Назад к списку
06 дек
Веб-сериал #FAKE_NEWS: история создания
В конце 2019 года на ivi, YouTube и во Вконтакте состоялась премьера веб-сериала #Fake_News, созданного выпускниками Московской школы кино.
Мы решили пообщаться о проекте и не только с автором сценария Леной Фонфрович и режиссером Ладой Искандеровой.
О ЧЕМ?
Сериал #Fake_News рассказывает о скандальном блоге, раскрывающем грязные тайны бизнесменов и селебрити. Блог пытаются закрыть надзорные органы, а за анонимным создателем ведется охота. Опасным образом в это оказывается втянута старшеклассница Саша, у которой помимо интернета хватает забот – родители в разводе, слишком богатая лучшая подруга и отсутствие личной жизни.
Сегодня уже не понятно, где опаснее, в реальности или в сети, где один репост, мем или скриншот могут разрушить жизнь, где челленджи и флэшмобы становятся опасной силой, а анонимность сохранить почти невозможно. Саше придется разобраться в двух мирах, где смешались личные проблемы и публичные скандалы, дружба, любовь и фейки, хакеры и боты, влиятельные враги и большие деньги.
О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ
ЛЕНА: Наш режиссерский набор 2015-17 до сих пор не просто «поддерживает контакт» или пересекается в профессиональной области, а остается настоящими друзьями. С Ладой наш творческий тандем начался так давно, что уже и вспомнить сложно – кажется, мы впервые поработали вместе еще в учебном этюде на первом курсе. Потом на съемках рекламных роликов для Третьяковской галереи Лада помогала мне вторым режиссером.
Учебный тизер для сериала «Чупакабра» на втором курсе мы тоже снимали вместе. Условие работы в режиссерской паре для многих стало сложностью, но у нас как-то сразу всё сложилось – было очевидно, что мы мыслим в одном направлении и в чём-то отлично дополняем друг друга. Выбор актеров совпадал, поправки между дублями можно было вносить, не сговариваясь. Иногда мы даже одеваемся одинаково, не сговариваясь, так что синхронизация у нас прочная. Результатом мы гордимся.
Поэтому партнерство на проекте #Fake_News для нас было очевидным решением и в итоге – самой легкой и естественной частью всего процесса. Хотя еще в середине июля мы бы ни за что не поверили, что уже в начале декабря в сети будет доступен целый сезон нашего веб-сериала. В тот момент мы преподавали на летнем интенсиве для детей и подростков Filmmaking teens в МШК и не сильно верили, что проект #Fake_News вообще запустится.
ЛАДА:
В феврале я получила предложение поработать над пилотной серией веб-сериала про девочку Сашу. Материал показался мне интересным, и я согласилась. Сначала это был пилот на 3 минуты в формате screenlife. Но чем глубже я погружалась в материал, тем понятнее становилось – одним скринлайфом тут не обойдешься. В итоге формат изменился, и я призвала на помощь Лену. Вместе мы придумали первые 10 синопсисов на целый сезон. Но на этой стадии все надолго затихло в ожидании финансирования, как это часто бывает.
Проект получил зеленый свет во второй половине июля совершенно внезапно, с дополнительным условием, что будет написано 20 серий и снято к октябрю. На тот момент у нас была проработана только пилотная серия, и выйти на съемку уже в первые дни сентября казалось невозможным. Но, как видите…
ЛЕНА:
Когда я взяла в руки распечатанный и сшитый в один том сценарий всех 20-ти серий, то поняла, что каким-то образом меньше чем за месяц удалось написать объем полного метра.
Самым большим впечатлением был первый съемочный день, когда мы приехали на площадку и увидели во дворе жилого дома съемочный караван из десятка машин. Мы присели на детские качели во дворе, посмотрели на этот караван, потом друг на друга. В этот момент нас и настигло осознание, что всё реально, что это наш совместный большой проект. И что в следующий раз я высплюсь только в начале октября, а Лада – вообще неизвестно когда/
ТОЛЬКО ДЕВОЧКИ
Так получилось, что творческий коллектив подобрался полностью женский: сценарист, режиссер, оператор, художники по гриму (Ася Порох и Яна Колотуша, кстати, тоже выпускницы МШК), художник по костюмам, художник-постановщик, продюсеры, кастинг-директор – все крутые и по-настоящему талантливые девчонки. С оператором Олей Паньковой мы познакомились за пару месяцев до этого буквально на улице, и оказалось что у нас не только общие друзья, но и общий куратор – Денис Клеблеев.
Как ни банально это звучит, но на этом проекте мы поняли: что-то классное получается только вместе с людьми, которые тоже хотят делать классно, несмотря на усталость, деньги, сроки. Всё крутое, что получилось в #Fake_News – получилось именно благодаря тем, кто воспринял это не только как работу, а как совместное творчество, когда всем хочется кайфовать от результата. Важнее этого нет ничего.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
Веб-сериалом мы начали заниматься параллельно с преподаванием на интенсиве Filmmaking teens в МШК, поэтому когда мы решили потестировать сценарий – за фокус-группой далеко идти не пришлось. Бывшие студенты собрались на читку и дали очень полезные комментарии, задали умные и каверзные вопросы. После читки многие просились на съемочную площадку, но мы никого не позвали – было слишком нервно и слишком некогда.
(Лада Искандерова – куратор интенсива Filmmaking teens, Лена Фонфрович – преподаватель сценарного мастерства на интенсиве Filmmaking teens)
Поэтому мы удивились, когда в первый же день на съемках откуда-то сам возник Марк Тресвятский, студент августовского потока Filmmaking teens. Он по своей инициативе написал линейному продюсеру и вызвался помогать на съемках. Мы не очень верили, что 14-летний парень выдержит целый месяц ездить к 7 утра из Подмосковья (и что его родители окажутся настолько лояльными к пропускам школы), но оказалось, мы Марка недооценивали. Через пару дней вся съемочная группа звала его по имени, и он почти каждую смену был с нами, до самого последнего дубля. Марка никто не щадил, не делал скидок на возраст, а сам Марк с готовностью и без жалоб выполнял любые поручения. В итоге он снялся даже в двух эпизодических ролях, а когда экстренно пришлось подменить хлопушку – справился и с этой непростой для новичка задачей. По опыту Марка можно сделать вывод, что киношника определяет не только энтузиазм, но еще упорство и выдержка.
Помимо Марка и его друзей, в эпизодических ролях также снялись талантливые студенты июльского и августовского потоков Filmmaking Teens Вероника Алькина, Алина Перевезенцева, Артем Метленко, Лидия Кондратьева и её подруга, за что им огромное спасибо. Надеемся, что это был интересный небольшой опыт для ребят в настоящей индустрии.
ПРО ПРОЦЕСС
ЛЕНА:
Как говорили в South Park, «сегодня мы многое поняли». Я поняла, что могу написать сценарий в сжатые сроки, хотя никому не советую. Ещё оценила важность присутствия сценариста каждый день на съемочной площадке (роскошь, доступная немногим). Когда понимаешь режиссерский процесс, гораздо легче оптимизировать, сокращать, переписывать прямо на площадке, исходя из обстоятельств. Очень часто какие-то обороты, специфические слова или формулировки не идут конкретному актеру, и вместе мы можем переделать диалоги во что-то более органичное прямо не отходя от камеры. Катарсис у меня случился уже под конец съемок: в какой-то момент поразило осознание, что вот этот вполне осязаемый человек в кадре – это на самом деле выдуманный мной персонаж, помещенный в выдуманную ситуацию, произносит написанные мной слова. Описывая любимым словом Алексея Петровича Попогребского – это было что-то экзистенциальное.
ЛАДА:
В #Fake_News много специфического, с чем мы имели дело впервые: поскольку в сериале действие происходит в том числе в интернете, это решили показать с помощью разных способов, но самый сложный и интересный формат - это screenlife. Как выяснилось, “классическая” съемочная группа слабо себе представляет этот процесс. Хотя съемка вставок с экранным действием проходила под контролем специалистов по скринлайфу, с точки зрения режиссуры это тоже особый, отличающийся от привычного вид съемки. Интересно и динамично изобразить действия персонажа на компьютере – серьезная задача, но благодаря опыту с #Fake_News, теперь я и в этом разбираюсь.
