Как подготовиться к питчингу
10 июня в Сочи в рамках 27-го Российского открытого кинофестиваля «Кинотавр» состоялся питчинг проектов студентов киношкол, на котором МШК представляла выпускница курса Сценарное мастерство Юлия Идлис и ее проект «Затон». Несмотря на то, что проект не стал победителем, участие в питчинге стало для Идлис очень важным опытом, которым она согласилась поделиться:
«Сценаристу очень трудно готовиться к питчингу. Традиции собственно сценарных питчингов в России практически нет. То, к чему все привыкли, - это питчинги продюсерские, когда на суд жюри представляют более или менее собранные и готовые проекты, у которых помимо самой истории (то есть сценария) есть команда во главе с продюсером, частичное финансирование, отснятый материал, локации, пробы, тизеры и т.п. А у сценариста, который представляет свой проект в одиночку, ничего этого нет – есть только «голая» история.
Рассказать суть уже написанного сценария за две минуты так, чтобы кто-то что-то понял и заинтересовался, - ужасно трудная задача, требующая отдельного навыка. Лев Толстой точно не справился бы со сценарным питчингом, потому что, как известно, «чтобы понять, о чем "Анна Каренина", надо прочесть "Анну Каренину"». Сценарист, как и писатель, настолько погружен в материал, что все в нем, каждая сцена и каждый поворот сюжета, кажется страшно важным. Для сценариста питчинг неизбежно превращается в долгий и подробный пересказ всего, что происходит в сценарии, а жюри засыпает уже на второй минуте.
Пересказывать сюжет – ошибка. Но и не пересказывать нельзя. Продюсерам, сидящим в жюри и в зале, надо представить товар лицом, а не интриговать их обещаниями. Надо рассказать завязку действия, основные сюжетные повороты, кульминацию и обязательно развязку. Над этим мы с режиссером моего проекта «Затон» Гамлетом Дульяном бились долго: нам казалось, что финал, в котором происходит главный сюжетный поворот, ни в коем случае нельзя раскрывать. Но куратор Рынка проектов Анна Гудкова во время предварительного инструктажа сказала, что это одна из самых частых и больших ошибок на питчинге. Рассказать сюжет без финала – все равно что продать покупателю половину помидора с обещанием принести вторую половину завтра. Покупателя это разочаровывает и злит.
Не стоит делать длинные презентации с множеством слайдов: это отвлекает и от истории, и от человека, который ее представляет. Жюри и аудитория оценивает не только саму историю, но и ее автора: можно ли с ним сотрудничать? В том числе на других проектах, если этот конкретный почему-то не нравится? Точно так же не надо «прятаться» за хорошо сделанными видеороликами, тизерами и прочими техническими штуками. Главное, на что смотрит жюри, - это человек, который представляет проект. Насколько он профессионален; насколько он вовлечен в собственный проект; насколько хорошо он понимает, что ему нужно. И если продюсер посмотрит прекрасный ролик на пять минут, но не получит возможности послушать человека, который его сделал, то продюсер просто посмотрит пятиминутный ролик, и все. Таких роликов он видит десятки в день и тут же забывает. А вот человек – если он хорошо выступил – не забывается».