Ирина Качалова: "Музыка в кино - это не просто сопровождение"

Расскажите о своем опыте в профессии.

В этом году будет десять лет, как я работаю на телевидении в качестве сценариста, шеф-редактора и музыкального редактора. Последний большой проект – сериал «Красные браслеты», который выйдет весной на Первом канале. За это время я изучила весь процесс производства и миллион раз оказывалась в ситуации, когда на финальном и не только этапе работы над проектом появлялись огромные проблемы с музыкой, а я срочно искала профессиональных людей, которые могут помочь. И совершила, в свою очередь, миллион ошибок, которых можно было избежать, найдись такие люди вовремя. Поэтому этот курс, как ни парадоксально, в том числе направлен на то, чтобы облегчить дальнейшую работу мне и моим коллегам. Как человек, пришедший со стороны заказчиков, я совершенно точно знаю, что есть такой запрос. Это подтвердили преподаватели, которые собрались, чтобы поделиться знаниями и рассказать о вариантах сотрудничества. В индустрии в этом месте большая дырка, которая обусловлена нехваткой кадров и профессионального образования. 
Мы построили курс таким образом, что он будет полезен и композиторам, и тем, кто хочет заниматься продюсированием музыки в кино, и собственно режиссерам и продюсерам, которые хотят понять, как правильно использовать музыкальные возможности в своем фильме и как договариваться с композиторами. Это полное погружение на неделю в мир киномузыки. Парадокс в том, что у нас есть огромное количество талантливейших музыкантов и людей с прекрасным музыкальным вкусом, которые очень хотели бы поработать в кино, и огромное количество заинтересованных людей из кино. Но они не всегда знают друг о друге. Это как будто два берега, между которыми есть какой-то один хилый мостик, и то туда не всех пускают.

Почему так происходит?

Есть распространенное мнение, что композитор может неплохо заработать на написании музыки к фильму. Это правда. Но параллельно с этим существует повсеместное заблуждение, что для настоящих композиторов это просто халтура. Подумаешь, сбацать что-нибудь под картинку в перерыве между написанием серьезных опусов. Тогда как музыка в кино – это не просто сопровождение, это часть органики фильма, музыка вдыхает в него жизнь и наполняет чувством. И это касается не только киноклассики и фильмов Тарантино, Кустурицы или Джармуша, которых часто приводят в таких ситуациях в пример, но и современного кино, склонного ко всяческим экспериментам. Вы попробуйте, например, представить себе «Бёрдмена» с другим саундтреком.

Что должен знать композитор, работающий в кино?

«Правила игры»: понимать драматургию, идею фильма, историю, которую он помогает раскрывать, знать, как работает звук и тишина в кадре, знать, в чем специфика разных жанров, знать, что музыка не должна быть «сильнее» картинки, иначе кино превращается в клип, и так далее. И это серьезная профессия, которую надо осваивать, если хочешь быть настоящим кинокомпозитором и зарабатывать в итоге те самые деньги, на которые рассчитываешь. В большом кино кинокомпозитор и режиссер – соавторы, которые мыслят в одном направлении и понимают друг друга с полуслова. У нас таких композиторов можно по пальцам пересчитать.
Поэтому счастье, если на проекте, над которым вы работаете, не закончился бюджет к моменту написания музыки, все удачно сложилось и вы, например, договорились с Алексеем Айги. Тогда вы спите спокойно и, вполне вероятно, видите во сне, как ваш фильм получает призы за лучшую музыку. А если этого не произошло? А если вдруг вы работаете над фильмом в стиле киберпанк или сериалом о нелегкой судьбе композитора-минималиста (чем черт не шутит), а оригинальную музыку нужного качества написать некому? Тогда вы прибегаете к старому проверенному методу - референсам.

Почему композиторы и исполнители так не любят работать с референсами?

