Назад к списку
23 сен
«Зулейха открывает глаза». Экранизация романа
В рамках летнего лектория «Киноизнанка» Гузель Яхина, писатель, сценарист и выпускница программы «Сценарное мастерство» Московской школы кино, поделилась историей, как учебный сценарий стал романом «Зулейха открывает глаза», а после получил экранизацию.
Гузель Яхина: «Текст романа «Зулейха открывает глаза» как история складывался в Московской школе кино. В 2013 году я пришла на программу «Сценарное мастерство» в надежде научиться писать истории. Уже на втором семестре обучения мы работали над полным метром.
Наш куратор Александр Талал тогда дал всем нам очень важный совет: нужно писать то, что хочется, и так, как хочется. Не думать ни о рынке, ни о продюсерах, ни о каналах — ни о чем, кроме волнующей нас истории. Это оказалось очень правильным наставлением, и, в итоге, я, уже имея достаточно материала для сюжета о Зулейхе, наконец-таки написала историю за семестр. Сценарий получился достаточно большим — трехчасовой полный метр, который стал развернутым планом будущего романа. В итоговом тексте «Зулейхи...» сохранилось ощущение некоторой кинематографичности, настоящее грамматическое время повествования перенеслось в него именно из сценария.
В МШК на одном из занятий мы обсуждали dreamcast — актерский состав мечты — известные артисты, которых сценарист представляет на месте героев своего произведения. Для меня Зулейха сразу была Чулпан Хаматовой, что в итоге и получилось в экранизации. Чулпан согласилась на участие в проекте только после того, как убедилась, что авторы сериала с уважением отнеслись к литературному первоисточнику. Когда права на экранизацию романа были переданы телеканалу «Россия», я поделилась своим сценарием с командой, и в итоге . некоторые мои сценарные решения попали в сериал. Хотя в съемочном процессе я никак не была задействована, создатели проекта консультировались со мной по многим вопросам. На этапе передачи прав я не знала людей, с которыми сотрудничаю, но мне очень повезло с командой. Для меня было важно, чтобы история на экране не получилась слишком мелодраматичной и чтобы было передано дыхание большой истории, истории раскулачивания 1930-х годов. Режиссеру Егору Анашкину это удалось: в сериале есть взрослый киноязык, атмосфера, нет гонки за сюжетом — всё рассказано медленными длинными планами, молчаливыми сценами. Одно из требований жанра телесериала — усиление любовной линии.
Да, в сюжете явно усилен любовный треугольник между героями, есть некоторый мелодраматизм, но в целом, проект получился самостоятельным. Это не просто экранизация романа, в сериале «Зулейха открывает глаза» есть авторское дыхание и много оригинальных решений. Если «Россия» оставит режиссерский монтаж — это станет прекрасным и смелым решением для канала».
Гузель Яхина: «Текст романа «Зулейха открывает глаза» как история складывался в Московской школе кино. В 2013 году я пришла на программу «Сценарное мастерство» в надежде научиться писать истории. Уже на втором семестре обучения мы работали над полным метром.
Наш куратор Александр Талал тогда дал всем нам очень важный совет: нужно писать то, что хочется, и так, как хочется. Не думать ни о рынке, ни о продюсерах, ни о каналах — ни о чем, кроме волнующей нас истории. Это оказалось очень правильным наставлением, и, в итоге, я, уже имея достаточно материала для сюжета о Зулейхе, наконец-таки написала историю за семестр. Сценарий получился достаточно большим — трехчасовой полный метр, который стал развернутым планом будущего романа. В итоговом тексте «Зулейхи...» сохранилось ощущение некоторой кинематографичности, настоящее грамматическое время повествования перенеслось в него именно из сценария.
В МШК на одном из занятий мы обсуждали dreamcast — актерский состав мечты — известные артисты, которых сценарист представляет на месте героев своего произведения. Для меня Зулейха сразу была Чулпан Хаматовой, что в итоге и получилось в экранизации. Чулпан согласилась на участие в проекте только после того, как убедилась, что авторы сериала с уважением отнеслись к литературному первоисточнику. Когда права на экранизацию романа были переданы телеканалу «Россия», я поделилась своим сценарием с командой, и в итоге . некоторые мои сценарные решения попали в сериал. Хотя в съемочном процессе я никак не была задействована, создатели проекта консультировались со мной по многим вопросам. На этапе передачи прав я не знала людей, с которыми сотрудничаю, но мне очень повезло с командой. Для меня было важно, чтобы история на экране не получилась слишком мелодраматичной и чтобы было передано дыхание большой истории, истории раскулачивания 1930-х годов. Режиссеру Егору Анашкину это удалось: в сериале есть взрослый киноязык, атмосфера, нет гонки за сюжетом — всё рассказано медленными длинными планами, молчаливыми сценами. Одно из требований жанра телесериала — усиление любовной линии.
Да, в сюжете явно усилен любовный треугольник между героями, есть некоторый мелодраматизм, но в целом, проект получился самостоятельным. Это не просто экранизация романа, в сериале «Зулейха открывает глаза» есть авторское дыхание и много оригинальных решений. Если «Россия» оставит режиссерский монтаж — это станет прекрасным и смелым решением для канала».
Другие новости
Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации