По ту сторону кадра: как художники кино создают новую реальность
Как реализуется художественная концепция проекта? Кто такой художник-постановщик и как работает его департамент? Каким образом художники, режиссёры, продюсеры и операторы находят общий язык на съемочной площадке и с какими проблемами приходится сталкиваться? Нужно ли учиться? И как создать новую реальность в условиях ограниченного бюджета? В современной индустрии профессии художника-постановщика несправедливо отведена второстепенная роль, хотя это важнейший цех на съёмочной площадке. Художник-постановщик отвечает за конструирование нового мира внутри фильма. Всё, что попадает в кадр, — это кропотливая работа целого департамента художников, гримёров, ассистентов по реквизиту и костюмеров.
Художник-постановщик Владимир Гудилин («Стиляги»; «Географ глобус пропил», «Большой»)
Сценарий — основа любого фильма или сериала, концентрат идей режиссёра и сценариста. На нем держится реализация всего проекта. Художник-постановщик должен на самом раннем этапе, еще до оператора, включиться в процесс реализации идеи. Важен взгляд режиссёра на сценарий, умение донести до съёмочной группы свои пожелания. Если удаётся преодолеть этот этап — трудности не станут преградой для работы художников. Дальше наступает момент проявления своих творческих идей. Это интересный и тяжелый труд, необходимо понимание того, что судьба проекта во многом зависит от работы постановщика. Профессиональное образование — это безусловно важно. Например, Марк Шагал учился, месяцами проводя время в Лувре. Художник-постановщик на каждом новом проекте должен перевоплотиться во что-то новое, мыслить по-другому. Нельзя знать всё на свете, поэтому каждый новый фильм становится ещё одним этапом обучения. Всю жизнь художник ищет свой жанр, а жанр ищет своего художника. Кому-то ближе долгие проекты, кому-то больше по душе короткие формы, реклама. В кино есть возможность дольше существовать как художник.
Художник-постановщик Эдуард Галкин («Зимы не будет»; «Ван Гоги»);
Существует 3 основных фактора, способствующие развитию художественного решения. Драматургическое ядро — основа любого проекта, от которого отталкивается художник для создания и оформления кинематографического пространства. Личность режиссёра, без его участия и включенности в процесс постановщикам маловероятно удастся справиться со своими задачами. Ресурсы — финансовые возможности проекта и трудовые для успешного продакшена. Редко эти три фактора соединяются, если получается сложить 2 из 3 — уже отлично. Каждый проект индивидуален, успех зависит от того, насколько ясно все департаменты слышат друг друга. Идеи могут исходить от продюсера, от режиссёра, иногда случается так, что брейнстормить приходится коллективными усилиями. Художественное оформление фильмов в российской индустрии относится к категории роскоши, так как эстетическая сторона картины остается на втором плане. Часто художнику-постановщику приходится доказывать свою правоту, особенно когда режиссёру не хватает уровня компетенции. Принципиальной разницы в работе между кино, телесериалом и театром для профессии нет. Работа в рекламе может стать отличной школой на стартовом этапе развития карьеры, это позволяет короткая форма проектов.
Художник по костюмам Варвара Авдюшко («Тренер»; «Бен-Гур»);
Костюмер — это часть департамента художественного оформления. К сожалению, не все художники всегда готовы ответить, к примеру, на вопросы о цветовом решении фильма. Каждый занят своим делом, забывая о том, что для достижения качественного результата, съемочная группа должна работать в команде. Курорта не может быть ни в одной стране, ни в одном продакшене. Конфликты с режиссёром — это часть профессии, поэтому нет смысла становиться на сложный путь художника, если ты не готов ругаться и отстаивать свою позицию. Это может быть даже интересным — вряд ли равнодушный продюсер или режиссёр станет критиковать твою работу. Обучение — это важный опыт, который сбережет огромное количество нервных клеток будущим художникам-постановщикам и их коллегам.
Куратор программы «Художник по гриму» Московской школы кино Мария Морзунова;
У каждого художника есть своё мнение, гримёр не исключение. Прямой начальник гримёра — художник-постановщик, но сценарий — основа всего. Любой сценарий откликается у художника идеями о том, как должен выглядеть тот или иной персонаж. С одной стороны нужно быть способным забраться в голову режиссёра, с другой стороны всегда быть готовым выступить со своими соображениями. Ни один образ не может сложиться только из грима или одежды, поэтому это всегда синтез общих идей и концепций. Грим создает не просто образ, он должен также рассказывать историю персонажа, о его прошлом, настоящем и будущем. Может ли художник по гриму работать в фэшн индустрии или рекламе? Конечно, но работа для разных площадок — это каждый раз новые задачи, для решения которых могут понадобиться дополнительные навыки. Поэтому ни в коем случае окончание фундаментального образования нельзя воспринимать как окончание обучения в этой жизни. Учиться нужно всегда, прекращать нельзя.
Художник-постановщик Эдуард Гизатуллин («Территория»; «Сладкая жизнь»);
Работа художника-постановщика на новой съемочной площадке начинается с референсов (подбор вспомогательных изображений). С их помощью художники показывают настроение, которое хотят передать в своей работе, на основе этих картинок развивается целостный образ фильма. Если в театре приветствуется прямота и некоторая выпуклость оформления, то в кино работа художника должна быть незаметной для зрителя, чтобы ее не обсуждали отдельно от костюма или режиссуры. Художник-постановщик из кино всегда мечтает о работе в театре, но театр вряд ли мечтает о художнике из кино, потому что это другое пространство. В театре есть понятие сценографии, правила которой не всегда применимы на съёмочной площадке.
Режиссер часто имеет смутное представление о том, как будет выглядеть мизансцена в кадре. Задача художника-постановщика подсказать режиссёру картинку. Нужно ли образование художнику-постановщику? Важно помнить, что для этой профессии, помимо умения рисовать, необходимы знания архитектуры, умение работать с макетами графического дизайна, способность проектировать элементы декораций. Образование сэкономит много времени на подготовку проекта, ведь основы будут уже доступны. Художник-постановщик — это сложнейшая профессия, но если по-настоящему любить своё дело, трудности будут только в радость.