Сценарист в большом кино и сериале
Развитие рынка онлайн-видеоплатформ в России — это глоток свежего воздуха для авторов. Не существует запретов и цензуры — в этом сегменте сценаристам и режиссёрам можно всё. Жесткая форма работы для телеканалов не оставляет места для творчества, особенно в ситуации самоцензуры на телевидении. Платная модель онлайн-платформ позволяет адресно работать со своей аудиторией. Революционная вещь для малого экрана — плавающий хронометраж и серия, то есть четкого формата контента нет и это здорово.
Если есть готовый сценарий, и на съемках фильма начинаются проблемы с текстом, главное — не впадать в панику. Хорошо, когда это выясняется на съемочной площадке и есть возможность переписать свой текст, отталкиваясь от готового. Иногда случается так, что на постпродакшене может выпасть целая сюжетная линия, потому что с ней воедино не связывается история. Так случилось с «Интимными местами» — зритель видит на экране всего лишь половину от всего материала. Не нужно считать сценарий чем-то неприкосновенным. Текст не может доходить до зрителя в первозданном виде, поэтому любые правки в процессе съемки — это нормально, даже хорошо. «Салют-7» — это крупнобюджетный проект, процесс написания которого напоминает «письмо из Простоквашино». В таком случае сценарий видоизменяется под влиянием режиссёров, продюсеров, прокатчиков, но и один сценарист не в состоянии потянуть такую объемную задачу. Поэтому в таких ситуациях важен свежий взгляд: фокус-группа или ваш друг-профессионал, которые могут указать на ошибки. Не нужно бояться, что идею могут украсть. Намного важнее вопросы, которые возникают, только так можно понять, что не понятно.
Как найти своего первого продюсера? Для начала необходимо написать сценарий, а потом уже искать всё остальное. Нам было сложно найти продюсера для «Интимных мест» даже несмотря на то, что мы собрали полную сумму без государственных денег. Когда выходишь из киношколы, никто тебя нигде не ждет, поэтому важно в процессе обучения снять собственный фильм. Короткая форма может презентовать оператора, актёра, режиссёра, сценариста. В этом году мы были в жюри конкурса короткой формы на Кинотавре, после которого ТНТ-премьер попросили нас сделать отчёт. Индустрия всегда в поиске талантливых дебютантов, и даже если картина в итоге не была отмечена наградой, продюсеры присмотрели новых авторов. Если вы что-то умеете делать хорошо, то 100 процентов вы будете востребованы. Молодым авторам нужно самим ходить и писать, двигать воздушные массы вокруг.
Хороший сценарий оценивается на «удивление». Потому что кино продаёт новые эмоции зрителю. Удивление может быть совершенно разным: смех, испуг, необычные повороты сюжета, неожиданные визуальные решения, актёрская игра. Подумайте, какой из ваших сценариев самый удивительный?