Назад к списку
25 июл
Композитор — это генератор новых мыслей и идей
О ситуации с композиторами в российском кино
Андрей Прошкин (режиссер фильмов «Орда», «Орлеан»): Композиторов так же, как и сценаристов, режиссеров, актеров, операторов, не хватает. Потому что любая киноиндустрия в любой стране находится в постоянном поиске новых людей, новых идей, новых интонаций и новых авторов. Да и просто по общению со знакомыми продюсерами я знаю, что идет стон о том, что композиторов маловато. Такая нехватка приводит к тому, что как только появляется человек, в котором есть что-то живое, в него вцепляются со всех сторон, требуют писать по два фильма в месяц, и в результате скоро говорят, что он исписался. Это горько и несправедливо.
Алексей Шелыгин (композитор фильмов «Бой с тенью», «Бригада», «Штрафбат»): Проблема еще и в том, что мы видим огромное разнообразие музыки в кино и сериалах. Но она составляет общую форму движения, которая не имеет профессионального подхода. Музыку для кино пишут случайные люди, демпингуя профессию и обесценивая серьезное дело. А ведь композитор — это творческая профессия, необходимая для развития кино. Композитор — это такой же автор, как и режиссер, и он должен творить в соавторстве, а не формально заполнять экранное время и какие-то лакуны плохими звуками.
Навыки и качества композитора, работающего в кино
Владимир Верещагин (продюсер, директор департамента ТВ и кинопроизводства The Walt Disney Company): Самое сложное в работе с композитором заключается в том, что ты должен доверить человеку большой пласт работы. А значит, этот человек должен быть абсолютно ответственным и готовым к долгому производственному процессу. Иногда все происходит быстро, но иногда все создается долгим мучительным подбиранием. Не все к этому готовы.
Артем Васильев (композитор фильмов «Воин», «Конец прекрасной эпохи», «Экипаж»): По моему наблюдению, для многих композиторов, например, пришедших в кино из поп-музыки, совершенно шокирующим оказывается такой факт. Они представляют выношенное произведение и на этом считают свою работу выполненной, а продюсер предлагает в два раза замедлить или взять мелодию, но поменять аккорды. То есть шоком является то, что их произведение оказывается лишь первым эскизом среди десятков вариантов, каждый из которых должен быть не менее интересным. Поэтому для композитора в кино важно понимать командную игру и обладать способностью посмотреть разными взглядами на то, что он делает. То есть в отличие от академических композиторов или тех, которые занимаются песенным творчеством, в кино надо уметь предлагать множество вариантов и отказываться от первоначальных идей, или же уметь их грамотно обосновать.
Алексей Шелыгин: Композитор, который работает для кино, должен обладать гораздо большим количеством знаний и умений, чем композитор, который для кино не пишет. Я заканчивал московскую консерваторию, вышел из академической сферы, но я не предполагал, сколько еще всего мне предстоит узнать, когда только начинал работать в кино. Человек, пишущий для кино, должен владеть мастерством жанровой стилизации от народной песни до симфонии, от джаза до рок-музыки, должен разбираться в технических и технологических новшествах. От композитора, который берет большие серьезные проекты, требуются большие знания в области академической музыки, серьезная подготовка, предполагающая владение оркестровкой, инструментовкой. Но кроме этого необходимо понимать, что такое драматургия и что такое жанры, какие им свойственны закономерности. Это важно, чтобы знать, когда надо поддерживать изображение или вытягивать сцену.
Юрий Потеенко (композитор фильмов «Ночной дозор», «Батальон», «Шпион»): Каждый, кто идет в киноиндустрию и считает, что ему там самое место, прежде всего, должен иметь креативный дар. Можно сколько угодно говорить о других умениях и навыках, но если нет дара, то все остальное — путь в никуда. Композитор — это человек, который генерирует новые мысли и идеи и умеет их воплощать. С остальным ему помогут. Собственно, я мало знаю композиторов, которые все делают сами. Посмотрите титры голливудских картин — одна фамилия композитора и двадцать фамилий тех, кто занимается препарацией, аранжировкой и так далее. Если мы посмотрим на практику, то прижившийся в индустрии композитор, находит свое место и на нем работает. Он может работать во многих жанрах, если умеет, или только в одном, или может писать финальные песни, чего тоже иногда бывает достаточно.
Как композитору пробиться в кино
Владимир Верещагин: Пробиться действительно сложно. Чаще всего это происходит через какие-то примеры. То есть когда у кого-то из индустрии случается позитивный опыт работы с композитором, например, на коротком метре. Обычно продюсеры таким позитивным опытом делятся. Молодые композиторы часто отличаются жадностью — они берут все, что им предлагают, потому что до этого им долго не предлагали. В итоге многие хоронят себя под кучей проектов, но те, кто проходят через это, продолжают работать. В общем, пробиться можно через опыт. На большие проекты — через маленькие, на маленькие — через примеры. И есть такая вещь, как сарафан. Когда у кого-то есть хороший опыт с кем-то, о нем обязательно рассказывают.
Андрей Прошкин: Прежде всего, вам надо иметь демо и это демо распространять. Так же поступают молодые сценаристы — ищут редакторов и продюсеров, отправляют им свои тексты. Нормальный путь. Бывают и другие. Например, у Алексея Айги, с которым я работаю. Он сколотил свою группу и сделал программу — они играли под немые картины. Так его заметил Валерий Тодоровский, а мы все получили нового композитора. То есть делайте что-то свое, делайте это ярко, и очень велика вероятность, что вас заметят, в том числе и в кино.