Потому что, как в своем недавнем интервью Colta.ru очень точно сказал композитор Павел Карманов, этот референс «может быть записан группой U2 с оркестром за три месяца и 300 тысяч долларов, а тебе нужно его дома на синтезаторе повторить к завтрашнему дню». Кто из нас не видел дорожек, «залитых» в качестве примеров фрагментами из Ханса Циммера и Филипа Гласса, особенно в жанровых проектах и особенно после «Левиафана». И тут возникает вопрос: товарищи, при чем здесь тогда композитор? Здесь дело не в нем, а в том, кто ставит так называемую творческую задачу. 
Это вопрос к режиссерам и продюсерам, вот для кого это жизненно важная информация: как донести с помощью музыки свою мысль до зрителя, а свое видение адекватно донести до композитора. Поэтому мы ждем их на интенсиве, чтобы рассказать и показать, как это делается. А также предполагаем увидеть тех, кто хочет освоить профессию музыкального продюсера, которая в мировой практике носит название «музыкальный супервайзер». И это совсем не тот, кто по кругу предлагает музыкантов, с которыми постоянно работает, а если вдруг они не подходят, расстраивается и впадает в ступор. Это человек, который берет на себя ответственность за всю работу над саундтреком. Начиная от концептуальных решений, заканчивая работой с музыкальными библиотеками, монтажом и решением вопросов с авторскими правами. А это не так просто, как кажется. Сколько раз я вырезала из готового материала песни, права на использование которых так и не удалось выкупить, не перечесть просто. А на одном из проектов несчастный композитор даже писал заново музыку под уже смонтированный танец, потому что мы не смогли использовать оригинальную песню. И я думаю, это повсеместная история. Это профессия, требующая от человека достаточного уровня знаний и в музыке, и в кино и очень актуальная сейчас, когда несмотря на кризис и все сложности, мы постепенно перенимаем практику создания качественных сериалов с хорошей драматургией, актерами и внятным бюджетом. Представьте, что вы музыкальный супервайзер сериала «Во все тяжкие» или «Безумцы» - это колоссальный уровень ответственности и профессионализма.

Кто будет проводить занятия в рамках курса?

Преподавательский состав - это суперпрофессиональная команда. Большая удача, что все эти люди собрались вместе. Татьяна Егорова – доктор искусствоведения, биограф Эдуарда Артемьева, один из главных специалистов в нашей стране по музыке в кино, она расскажет о драматургии киномузыки, жанрах и музыкальной концепции фильма. Представители музыкального издательстваApollo Music («Территория», True Detective 2) расскажут об особенностях работы с музыкальными библиотеками и лицензировании музыки на международном рынке, а также специально для студентов сделают открытый доступ к своей библиотеке. Ведущий эксперт In Simple АлексейНиколаев прочитает лекцию об авторском праве и тонкостях общения с Российским авторским обществом. Режиссер дирекции кинопромо Первого канала Вазген Каграманян покажет особенности работы с музыкой при создании трейлера. Композитор и музыкальный продюсер мультфильма «Крякнутые каникулы» Дмитрий Носков расскажет про музыку в анимации. Кинокомпозитор Юрий Потеенко – об аранжировке и работе на постпродакшн. ПродюсерыВладимир Верещагин (The Walt Disney Company) и  Денис Дубовик (Телеканал ТНТ) расскажут о работе музыкального продюсера над полным метром и сериалом. Занятие по музыке в гейм-индустрии проведет известный саунд-дизайнер Виктор Ермаков. 
По поводу гейм-индустрии стоит сказать отдельно: это достаточно закрытый мир, есть всего несколько человек, которые там занимаются музыкой и звуком. Но у нас есть бонус - двух студентов-счастливчиков пригласят на стажировку в студию, которая занимается разработкой компьютерных игр. Так что если вы мечтали работать над музыкой в играх, этот шанс не стоит упускать.
За семь дней обучения студенты пройдут настоящий курс молодого бойца: от идеи и разработки музыкальной концепции фильма до постпродакшн, получат задания для самостоятельной работы на основе реальных проектов и освоят главные принципы работы над музыкой в кино. Это будет очень насыщенная неделя.
Мы придумали этот курс, чтобы дать возможность сориентироваться в профессии людям, которые любят музыку и кино, дать им необходимые конкретные навыки и новые возможности развить свои способности. Потому что правда в том, что чаще всего вся креативная группа ждет человека, который придет и скажет: «Ребята, Циммер с Глассом однозначно очень круты, но есть еще столько всего интересного вокруг, вы себе даже не представляете».

Другие новости

Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации

×