Евгений Кулагин: «Тело артиста должно соответствовать мобильности мысли»

Московская школа кино
6 июня в Московской Школе Кино стартует интенсивный курс «Умное тело: от образа к смыслу» актёра, хореографа, постановщика, основателя школы и компании современного танца Dialogue Dance Евгения Кулагина. Курс предполагает глубокое изучение способностей тела и его возможностей для смысловых воплощений. Кому и как он будет полезен, рассказывает сам куратор.

Евгений, вы как преподаватель манифестируете принципиально новое отношение к актёрской работе в кадре и на сцене. Можете сформулировать, в чём суть вашего подхода?

Я исхожу из того, что новый театр абсолютно не терпит фальши. Понятия существования актера на сцене изменились, и сегодня зритель по-другому смотрит на артиста – не как 20 лет назад. Мы по-другому чувствуем сценическую правду, она становится принципиально иной. В наш век мультимедиа скорости и реакции совсем другие, и соответственно стремительность актёрского проживания в кадре и на сцене и реакции на него становятся более интенсивными.

Современный театр – это театр невероятный правды и подлинности присутствия, театр, который заставляет зрителя открывать новые знания, который ставит новые вопросы и даёт новые неожиданные ответы. Такой театр существует в одной мысли с тобой, попадает в тебя. Про этот театр уже нельзя сказать: понравился или не понравился. Зрелищность вторична. В век супертехнологий наш глаз сложно удивить. По-настоящему важен уровень попадания в тебя! Действительно современный театр – тот, который попадает в тебя мыслью, подрывает тебя изнутри, бодрит.

Тело артиста и его механизм должны соответствовать мобильности современной мысли. То, о чём мы раньше могли говорить часами, сегодня укладывается в 10 минут. В этих условиях тело актёра должно быть особенно выразительным, а это большое искусство. Сейчас иногда смотришь спектакли и думаешь: такой молодой артист и такое «закоченелое» тело – скучно! Когда-то давно был театр одного жеста, сейчас подход к свободе тела изменился в корне.

Чем ваша система преподавания отличается от классического подхода к хореографии?

Отличие в том, что знание, которое ты получаешь, исходит от тебя – в первую очередь, это знание о теле через упражнения и импровизацию. Актёр сам должен осознать и почувствовать своё тело: что движение тела - это не просто две ноги отдельно от мозга, что в нём задействованы печень, почки, легкие, - и все они «подключены» к тебе. В конечном счёте актёр должен прочувствовать свою уникальность