Андрей Прошкин (режиссер фильмов «Орда», «Орлеан»): Композиторов так же, как и сценаристов, режиссеров, актеров, операторов, не хватает. Потому что любая киноиндустрия в любой стране находится в постоянном поиске новых людей, новых идей, новых интонаций и новых авторов. Да и просто по общению со знакомыми продюсерами я знаю, что идет стон о том, что композиторов маловато. Такая нехватка приводит к тому, что как только появляется человек, в котором есть что-то живое, в него вцепляются со всех сторон, требуют писать по два фильма в месяц, и в результате скоро говорят, что он исписался. Это горько и несправедливо.
Алексей Шелыгин (композитор фильмов «Бой с тенью», «Бригада», «Штрафбат»): Проблема еще и в том, что мы видим огромное разнообразие музыки в кино и сериалах. Но она составляет общую форму движения, которая не имеет профессионального подхода. Музыку для кино пишут случайные люди, демпингуя профессию и обесценивая серьезное дело. А ведь композитор — это творческая профессия, необходимая для развития кино. Композитор — это такой же автор, как и режиссер, и он должен творить в соавторстве, а не формально заполнять экранное время и какие-то лакуны плохими звуками.
Навыки и качества композитора, работающего в кино
Владимир Верещагин (продюсер, директор департамента ТВ и кинопроизводства The Walt Disney Company): Самое сложное в работе с композитором заключается в том, что ты должен доверить человеку большой пласт работы. А значит, этот человек должен быть абсолютно ответственным и готовым к долгому производственному процессу. Иногда все происходит быстро, но иногда все создается долгим мучительным подбиранием. Не все к этому готовы.
Артем Васильев (композитор фильмов «Воин», «Конец прекрасной эпохи», «Экипаж»): По моему наблюдению, для многих композиторов, например, пришедших в кино из поп-музыки, совершенно шокирующим оказывается такой факт. Они представляют выношенное произведение и на этом считают свою работу выполненной, а продюсер предлагает в два раза замедлить или взять мелодию, но поменять аккорды. То есть шоком является то, что их произведение оказывается лишь первым эскизом среди десятков вариантов, каждый из которых должен быть не менее интересным. Поэтому для композитора в кино важно понимать командную игру и обладать способностью посмотреть разными взглядами на то, что он делает. То есть в отличие от академических композиторов или тех, которые занимаются песенным творчеством, в кино надо уметь предлагать множество вариантов и отказываться от первоначальных идей, или же уметь их грамотно обосновать.
Алексей Шелыгин: Композитор, который работает для кино, должен обладать гораздо большим количеством знаний и умений, чем композитор, который для кино не пишет. Я заканчивал московскую консерваторию, вышел из академической сферы, но я не предполагал, сколько еще всего мне предстоит узнать, когда только начинал работать в кино. Человек, пишущий для кино, должен владеть мастерством жанровой стилизации от народной песни до симфонии, от джаза до рок-музыки, должен разбираться в технических и технологических новшествах. От композитора, который берет большие серьезные проекты, требуются большие знания в области академической музыки, серьезная подготовка, предполагающая владение оркестровкой, инструментовкой. Но кроме этого необходимо понимать, что такое драматургия и что такое жанры, какие им свойственны закономерности. Это важно, чтобы знать, когда надо поддерживать изображение или вытягивать сцену.
Юрий Потеенко (композитор фильмов «Ночной дозор», «Батальон», «Шпион»): Каждый, кто идет в киноиндустрию и считает, что ему там самое место, прежде всего, должен иметь креативный дар. Можно сколько угодно говорить о других умениях и навыках, но если нет дара, то все остальное — путь в никуда. Композитор — это человек, который генерирует новые мысли и идеи и умеет их воплощать. С остальным ему помогут. Собственно, я мало знаю композиторов, которые все делают сами. Посмотрите титры голливудских картин — одна фамилия композитора и двадцать фамилий тех, кто занимается препарацией, аранжировкой и так далее. Если мы посмотрим на практику, то прижившийся в индустрии композитор, находит свое место и на нем работает. Он может работать во многих жанрах, если умеет, или только в одном, или может писать финальные песни, чего тоже иногда бывает достаточно.
Как композитору пробиться в кино
Владимир Верещагин: Пробиться действительно сложно. Чаще всего это происходит через какие-то примеры. То есть когда у кого-то из индустрии случается позитивный опыт работы с композитором, например, на коротком метре. Обычно продюсеры таким позитивным опытом делятся. Молодые композиторы часто отличаются жадностью — они берут все, что им предлагают, потому что до этого им долго не предлагали. В итоге многие хоронят себя под кучей проектов, но те, кто проходят через это, продолжают работать. В общем, пробиться можно через опыт. На большие проекты — через маленькие, на маленькие — через примеры. И есть такая вещь, как сарафан. Когда у кого-то есть хороший опыт с кем-то, о нем обязательно рассказывают.
Андрей Прошкин: Прежде всего, вам надо иметь демо и это демо распространять. Так же поступают молодые сценаристы — ищут редакторов и продюсеров, отправляют им свои тексты. Нормальный путь. Бывают и другие. Например, у Алексея Айги, с которым я работаю. Он сколотил свою группу и сделал программу — они играли под немые картины. Так его заметил Валерий Тодоровский, а мы все получили нового композитора. То есть делайте что-то свое, делайте это ярко, и очень велика вероятность, что вас заметят, в том числе и в кино.
Другие новости
Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации