Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации

Московская школа кино
Сегодня герой рубрики «кинокарьера» — Корней Гнатюк. Два года назад он выпустился с программы «Filmmaking», а сейчас заканчивает учебу на программе «Операторское искусство». Из истории Корнея вы узнаете, с какими выборами, решениями и уроками сталкивается начинающий оператор.

Смена профессии

Привет! Меня зовут Корней. Сейчас я заканчиваю обучение на программе «Операторское искусство». До поступления на курс, я задумывался о профессии режиссера, но курс «Filmmaking», который я окончил в 2020 году, помог мне понять, чего я хочу на самом деле. 

После 11 лет работы по инженерной специальности я задумался о смене профессии. Помню, на судьбоносной для меня лекции Владимира Подворного мы разбирали операторскую работу Роджера Дикинса на примере фильма «Пленницы» (2013, реж. Дени Вильнёв). Я почувствовал что-то живое, настоящее, сильное. Во мне что-то зажглось ярким пламенем и до сих пор не угасает.  

Оператор — визуальный перфекционист 

В первый год обучения, когда каждый из нас снимал документальную работу, я понял, что если кадр не имеет художественной ценности, его не нужно брать в монтаж. Если я чувствую, что кадр не работает, я выбрасываю его. Но в этом случае всё равно нужно поблагодарить себя за проделанную работу. Бывает и так, что даже очень удачные живописные кадры приходится удалять, если они не работают на историю. Это сделать сложно. 

Разрабатывать визуальный стиль истории становится проще, когда есть большая насмотренность. Поэтому на занятиях мы часто разбирали работы других операторов: обращали особое внимание на детали, копировали кадры и сцены из фильмов выдающихся операторов. Такие упражнения напоминали мне «операторскую пропись», где мы «выводили» своё видение. 

Муки творчества 

В качестве фильма, кадры и сцены из которого мне предстояло повторить, я выбрал фильм «Изгнание» Андрея Звягинцева. Оператором в нем выступил Михаил Кричман. Работа предстояла непростая. Четыре оператора и четыре художника-постановщика осваивали павильон, приглашали актёров, художников по гриму, костюму и других участников кинопроцесса. 

Когда мы определились, какие кадры и сцены будем снимать, я пришёл домой и долго не мог уснуть. Мучился и понимал, что не смогу снимать именно эти кадры. Душа лежала к другой сцене. Я поговорил с ребятами. Был конфликт. Меня поддержала художник-постановщик Екатерина Перфильева: она согласовала замену сцены с другими художниками. С некоторыми операторами из группы у меня до сих пор натянутые отношения. Но я очень признателен всем за помощь и за опыт. 

Важность коммуникации

Как-то у меня была практика на площадке у оператора Севы Каптура — он стал героем моей документальной работы «Портрет Оператора». Я провел восемь смен на съёмках полнометражного фильма и непрерывно следил за особенностями работы творческого коллектива. Я наблюдал, как оператор взаимодействует с режиссёром, как решаются вопросы освещения с гафером и осветителями. Я сделал вывод: движущие силы продуктивного взаимодействия на площадке — это доброта и понимание. 

На втором курсе мы работали над тизером сериала. И тогда я сделал следующее открытие: я не могу снимать то, что хочу и так, как хочу. На площадке ты зависишь от всех. Без команды ничего сделать нельзя. Наша команда состояла из двух операторов, двух режиссеров и двух художников-постановщиков. У каждого из нас свой опыт, характер, вкус. Вы только представьте: шесть совершенно разных человек создают один мир! 

Продюсер — это голова, хребет и нервная система коллектива. Это профессионал, который руководит командой, распределяет обязанности, выдерживает тайминги, собирает всё воедино. Оператору важно уметь объяснять продюсеру потребности в оборудовании и аргументировать необходимость затрат. Вообще, коммуникация — наиважнейший навык в кино. Мне пришлось признать, что с этим у меня есть проблемы. Появились серьёзные вопросы к самому себе, на них мне ещё предстоит ответить. 

Счастливый конец и большое начало

Во время обучения самым важным и главным открытием для меня стало понимание того, что хорошая операторская работа незаметна, она ведёт зрителя по истории, не раскрывая своих секретов. Сейчас, дописывая свою историю, я еду в аэропорт: лечу снимать свой первый сериал в качестве второго оператора. Волнуюсь страшно, и в то же время невероятно счастлив, полон решимости.