«Монтаж как кунг-фу – это невидимое искусство»

Московская школа кино
Начиная с этого учебного года, одним из кураторов курса «Монтаж» МШК является выпускник школы Андрей Аниканов. 22 сентября он проведёт открытое практическое занятие для всех, кто планирует связать свою жизнь с видеомонтажом, а 24 сентября – финальное вступительное собеседование абитуриентов, на которое ещё можно успеть подать заявку.

Андрей утверждает, что можно десять лет пользоваться монтажными программами и не продвинуться в индустрии ни на шаг или всего лишь за год обрести уверенность в своем профессиональном будущем. Этими секретами он готов делиться с другими учащимися.

Андрей, чем тебя привлекла профессия монтажёра и как ты в неё пришёл?

Первый раз я увидел монтажные программы в 15 лет. Как и многие ровесники в то время, мы с друзьями снимали дурацкие ролики, где все бегали и дрались друг с другом. Тогда только появились цифровые камеры и компьютеры стали достаточно мощными, чтобы на них можно было монтировать видео. Я брал всё, что мы наснимали, вставлял в программу, подставлял музыку и титры, все смотрели, говорили: «Круто!» Было весело.

Через четыре года, будучи студентом РУДН, я пошел на университетское телевидение работать в новостях. Затем сотрудники предложили мне монтировать свадьбы и корпоративы. Всё это было близко, но не то.

Мне всегда хотелось чего-то большего: игрового, клипового, классного. Чтобы то, к чему я прикладываю руку, смотрело хотя бы чуть больше людей, чем было задействовано в производстве. Поэтому, когда в 2013 открылся факультет монтажа в МШК, я сразу туда поступил. И тут меня ждал первый сюрприз - я понял, что киномонтаж имеет мало общего с тем, чем я занимался на протяжении 10 лет.

В чём отличие?

Когда ты монтируешь для друзей или для невест, женихов и их родственников, то им в любом случае понравится результат, потому что они увидят себя в кадре, почувствуют себя Брэдами Питтами и Анджелинами Джоли. Когда ты начинаешь работать в кино с актёрами, за деньги, надо сделать так, чтобы понравилось всем и сразу.

Конечно, всё это время я занимался самообразованием: смотрел видеоуроки, читал литературу о монтаже. Но это помогало только отчасти. Я много чего пересмотрел, переслушал, я всем этим пользуюсь, когда возникает необходимость. Но тем, что я узнал в Школе, я пользуюсь ежедневно и постоянно. Это как кунг-фу: оно не только на работе, оно во всём, что ты делаешь.

Почему видеоуроки, по-твоему, не работают?

Видеоуроки учат «как» что-то делать, а киношкола – «что» надо делать по сути. Ты можешь изучить программу в Интернете и знать её возможности, а в МШК тебе объяснят, как устроены все монтажные программы, какие принципы в них заложены и почему по этим принципам надо работать. Интернет не научит тому, чего от тебя собственно ждут как от монтажера. Теории монтажа там по-прежнему практически нет. Есть книжки, но они старые. И чтобы поверить, что все эти старые правила, написанные, допустим, Соколовым, по-прежнему актуальны, нужно послушать людей, которые работают в бизнесе сегодня и руководствуются Соколовым.

Почему ты выбрал именно Московскую школу кино?

Первый плюс, который даёт школа – это связи. Тут твои преподаватели сами работают там, где хочешь работать ты. После МШК мне гораздо реже приходилось искать работу специально – мне звонили и предлагали её те, с кем я учился. На постпродакшене нет времени проводить долгие кастинги, устраивать просмотры резюме и встречи с кандидатами. Всё работает по принципу сарафанного радио. И даже если человек просто один раз пожал тебе руку и ему сказали, что ты монтажёр, то ему все равно проще довериться тебе, чем брать кого-то совершенно незнакомого.

