Сценарист в большом кино и сериале

Сценаристы Наталья Меркулова и Сергей Чупов поделились инсайтами о разнице подходов в работе над сценариями полнометражных картин и сериалов. 

Развитие рынка онлайн-видеоплатформ в России — это глоток свежего воздуха для авторов. Не существует запретов и цензуры — в этом сегменте сценаристам и режиссёрам можно всё. Жесткая форма работы для телеканалов не оставляет места для творчества, особенно в ситуации самоцензуры на телевидении. Платная модель онлайн-платформ позволяет адресно работать со своей аудиторией. Революционная вещь для малого экрана — плавающий хронометраж и серия, то есть четкого формата контента нет и это здорово. 

Если есть готовый сценарий, и на съемках фильма начинаются проблемы с текстом, главное — не впадать в панику. Хорошо, когда это выясняется на съемочной площадке и есть возможность переписать свой текст, отталкиваясь от готового. Иногда случается так, что на постпродакшене может выпасть целая сюжетная линия, потому что с ней воедино не связывается история. Так случилось с «Интимными местами» — зритель видит на экране всего лишь половину от всего материала. Не нужно считать сценарий чем-то неприкосновенным. Текст не может доходить до зрителя в первозданном виде, поэтому любые правки в процессе съемки — это нормально, даже хорошо.  «Салют-7» — это крупнобюджетный проект, процесс написания которого напоминает «письмо из Простоквашино». В таком случае сценарий видоизменяется под влиянием режиссёров, продюсеров, прокатчиков, но и один сценарист не в состоянии потянуть такую объемную задачу. Поэтому в таких ситуациях важен свежий взгляд: фокус-группа или ваш друг-профессионал, которые могут указать на ошибки. Не нужно бояться, что идею могут украсть. Намного важнее вопросы, которые возникают, только так можно понять, что не понятно. 

Сценарист с рабочей историей должен уметь продолжить фразу «мой фильм о том, что …». 
Начинающим сценаристам стоит смотреть фильмы и читать к ним сценарии. Если текста нет в открытом доступе, лучше от руки переписать фильм, чтобы посмотреть на структуру действия. Так, например, можно выяснить, что у фильма «1+1» (2011) нет привычной трехактной структуры и он полностью построен на гэгах. Что тогда заставляет зрителя следить за историей? В современном кино и сериалах трехактная система утратила свою актуальность, происходит структурное размытие, и поверх наращиваются атмосфера, состояние, чувства и эмоции. Новая драматургия находится в диффузном процессе, континууме, и невозможно понять, куда он выведет. Многие фильмы стали похожи на сериалы, а сериалы на фильмы. В том числе это происходит благодаря новым технологиям, меняется восприятие аудитории. Современная литература — важный инструмент в руках сценариста. Если не получается самому создавать историю, нужно искать вдохновение. И вдохновением, конечно, может стать современная драматургия. Пьесы фестиваля молодых драматургов Любимовка находятся в открытом доступе — отличный источник. Кантемир Балагов снимал «Дылду» о постблокадном Ленинграде, но, конечно, он не переживал ужасы Второй мировой войны. Чтобы передать атмосферу, он руководствовался собственным опытом жизни на Кавказе.

Как найти своего первого продюсера? Для начала необходимо написать сценарий, а потом уже искать всё остальное. Нам было сложно найти продюсера для «Интимных мест» даже несмотря на то, что мы собрали полную сумму без государственных денег. Когда выходишь из киношколы, никто тебя нигде не ждет, поэтому важно в процессе обучения снять собственный фильм. Короткая форма может презентовать оператора, актёра, режиссёра, сценариста. В этом году мы были в жюри конкурса короткой формы на Кинотавре, после которого ТНТ-премьер попросили нас сделать отчёт. Индустрия всегда в поиске талантливых дебютантов, и даже если картина в итоге не была отмечена наградой, продюсеры присмотрели новых авторов. Если вы что-то умеете делать хорошо, то 100 процентов вы будете востребованы. Молодым авторам нужно самим ходить и писать, двигать воздушные массы вокруг.

Хороший сценарий оценивается на «удивление». Потому что кино продаёт новые эмоции зрителю. Удивление может быть совершенно разным: смех, испуг, необычные повороты сюжета, неожиданные визуальные решения, актёрская игра. Подумайте, какой из ваших сценариев самый удивительный?



Другие новости

Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации

×