Филлеры, рекапы и бутылочные эпизоды

В сценариях сериалов иногда появляются эпизоды или серии, не влияющие на основной сюжет и искусственно растягивающие хронометраж. К такому дополнительному материалу относятся филлеры, рекапы и бутылочные эпизоды. Вместе с Олегом Сироткиным, куратором программы «Сценарное мастерство», разбираем, чем эти понятия отличаются друг от друга и зачем создатели многосерийных проектов разбавляют сюжет.

Что такое филлеры в сериалах

Слово «филлер» в переводе с английского означает «наполнитель». Этим термином обозначают фрагмент, эпизод, серию или несколько серий, содержание которых не связано с основной аркой главного героя, не несет особой смысловой нагрузки и не влияет на сюжетную линию.

В типичном филлере действие обычно не развивается, а сюжет эпизода посвящается незначительной проблеме, арке второстепенного персонажа или ответвлению от главной сюжетной линии, где персонажи отвлекутся от основных событий.

Почему создатели добавляют филлеры:

  • Производственные сложности. Например, отснятого материала не хватает на заявленное количество эпизодов или нужно заменить забракованную серию. Или требуется органично встроить кадр с рекламой, а в основном сюжете нет подходящего контекста.
  • Проблемы со сценарием. В долгоиграющих (часто телевизионных) сериалах со сквозным сюжетом съемки идут настолько быстро, что сценаристы могут не успевать дописать серию к моменту начала съемок.
  • Необходимость сэкономить. Создание сериала — процесс, требующий финансовых вложений. Если на момент съемок возникли сложности с бюджетом (например, затраты на спецэффекты превысили план), руководители съемочной группы могут решить сэкономить на нескольких эпизодах.
  • Искусственное увеличение хронометража. Может потребоваться в тех случаях, когда телеканалу выгодно продолжать успешный проект.
  • Тестирование интереса аудитории к персонажам второго плана. Бывает так, что исследования показывают повышенный интерес со стороны аудитории к персонажам, которые находятся на периферии сюжета. С помощью подобных серий есть возможность измерить справедливость гипотезы и в новом сезоне скорректировать сюжет.

Рейтинг филлерных серий в большинстве случаев значительно ниже, чем рейтинги остальных эпизодов. Но есть исключения: например, в сериале «Медведь» 6 серия 2 сезона ― флешбэк, посвященный рождественскому ужину в семье Берзатто. Этот филлерный эпизод признан зрителями и критиками одним из лучших в сезоне с оценкой 9,6/10 на IMDB.


Кадр из сериала «Медведь», 2 сезон, 6 серия

Примеры филлеров

  • «Сверхъестественное», 9 сезон, 20 серия. У сериала много ответвлений, но в 9 сезоне появилась филлерная серия, в которой главными героями стали совершенно другие персонажи. В эпизоде Сэм и Дин расследуют новое дело в Чикаго, где орудует несколько кланов оборотней под управлением Марго Лэсситер и Джулиана Дюваля. Здесь появляется и новый охотник за монстрами ― Эннис, у которого есть личные мотивы расправиться с вервольфами. Изначально серия задумывалась как пилот будущего спин-оффа «Сверхъестественного» ― «Родословные», но позже создатели отказались от этой идеи.

Кадр из сериала «Сверхъестественное», 9 сезон, 20 серия
  • «Очень странные дела», 2 сезон, 7 серия. Героиня Джейн, по кличке Одиннадцать, отправляется в Чикаго. Здесь она встречается с Кали — девушкой, имеющей сверхъестественные способности. Джейн проводит целый день в компании Кали и ее друзей. При этом в эпизоде никак не упоминаются приятели Джейн и таинственные события, происходящие в их родном городке.
  • «Секретные материалы», 7 сезон, 19 серия, «Голливуд, н. э.». Иногда в филлерах меняют жанр проекта, экспериментируя с ним, а заодно развлекая аудиторию. Несколько кадров в эпизоде стилизованы под классическую голливудскую романтическую комедию (визуальный ряд в сценах, где Малдер, Скалли и их начальник разговаривают по телефону, и каждый сидит в ванне в своем гостиничном номере).

Что такое рекапы в сериалах

Рекап — разновидность филлера, эпизод с воспоминаниями одного или нескольких героев о пережитых событиях. Часть хронометража или вся серия целиком состоит из ранее отснятого материала, который преподносится как флешбэк героя.

Также этим термином называют подборку сцен из прошлых серий, которую добавляют перед началом нового сезона.

Что можно сделать благодаря рекапам:

  • Освежить главные сюжетные события в памяти зрителя. Когда в долгоиграющих сериалах герои начинают вспоминать пережитые ранее истории, они знакомят новых зрителей с событиями сериала, а старым напоминают о том, с чего все начиналось.
  • Быстро скомпоновать новую серию. Если сценарий новых серий не готов или слишком короткий, рекап-заполнитель растянет хронометраж.
  • Сэкономить бюджет. В некоторых случаях создается целый сюжет для серии на основе уже отснятого/нарисованного и оплаченного материала.
  • Расширить историю. С помощью рекапа можно обратить внимание на детали из прошлого, связанные с последующими событиями, или придать им дополнительную смысловую нагрузку для связки с новыми сюжетными линиями. Например, такой прием используется перед началом новой сюжетной линии.

Большинство рекапов в аниме и сериалах создают исключительно для увеличения хронометража. Но иногда они развивают и дополняют основную сюжетную линию.

Примеры рекапов

  • «Звездный путь. Следующее поколение», 2 сезон, 22 серия, «Оттенки серого». Типичный пример рекапа. Уильям Райкер, старший помощник командира «Энтерпрайза» Пикара, заболевает неким вирусом, заразившись от инопланетного растения. Райкер находится в коме и «вспоминает» множество событий, произошедших ранее — только пройдя через эти эмоции у него есть шанс на выздоровление. Почти весь эпизод — нарезка из уже вышедших серий.

Кадр из сериала «Звездный путь: Следующее поколение», 2 сезон, 22 серия
  • «Как я встретил вашу маму», 9 сезон, 16 серия. В эпизоде финального сезона показаны события, которые происходили на протяжении нескольких лет с будущей женой Теда параллельно историям компании. В нем также есть нарезка ранее показанных в сериале моментов, но теперь уже с точки зрения героини ― той самой мамы. Это одновременно филлер, глубже раскрывающий нового персонажа, и рекап — из сцен из предыдущих серий.

Кадр из сериала «Как я встретил вашу маму», 9 сезон, 16 серия

Что такое бутылочные эпизоды в сериалах

Бутылочным эпизодом называют серию, снятую с минимальными затратами и в рамках одной локации. Обычно в съемках принимает участие ограниченное количество актеров и не используются спецэффекты, что также помогает снизить расходы на съемку.


Кадр из сериала «Звездный путь: Оригинальный сериал», 3 сезон, 7 серия

Термин появился благодаря сериалу «Звездный путь: Оригинальный сериал», в котором в целях экономии несколько серий отсняли в одной локации ― в коридорах и каютах «Энтерпрайза». Члены съемочной группы в шутку говорили, что космический корабль существует как бы в бутылке — это значит, что актерам постоянно приходилось работать в одном павильоне.

Другая версия возникновения термина: название появилось от английской фразы bottleneck episodes, что значит «съемки со сдерживающим фактором». «Горлышко бутылки» в этом случае — метафора, описывающая ограничение бюджета, заложенного на съемки.

Чаще всего бутылочные эпизоды планируют заранее, чтобы сэкономить бюджет для производства других серий. Но экономия — не единственная причина использования приема. Иногда сценаристы намеренно помещают героев в ограниченное пространство, чтобы раскрыть личность через монологи или диалоги.

Примеры бутылочных эпизодов

  • «Звездный крейсер „Галактика“», 3 сезон, 9 серия, «Незаконченное дело». Одна из бутылочных серий, намеренно созданных ради снижения расходов на производство (особенно после затратных первых эпизодов сезона). Основной акцент сделан на флешбэках, снятых ранее ― сначала их планировали распределить по всему сезону, но в итоге вплели в историю с боксерским матчем. Сюжет серии полон эмоционального накала: раскрывает внутренние конфликты, сложные отношения и разоблачает предательство. За сценарий этой серии Майкл Тэйлор был номинирован на премию «Небьюла», отмечающую достижения в области научной фантастики.

Кадр из сериала «Звездный крейсер „Галактика“», 3 сезон, 9 серия
  • «Наследники», 2 сезон, 4 серия, Safe Room. Типичный пример бутылочного эпизода. В эпизоде штаб-квартиру новостного подразделения компании захватывает неизвестный с оружием. Находящихся в здании сотрудников переводят в убежища ― и часть серии происходит в замкнутом пространстве. Нервная обстановка и напряжение передаются через экран, и в этом немалую роль сыграл бутылочный формат. На IMDB эпизод получил оценку 9/10.

Кадр из «Наследники», 2 сезон, 4 серия
  • «Во все тяжкие», 3 сезон, 9 серия, «Четыре дня отсутствия». Уолт стал хуже себя чувствовать. Он понимает, ему нужно срочно заработать крупную сумму денег. Джесси и Уолтер едут в пустыню и занимаются приготовлением метамфетамина. В какой-то момент аккумулятор автофургона разряжается, Джесси и Уолт застревают в пустыне.

Режиссер эпизода — Мишель Макларен, сценарий Сэма Кэтлина. Эпизод занимает 27 место среди 62 лучших эпизодов сериала по версии журнала The Ringer.


Кадр из сериала «Во все тяжкие», 3 сезон, 9 серия
  • «Во все тяжкие», 3 сезон, 10 серия, «Муха». Всю серию Уолтер вместе с Джесси вылавливают муху, которая залетела в их лабораторию. Зрителям этот эпизод не понравился, зато критики сочли его легендарным. По их мнению, муха — это олицетворение вины Уолта, который не спас Джейн — подругу Джесси.

Кадр из сериала «Во все тяжкие», 3 сезон, 10 серия

Научиться писать сценарии фильмов для кинотеатров, телесериалов или проектов стриминговых платформ можно на программе «Сценарное мастерство» в Московской школе кино под кураторством сценариста Олега Сироткина.

По окончании обучения вы сможете писать не только короткий формат, но и сериалы, а также полнометражные фильмы. Вы изучите теорию жанров, получите практический опыт взаимодействия с режиссерами и продюсерами, пройдете практику в киноиндустрии и соберете портфолио из собственных проектов в разных жанрах.

Для поступления необходимо подать онлайн-заявку, заполнить анкету и пройти творческий конкурс. Портфолио для поступления не требуется.

Другие новости

Кто такой критик в кино: все о профессии
Как снять документальный фильм: от идеи до премьеры
Что такое Adobe Premiere Pro
Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
ИТОГИ КОНКУРСА «ШОУРАННЕР»
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Кинооператор: все о профессии
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко