Кино — зеркало стилей. Импрессионизм.

Московская школа кино

Кинематограф — искусство синтетическое. Не удивительно, что в разное время на него оказывали влияние различные изобразительные стили. Как говорил советский искусствовед В. Н. Прокофьев: «Импрессионизм — это достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности».

Что такое импрессионизм? Термин предложил французский критик Луи Леруа. Буквально — это впечатление. В кино необходимо захватить внимание зрителя. И стоит начать этот захват с впечатления. Трансляция ощущений автора, чувственное воздействие на зрителя, тонкая фиксация мимолетных впечатлений при помощи красок когда-то ознаменовали собой противостояние молодого поколения художников условностям академической живописи. Наиболее яркие представители направления — Клод Моне, Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль, Берта Мориззо, ранний Рауль Дюфи. В импрессионизме отсутствует смысловая нагрузка, художника волнует повседневная красота момента в природе, пейзаже, городе с его обитателями.

В кино течение выразилось прежде всего в поиске авторов нового кинематографического языка, отличного от существующих. Им оказался «киноимпрессионизм» (термин ввел французский энтузиаст кино Анри Лангуа). Киноимпрессионизм прежде всего был связан с объединением «Авангард», в который входили Луи Деллюк, Абель Ганс, Марселя д’Эрбье, Жермен Дюлак, Жан Эпштейн, Карл Теодор Дрейер. 

«Фотогенисты» — так еще определялось новое направление в кино. Жан Эпштейн характеризовал «фотогению» как любой аспект вещей, явлений и духовности, которые умножают свои моральные качества в кинематографе. Авангардисты снимали размышления человека, используя деформацию кадра, его размытость и искривление изображения. Фотогеничное видение действительности и визуальное отражение психологических эмоций — вот что стало программной концепцией нового течения, сформулированной Луи Деллюком. 

Режиссёр Абель Ганс одним из первых начал использовать изобразительные новшества импрессионизма в нарративном кино. Его фильм «Наполеон Бонапарт» (1927) вызвал шок и фурор своей демонстрацией на тройном экране. Влияние направления в фильме очевидно: Абель Ганс использует приемы двойной экспозиции, переходов, «контурирования» для передачи символических смыслов. Фернан Леже, Марсель Дюшан, Луи Бунюэль, Сальвадор Дали, Жан Виго, Марсель Карне и многие другие ощутили на себе сильнейшее влияние этого направления.

Влияние импрессионизма на киноискуссво можно проследить в 60-х, 70-х и даже в 80-х. Оно ощущается в творчестве Фредерико Феллини, Микеланджело Антониони, Робер Брессона, Ингмара Бергмана, Вима Вендерса, Клода Лелуша, Ларса Фон Триера. 


195041_or.jpg


В советском кино импрессионизм откликнулся в картинах Георгия Данелии («Я шагаю по Москве» (1963)), Марлена Хуциева («Июльский дождь»), Арсения Тарковского («Зеркало», «Андрей Рублев»), Сергея Соловьёва («Станционный смотритель»), Сергея Параджанова («Ашик Кериб», «Тени забытых предков»). 


orig.jpg


Импрессионизм развил в кинематографе образно-чувственное начало, умение режиссёров работать с впечатлениями и переносить эти чувства на экран.

Выдержка из мастер-класса куратора программы «Художественная постановка» Аддиса Гаджиева в ММОМА.

Статья отражает личную и субъективную точку зрения автора.


×