После выпуска я, например, участвовал в совместном студенческом проекте. И через какое-то время мне позвонил режиссёр этого ролика и сказал, что его знакомые ищут монтажёра на ТВ. Он не знал, насколько я хорошо подхожу для формата и вообще знаком ли с ТВ, но он знал меня и знал, что я никого не подведу – потому что никого не подвел на школьном проекте. Есть внутренние школьные интернет-группы, есть клуб выпускников, все так или иначе общаются друг с другом. Если ты не лажаешь, то уверенность людей в тебе будет давать тебе работу.

Второй плюс – работа на настоящем современном профессиональном киноматериале. И здесь большое спасибо преподавателю практики Сергею Акимову. Он работает в кино и он – пассионарий. Ради студентов он готов находить киноматериал, чтобы потом разбирать его с тобой, объясняя, как можно сделать лучше. Ни дистанционное обучение, ни другие школы, насколько я знаю, не дают такой возможности. Быть готовым к работе с профессиональным киноматериалом очень важно, в противном случае слишком много нужно будет освоить в короткий срок. Имеет смысл заранее привыкнуть к определенным правилам съёмки на серьёзных проектах, к тому, как надо отсматривать материал, как с ним работать, как делать предварительный и окончательный монтаж.

Наконец, еще одно преимущество выпускника МШК – знания в области смежных профессий, например, в цветокоррекции. В 2013-м году нам казалось, что цветокоррецкия есть везде и про нее все всё знают. Сейчас 2016-й, и она всё ещё для многих в новинку. Она стремительно проникает в телеиндустрию, спрос на колористов все время растёт.

Как складывалась твоя карьера после окончания школы?

Не скажу, что я был нарасхват. Вовсе нет. Я не был среди тех, кого взяли к себе большие мастера, приходившие в школу. Пришлось снова браться за всё подряд и по сути начинать всё заново. Меня по-прежнему никто не знал, и монтажёром я был пусть и знающим, но всё ещё неопытным. Но после школы я приходил на работу и мог говорить с профессионалами на одном языке. От меня не слышали вопросов, после которых намертво решают «вам перезвонить».

Никто не может обещать, что сразу после киношколы вас возьмут в кино. Но то, что вы будете зарабатывать чем-то классом выше, чем свадебные видео – это точно, к свадьбам я так и не вернулся. У меня были 3-4 рекламы для Интернета, пара клипов на ТВ, я логгировал сериал, работал в программе на Первом канале, теперь работаю на телеканале «Че» в промо-отделе. Абсолютно все эти работы мне дали школьные связи.

Почему ты решил сам начать преподавать?

Я много кем работал: курьером, грузчиком, уборщиком, велорикшей. Но что такое «прохавать жизнь с самого низа», я понял, только, когда пришёл в российское видеопроизводство. Те, кто прошёл это, быстро забывают о стартовом периоде, живут и учат уже по другим правилам. А для меня это было совсем недавно, я еще очень хорошо помню, как тяжело в самом начале. У меня до сих пор нет супергромких проектов в портфолио. И, скорее всего, студенты не видели ничего из того, что я сделал. Но я знаю, через что им предстоит пройти – и я знаю, как подготовить их к этому.

Какими качествами должен обладать человек, решивший посвятить себя этой профессии?

Главное качество одно, и оно со временем стало девизом факультета - «be nice», что в вольном переводе звучит как «не козли». Потому что очень сложно быть добрым и приветливым, когда вся твоя работа – использование принципов, о которых никто не знает, с той целью чтобы в итоге никто ничего не заметил.

Монтаж как кунг-фу. Никто никогда не увидит и не узнает, сколько сил вложено в то, чтобы грамотно расставить кадры, подрезав их тут и там. Это невидимое искусство. И единственное утешение которое у тебя есть – просто знать, что ты все делаешь хорошо в соответствии с тем, чему тебя учили.

См. также: 17 отлично смонтированных фильмов. Список Андрея Аниканова.