях и кинопоказах. Рекламу, созданную учащимися, вы можете видеть на российском телевидении. Таким образом, к концу обучения у каждого студента в портфолио есть реальные кейсы по брифам из индустрии и уже своя, пусть небольшая, но фильмография.
Наша задача – чтобы студент, получив необходимый пакет знаний и компетенций, начал успешно работать и конкурировать в индустрии.
Именно конкурировать. Быть более заметным, успешным в своей работе или проектах по сравнению с другими участниками рынка.
Совет для абитуриента
В первую очередь абитуриенту необходимо понимать, как в принципе строится процесс кинопроизводства. Он должен знать, каким образом создается фильм или сериал: от написания сценария до постпродакшна и маркетингового продвижения. В чем особенности проката фильма в кинотеатральной, телевизионной или фестивальной сети.
При этом нельзя сказать, что для поступления на курс «Продюсирование» требуется специальная подготовка, ‒ шанс есть у каждого. Главное ‒ амбиции, драйв, талант и жажда знаний.
Даже если вы еще не горите идеей делать кино, а только тлеете ‒ мы вас зажжем!
Другие новости
Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации