Профессия композитор в кино: что нужно знать будущему специалисту

Кино состоит из множества элементов. В любом хорошем фильме зритель смотрит на общую картину и редко концентрирует внимание на частных элементах. Но все же вряд ли кто-то не обратил внимание и не запомнил основной саундтрек из “Гарри Поттера”, “Пиратов Карибского моря” или “Властелина колец”.

Композитор в кино – это человек, который создает один из важнейших элементов зрительского восприятия.

Основная его задача в кинематографе заключается в создании композиции, способной усилить или продолжить образный ряд картины. Как и любой творческий человек, автор музыкального сопровождения способен выразить себя с помощью инструментов своей профессии. Музыка сопровождала кинематографа всю его историю. И несмотря на то, что этот специалист редко бывает на съемочной площадке, может не знать актеров и не участвовать в остальном съемочном процессе, композитор занимает огромное значение в индустрии.

Если говорить конкретнее, то его работа действительно заключается в написании музыкального сопровождения для кино. Задача весьма понятна, но путь ее реализации не самый простой.

Первым делом автор музыкального сопровождения встречается с режиссером и сценаристом и подробно изучает сценарий, чтобы понять, в какие моменты и как появляется его произведение, которое может просто звучать за кадром или, как в том же “Гарри Поттере”, исполняться оркестром или персонажем.

Плюсы и минусы профессии

Это не самая простая и при этом очень творческая профессия, требующая высокого уровня образования и кругозора. Это та работа, которая требует постоянной отдачи, но при этом не обещает мгновенный успех. В эту профессию, как и в большинство творческих специальностей, не надо идти ради славы. Многие авторы музыкального сопровождения строили свою карьеру на протяжении нескольких десятков лет.

Хороших авторов в киноиндустрии очень мало – значительно меньше, чем операторов, художников-постановщиков и тем более режиссеров и актеров, но при этом автор музыки пользуется спросом.

Что нужно уметь специалисту

  1. По уровню кругозора профессия композитора может уступить разве что режиссеру. Здесь нужно обладать высокими музыкальными данными, хорошо разбираться и ориентироваться в академической и современной музыке. Естественно, будущий специалист обязан уметь играть на нескольких музыкальных инструментах, пользоваться техникой для сведения и написания аранжировок и партитур.
  2. Также, если автор композиции начинает работать в кино, он обязан понимать специфику кинематографа, жанровые и стилистические особенности. Ведь музыкальное сопровождение в кино не только один из усилителей восприятия – оно может стать ритмом повествования картины.
  3. Кроме творческих данных, специалист должен разбираться в физике звука или хотя бы знать ее основы, которые незаменимо помогут в профессии.
  4. От будущего специалиста требуются музыкальный слух, высокоразвитая аудиальная (слуховая) и образная память, дисциплина, фантазия и многое другое. Не зря говорят, что музыкант – это хобби, композитор – это призвание. Это способность услышать в жизни нечто уникальное и написать музыку. 
Такие люди по-другому воспринимают мир. Они, как актеры балета или спортсмены, постоянно тренируются, чтобы создать настоящее произведение искусства. Нужно быть готовым сидеть по восемь или двенадцать часов за инструментом, чтобы найти нужный звук.

Какими качествами должен обладать композитор в кино

Когда композитор работает в кино его привычная профессия переходит в другое качество, ведь он занят в общем проекте, который будут смотреть зрители. Он должен быть готов пойти на компромисс со своей гениальностью.

Его работа не ограничивается задачей просто написать музыку. Специалисту нужно создать уникальное музыкальное сопровождение, способное рассказать историю. Как правило, его работа становится единым целым с фильмом, а по успешным композициям возможно узнать картину и без изображения. Хороший специалист всегда имеет большой кругозор в области музыки, так как на его пути могут встретиться режиссеры, не способные объяснить или порой даже подобрать референсы нужной композиции. Поэтому профессиональному автору будущего музыкального сопровождения фильма приходится предлагать несколько вариантов, которые помогут режиссеру.

Также композитор фильма сотрудничает с командой саунд-дизайнеров, отвечающих за звук картины. Это помогает специалисту создать общую композицию, способную стать единым целым со звуком и изображением фильма.

Примеры успеха в профессии

  • Игорь Вдовин. Один из основателей группы “Ленинград” и ее первых вокалистов сейчас является востребованным автором музыкального сопровождения.С музыкой Игоря Вдовина связано несколько недавних успехов отечественного кино, например, “Скажи ей” Александра Молочникова, “Актрисы” и “Псих” Федора Бондарчука, “Нулевой пациент” Сергея Трофимова. Творчество Вдовина отличается особым стилем, оно не просто дополняет, а ведет сюжет фильма.
  • Андрей Дергачев. Композиции Дергачева уже на протяжении 20 лет звучат в картинах Андрея Звягинцева. Дергачев автор саундтреков к фильмам Возвращение (2003) и Изгнание (2007), звукорежиссер фильмов Елена (2011), Левиафан 2014) и Нелюбовь (2017) Во многих картинах он был автором музыки, а в некоторых выступал и в качестве звукорежиссера.
  • Евгений Гальперин. На счету Гальперина работа не только в России, но и за рубежом. В возрасте 16 лет он уехал во Францию и учился в консерваториях Булони и Парижа. И с 2002 года целиком сосредоточился на сочинении музыки к фильмам. С его творчеством можно познакомиться в фильмах “Дылда” (реж. Кантемир Балагов), “Малавита” (реж. Люк Бессон), “Сцены из супружеской жизни” (реж. Хагай Леви) и многих других.

Получение образования композитора

После нескольких лет обучения в музыкальной школе будущий композитор может получить профессиональное образование. Во время поступления абитуриент проходит несколько творческих испытаний, направленных на то, чтобы выявить его музыкальные и творческие данные. Это точно не та профессия, в которой можно обойтись без образования, но одного диплома здесь недостаточно. В процессе обучения нужно развивать данные, освоенные в музыкальной школе, и попробовать определиться со сферой будущей работы.

Поступая, абитуриент должен быть готов ко всем испытаниям. Есть несколько государственных вузов, выдающих диплом этой специальности, например:

  • РАМ имени Гнесиных Российская академия музыки имени Гнесиных
  • МГК им. Чайковского
  • ГМПИ им М.М. Ипполитова-Иванова

Но эти заведения обучают музыкальных авторов широкой направленности, в них мало говорят про кино или не упоминают его вовсе. Многие люди, которые стали композиторами, не учились в государственных консерваториях, а проходили курсы:

Московская школа музыки - курс CONTEMPORARY & POPULAR MUSIC

  • Продолжительность обучения: 4 года
  • Форма обучения: 4-5 раз в неделю c 10:30 до 16:30
  • очная форма, дневное отделение
  • Стоимость обучения: 550 000 ₽/год

Молодая московская школа музыки стала настоящим эпицентром творчества в аудиоиндустрии. В нее можно поступить, не имея музыкального среднего или высшего образования. Главным ее требованием остается талант и желание поменять современную музыкальную повестку.

Этот курс рассчитан не только на композиторов. Во время обучения студенты постепенно развивают свои навыки и творческое мышление, осваивают инструменты и современный продакшн, приобретают фундаментальные знания по теории музыки, физике звука, звуковым технологиям, современной музыкальной культуре и погружаются в актуальный контекст индустрии. Кроме того, студенты изучают общие гуманитарные дисциплины и проходят педагогическую подготовку.

Программа насыщена практическими занятиями и творческими проектами, которые воспроизводят реальные условия работы современных музыкантов. Программа охватывает максимально широкий спектр музыкальных направлений, стилей, жанров и подходов — от фолка до экспериментальных электронных звуковых форм, от сочинения песен и исполнения их под акустическую гитару до программирования модульных синтезаторов.

Автор и мастер курса, действующий специалист Леонардо Перес — музыкальный продюсер, инженер звукозаписи, инженер по микшированию, мастеринг-инженер, композитор, мультиинструменталист. Во всей этой аудио-звуковой лаборатории действительно можно стать востребованным специалистом. Во время обучения студентов готовят к работе в кино, но все же школа больше направлена на аудио-музыкальную индустрию.