ПРО КЛИПЫ
Каждый, кто слушает музыку и помнит себя подростком, представлял себя в музыкальном клипе. Поэтому я решила, почему бы не вставить в наш безусловно подростковый сериал десяточек музыкальных вставочек. Тем более, что вся художественная группа была в восторге от этой идеи. Так появились космические люди на крыше под Эрику Лундмоен, техно-красавица в неоновом кокошнике под IC3PEAK, драма на закате под Алёну Швец, привет нулевым под Мумий Тролль и еще куча всего интересного с шубами, танцами живота и золотыми зубами. Получился такой немного мюзикл, но я супер-довольна. Что важно – музыканты пошли нам навстречу и дали музыку совершенно бесплатно, проникнувшись идеей. Почти всем я писала лично.
ПРО РАСКАДРОВКИ
Самый большой риск, на который мы пошли из-за наших адовых сроков - это отсутствие каких бы то ни было раскадровок. Все концептуальные вопросы с оператором и художником мы решали за неделю до старта съемок, а иногда и прямо на месте. В этом смысле я доверилась Оле опер-посту, мы тысячу раз обсудили настроение каждой сцены, ощущение и все такое. На съемке я предоставила Оле почти полную свободу в выборе света, а ракурсы мы придумывали прямо по ходу. Самый большой минус – у меня в голове творился кромешный ад все 19 смен, потому что каждый раз приходилось внутренне пользоваться так называемым монтажным мышлением, которому нас так упорно учил Алексей Петрович в МШК. И надеяться, что на монтаже не придется стреляться. Вроде не пришлось.
Я очень рада, что этот сериал у нас случился, благодарна коммьюнити, которое создает МШК. Потому что объективно половина творческой группы - это люди, с которыми мы учились, делали этюды и находили творческие решения из палок и веток. И очень круто встречаться с этими людьми уже на серьезных и больших проектах. Ура!
ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ #FAKE_NEWS — https://www.ivi.ru/watch/fakenews
СОСТАВ СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЫ:
Мы решили пообщаться о проекте и не только с автором сценария Леной Фонфрович и режиссером Ладой Искандеровой.
О ЧЕМ?
Сериал #Fake_News рассказывает о скандальном блоге, раскрывающем грязные тайны бизнесменов и селебрити. Блог пытаются закрыть надзорные органы, а за анонимным создателем ведется охота. Опасным образом в это оказывается втянута старшеклассница Саша, у которой помимо интернета хватает забот – родители в разводе, слишком богатая лучшая подруга и отсутствие личной жизни.
Сегодня уже не понятно, где опаснее, в реальности или в сети, где один репост, мем или скриншот могут разрушить жизнь, где челленджи и флэшмобы становятся опасной силой, а анонимность сохранить почти невозможно. Саше придется разобраться в двух мирах, где смешались личные проблемы и публичные скандалы, дружба, любовь и фейки, хакеры и боты, влиятельные враги и большие деньги.
О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ
ЛЕНА: Наш режиссерский набор 2015-17 до сих пор не просто «поддерживает контакт» или пересекается в профессиональной области, а остается настоящими друзьями. С Ладой наш творческий тандем начался так давно, что уже и вспомнить сложно – кажется, мы впервые поработали вместе еще в учебном этюде на первом курсе. Потом на съемках рекламных роликов для Третьяковской галереи Лада помогала мне вторым режиссером.
Учебный тизер для сериала «Чупакабра» на втором курсе мы тоже снимали вместе. Условие работы в режиссерской паре для многих стало сложностью, но у нас как-то сразу всё сложилось – было очевидно, что мы мыслим в одном направлении и в чём-то отлично дополняем друг друга. Выбор актеров совпадал, поправки между дублями можно было вносить, не сговариваясь. Иногда мы даже одеваемся одинаково, не сговариваясь, так что синхронизация у нас прочная. Результатом мы гордимся.
Поэтому партнерство на проекте #Fake_News для нас было очевидным решением и в итоге – самой легкой и естественной частью всего процесса. Хотя еще в середине июля мы бы ни за что не поверили, что уже в начале декабря в сети будет доступен целый сезон нашего веб-сериала. В тот момент мы преподавали на летнем интенсиве для детей и подростков Filmmaking teens в МШК и не сильно верили, что проект #Fake_News вообще запустится.
