Светлана Ефремова: «Этот курс поможет актёру разнообразить свою творческую палитру»

Московская школа кино
Новый актерский тренинг Светланы Ефремовой пройдет в Московской школе кино 13-17 июня 2017 года.

Что такое техника Майзнера и как она может помочь начинающим и опытным актёрам, рассказывает сама Светлана Ефремова, актриса, декан драматического отделения California State University.


Светлана, расскажите немного о вашем предмете – что такое техника Майзнера и как она возникла?

Сэнфорд Майзнер – один из величайших американских теоретиков и преподавателей актёрского мастерства. Его методика стала очень популярна в 80-е годы и легла в основу обучающих программ лучших американских и европейских школ. Среди голливудских актёров и режиссёров, использовавших или продолжающих использовать в работе эту технику, - Грегори Пек, Сидней Поллак, Грейс Келли, Мерил Стрип, Леонардо ДиКаприо, Наоми Уотс, Том Круз и многие другие.

Как техника Майзнера соотносится с классическим актёрским образованием и в первую очередь системой Станиславского?

Как и все современные методики, Майзнер отталкивался от Системы Станиславского, но он пошёл дальше, призвав отказаться от т.н. «эмоциональной памяти». По Станиславскому, актёр должен вспомнить свои переживания в аналогичный момент жизни и попытаться их воспроизвести каждым своим жестом и эмоцией. Майзнер в это не верил – он призывал проживать жизнь на сцене или на экране здесь и сейчас, ориентируясь исключительно на партнёров.

Согласно постулатам Майзнера, актёр не должен следовать заранее продуманному логическому рисунку. Когда во время землетрясения падает крыша, мы не думаем каким плечом повернуться: инстинкты сами подсказывают, что нужно делать. Также и актёру следует опираться на инстинкты и то, что рождается в данный момент, отключать фокус на себе и своих эмоциях, сосредотачиваться на партнёре. Добиться этого не так просто, поэтому Майзнер и разработал собственный набор упражнений.

Каких например?

В центре техники – упражнения повторов, основанные на максимально плотном взаимодействии актёров, которые погружаются друг в друга, забывая об анализе текста и обо всём на свете, видя перед собой только партнёра. Есть и другие упражнения, из которых и формируется интенсивный курс.

В прошлом году я уже читала его в Московской школе кино, он пользовался огромной популярностью, мои студенты много достигли за неделю, и мы поняли, что такие занятия

Что подтолкнуло вас к тому, чтобы преподавать технику Майзнера в России, и в частности в Московской школе кино?

Можно сказать, что это произошло случайно. Четыре-пять лет назад меня пригласили на бизнес-форум ММКФ как актрису. Во время своего выступления я упомянула технику Майзнера, и по реакции зала поняла, что никто из присутствующих вообще не знает о Майзнере, что его постулаты даже не переведены на русский. Для меня это было шоком – как же так?! Как можно не знать имя теоретика, по технике которого работает полмира? Я поняла, что этот пробел нужно срочно восполнять. Мои мастер-классы увидела куратор курса Актерское мастерство Ингеборга Дапкунайте и позвала в МШК. Я такой человек, что сама обожаю узнавать всё новое и стремлюсь делиться знаниями с окружающими.

Что дают занятия технике Майзнера актёру?

Этот курс поможет актёру разнообразить свою творческую палитру. Майзнер фокусируется на инстинктах актёра и реакции его партнёра – он призывает актёра отталкиваться от того, что чувствует партнёр в настоящий момент, как тот проявляет эти чувства. Игра актёра становится естественной и от этого максимально правдоподобной и эффективной, потому что «чувство правды» возникает не из головы, а рождается на уровне эмоционального взаимодействия здесь и сейчас.

На самом деле актёры сами очень любят эту технику, потому что она позволяет «отключать голову» и дарит небывалую творческую свободу. И очень важно, чтобы актёр был личностью сам по себе, потому что его игра основана на его внутреннем мире: если нет личности, то нет и техники.