Московская школа кино курс - Композитор в кино

  • Продолжительность обучения: 1 год
  • Формат обучения: очный
  • Стоимость обучения: 412 000 руб. в год

Если есть желание посвятить себя кинематографу, то московская школа кино предоставляет такую возможность. Вопрос курса состоит не в том, как научить вас писать музыку для кино, а как научить рассказывать музыкой историю. Как композицией выражать сюжетный поворот, кульминацию, саспенс и многое другое. У музыки в кино есть определенные законы, которые лучше соблюдать. Во время обучения студенты создают портфолио работ, позволяющих зарекомендовать себя в будущем при устройстве на работу.

Обучение на композитора в кино невозможно без понимания работы индустрии. Одна из особенностей МШК заключается в том, что студенты учатся, взаимодействуя между факультетами. Так, режиссеры работают с актерами, сценаристами и операторами еще в студенчестве. Курс ведет один из современных классиков музыкального мира кинематографа Юрий Потеенко (автор симфонии, четырех опер, балета, сочинений кантатно-ораториального жанра, камерной, вокальной и хоровой музыки, его композиции звучат в фильмах “Доктор Лиза”, “Подольские курсанты”, “Черная молния” и в еще более 100 проектах) и Николай Скачков (звукорежиссер, композитор, сотрудничал с ансамблями "Академия Старинной Музыки" и "Opus Post", Владимиром Спиваковым, Теодором Курентзисом, Антоном Батаговым и многими другими).

Построение карьеры

Многие композиторы начинали со звукорежиссуры и в уже более профессиональной карьере стараются совмещать эти специальности. Умение писать музыку – это дар, и порой его не все ценят. Поэтому в начале карьеры нужно отложить будущую гениальную симфонию и пробовать зарекомендовать себя в качестве грамотного специалиста. Можно устроиться на студию звукозаписи, начать работать в независимых проектах или стать ассистентом по звуку на киностудиях. Фриланс площадки для этой специальности довольно узкие, но найти заказ для начала профессиональной карьеры возможно.

Сферы деятельности

Хороший профессионал всегда будет востребованным специалистом в разных сферах. Главное – понимать свою занятость и способности. Кроме кино, автор музыки может найти себе место в других местах.

  • Театр. Речь идет не только о музыкальных театральных коллективах, ансамблях, хорах, но и о драме, которая так же нуждается в качественной музыке. Музыкальное сопровождение для многих постановок создается на заказ и становится плюсом любого спектакля.
  • Реклама. Когда речь идет о том, чтобы заставить зрителя купить тот или иной товар, авторы рекламы готовы пойти на все ради усиления восприятия. Музыка не стала исключением.
  • Компьютерные игры. Гейм-индустрия стремится к такому же уровню восприятия, на которой находится кинематограф, поэтому часто приглашает к созданию контента именитых композиторов. Например, Густаво Сантаолалья, имея несколько оскаров, премию Бафта и различные награды, стал автором музыки для компьютерной игры “Один из нас”. За эту работу он получил еще большую известность и признание.
  • Телевидение. ТВ, для которого очень важен охват аудитории, часто зовет автора музыки для своих шоу и передач. Цель специалиста заключается в том, чтобы создать уникальную и запоминающуюся мелодию.

Также композитор найдет себе место в сфере мультипликации, организации концертов и массовых мероприятий.

Сколько зарабатывает композитор

Это одна из многих творческих профессий, которая защищается авторским правом. Если вы написали композицию, то имеете право получать деньги за каждое ее использование, даже за небольшой фрагмент. Это может обеспечить временный стабильный доход.

Цену своему продукту определяете вы или ваш агент. В истории есть примеры, когда создатели фильмов игнорировали авторские права, что приводило к судам и приличным штрафам с финансовым возмещением композитору.

В среднем специалист по России может запросить за проект от 30 до 100 тысяч рублей, но все зависит от объема. За саундтрек к фильму автор музыки в праве потребовать более внушительные суммы.


Другие новости

Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации
«Ирония судьбы» с индийскими эмигрантами и фильмы про войну: что в разных странах смотрят на Новый Год 

×