ЛАДА:
В феврале я получила предложение поработать над пилотной серией веб-сериала про девочку Сашу. Материал показался мне интересным, и я согласилась. Сначала это был пилот на 3 минуты в формате screenlife. Но чем глубже я погружалась в материал, тем понятнее становилось – одним скринлайфом тут не обойдешься. В итоге формат изменился, и я призвала на помощь Лену. Вместе мы придумали первые 10 синопсисов на целый сезон. Но на этой стадии все надолго затихло в ожидании финансирования, как это часто бывает.
Проект получил зеленый свет во второй половине июля совершенно внезапно, с дополнительным условием, что будет написано 20 серий и снято к октябрю. На тот момент у нас была проработана только пилотная серия, и выйти на съемку уже в первые дни сентября казалось невозможным. Но, как видите…
ЛЕНА:
Когда я взяла в руки распечатанный и сшитый в один том сценарий всех 20-ти серий, то поняла, что каким-то образом меньше чем за месяц удалось написать объем полного метра.
Самым большим впечатлением был первый съемочный день, когда мы приехали на площадку и увидели во дворе жилого дома съемочный караван из десятка машин. Мы присели на детские качели во дворе, посмотрели на этот караван, потом друг на друга. В этот момент нас и настигло осознание, что всё реально, что это наш совместный большой проект. И что в следующий раз я высплюсь только в начале октября, а Лада – вообще неизвестно когда/
ТОЛЬКО ДЕВОЧКИ
Так получилось, что творческий коллектив подобрался полностью женский: сценарист, режиссер, оператор, художники по гриму (Ася Порох и Яна Колотуша, кстати, тоже выпускницы МШК), художник по костюмам, художник-постановщик, продюсеры, кастинг-директор – все крутые и по-настоящему талантливые девчонки. С оператором Олей Паньковой мы познакомились за пару месяцев до этого буквально на улице, и оказалось что у нас не только общие друзья, но и общий куратор – Денис Клеблеев.
Как ни банально это звучит, но на этом проекте мы поняли: что-то классное получается только вместе с людьми, которые тоже хотят делать классно, несмотря на усталость, деньги, сроки. Всё крутое, что получилось в #Fake_News – получилось именно благодаря тем, кто воспринял это не только как работу, а как совместное творчество, когда всем хочется кайфовать от результата. Важнее этого нет ничего.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
Веб-сериалом мы начали заниматься параллельно с преподаванием на интенсиве Filmmaking teens в МШК, поэтому когда мы решили потестировать сценарий – за фокус-группой далеко идти не пришлось. Бывшие студенты собрались на читку и дали очень полезные комментарии, задали умные и каверзные вопросы. После читки многие просились на съемочную площадку, но мы никого не позвали – было слишком нервно и слишком некогда.
(Лада Искандерова – куратор интенсива Filmmaking teens, Лена Фонфрович – преподаватель сценарного мастерства на интенсиве Filmmaking teens)
Поэтому мы удивились, когда в первый же день на съемках откуда-то сам возник Марк Тресвятский, студент августовского потока Filmmaking teens. Он по своей инициативе написал линейному продюсеру и вызвался помогать на съемках. Мы не очень верили, что 14-летний парень выдержит целый месяц ездить к 7 утра из Подмосковья (и что его родители окажутся настолько лояльными к пропускам школы), но оказалось, мы Марка недооценивали. Через пару дней вся съемочная группа звала его по имени, и он почти каждую смену был с нами, до самого последнего дубля. Марка никто не щадил, не делал скидок на возраст, а сам Марк с готовностью и без жалоб выполнял любые поручения. В итоге он снялся даже в двух эпизодических ролях, а когда экстренно пришлось подменить хлопушку – справился и с этой непростой для новичка задачей. По опыту Марка можно сделать вывод, что киношника определяет не только энтузиазм, но еще упорство и выдержка.
Помимо Марка и его друзей, в эпизодических ролях также снялись талантливые студенты июльского и августовского потоков Filmmaking Teens Вероника Алькина, Алина Перевезенцева, Артем Метленко, Лидия Кондратьева и её подруга, за что им огромное спасибо. Надеемся, что это был интересный небольшой опыт для ребят в настоящей индустрии.
ПРО ПРОЦЕСС
ЛЕНА:
Как говорили в South Park, «сегодня мы многое поняли». Я поняла, что могу написать сценарий в сжатые сроки, хотя никому не советую. Ещё оценила важность присутствия сценариста каждый день на съемочной площадке (роскошь, доступная немногим). Когда понимаешь режиссерский процесс, гораздо легче оптимизировать, сокращать, переписывать прямо на площадке, исходя из обстоятельств. Очень часто какие-то обороты, специфические слова или формулировки не идут конкретному актеру, и вместе мы можем переделать диалоги во что-то более органичное прямо не отходя от камеры. Катарсис у меня случился уже под конец съемок: в какой-то момент поразило осознание, что вот этот вполне осязаемый человек в кадре – это на самом деле выдуманный мной персонаж, помещенный в выдуманную ситуацию, произносит написанные мной слова. Описывая любимым словом Алексея Петровича Попогребского – это было что-то экзистенциальное.
ЛАДА:
В #Fake_News много специфического, с чем мы имели дело впервые: поскольку в сериале действие происходит в том числе в интернете, это решили показать с помощью разных способов, но самый сложный и интересный формат - это screenlife. Как выяснилось, “классическая” съемочная группа слабо себе представляет этот процесс. Хотя съемка вставок с экранным действием проходила под контролем специалистов по скринлайфу, с точки зрения режиссуры это тоже особый, отличающийся от привычного вид съемки. Интересно и динамично изобразить действия персонажа на компьютере – серьезная задача, но благодаря опыту с #Fake_News, теперь я и в этом разбираюсь.
ПРО КЛИПЫ
Каждый, кто слушает музыку и помнит себя подростком, представлял себя в музыкальном клипе. Поэтому я решила, почему бы не вставить в наш безусловно подростковый сериал десяточек музыкальных вставочек. Тем более, что вся художественная группа была в восторге от этой идеи. Так появились космические люди на крыше под Эрику Лундмоен, техно-красавица в неоновом кокошнике под IC3PEAK, драма на закате под Алёну Швец, привет нулевым под Мумий Тролль и еще куча всего интересного с шубами, танцами живота и золотыми зубами. Получился такой немного мюзикл, но я супер-довольна. Что важно – музыканты пошли нам навстречу и дали музыку совершенно бесплатно, проникнувшись идеей. Почти всем я писала лично.
ПРО РАСКАДРОВКИ
Самый большой риск, на который мы пошли из-за наших адовых сроков - это отсутствие каких бы то ни было раскадровок. Все концептуальные вопросы с оператором и художником мы решали за неделю до старта съемок, а иногда и прямо на месте. В этом смысле я доверилась Оле опер-посту, мы тысячу раз обсудили настроение каждой сцены, ощущение и все такое. На съемке я предоставила Оле почти полную свободу в выборе света, а ракурсы мы придумывали прямо по ходу. Самый большой минус – у меня в голове творился кромешный ад все 19 смен, потому что каждый раз приходилось внутренне пользоваться так называемым монтажным мышлением, которому нас так упорно учил Алексей Петрович в МШК. И надеяться, что на монтаже не придется стреляться. Вроде не пришлось.
Я очень рада, что этот сериал у нас случился, благодарна коммьюнити, которое создает МШК. Потому что объективно половина творческой группы - это люди, с которыми мы учились, делали этюды и находили творческие решения из палок и веток. И очень круто встречаться с этими людьми уже на серьезных и больших проектах. Ура!
ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ #FAKE_NEWS — https://www.ivi.ru/watch/fakenews
СОСТАВ СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЫ:
Автор сценария — Лена Фонфрович (МШК «Режиссура» 2015-17),
Режиссер — Лада Искандерова (МШК «Режиссура» 2015-17),
Оператор-постановщик — Ольга Панькова
Режиссер монтажа — Андрей Рыбаков (МШК, Монтаж 2016)
Продакшн — Headshot
В главных ролях: Полина Повтарь, Фёдор Левин, Александра Киселева
Другие новости
Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации