Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Художник-мультипликатор – это художник, участвующий в разработке мультипликационных фильмов. Он не просто заставляет картинку двигаться (это работа команды аниматоров и vfx-художников), а создает полноценный мир и его героев.
Любой мультфильм создается целой командой профессионалов: режиссерами, художниками-постановщиками, операторами, сценаристами и многими другими. Но есть один специалист, который лучше всех знает законы нарисованного мира – именно аниматор владеет секретом зрительского счастья. Он воплощает детскую мечту, оживляет персонажей, наделив их движением, речью, мимикой и жестами.
Мультфильмы стали произведениями искусства, работы Хаяо Миядзаки, Александра Петрова, Юрия Норштейна и Уолта Диснея любят за выдающиеся работы художника-аниматора. Причем зритель даже не знает, что это работа: в его глазах эти миры всегда были такими и их никто не рисовал, а они сами появились на экране. Но все наши яркие эмоции от мультипликации – это результат выдающейся работы аниматора.
Круг обязанностей художника-мультипликатора
Профессия мультипликатора связана с анимацией. Основные задачи специалиста заключаются в проработке движений, объектов и общей визуальной композиции мультфильма. Из-за многозадачности индустрии специальность мультипликатора делится на несколько направлений, которые зависят от технологии и стиля проекта.
Технологические виды мультипликации
- Кукольная мультипликация. Это один из методов объемной мультипликации, в которой разрабатываются отдельные макеты и куклы. Изначально сцены таких мультфильмов покадрово фотографировались, затем после каждого кадра в них вносили минимальные изменения (позы куклы или пространства), а в финале при воспроизведении полученной последовательности кадров возникало движение. Так создавались самые первые мультфильмы. Сейчас же все гораздо проще. Если в советских кукольных мультфильмах, к примеру “З8 попугаев”, “Крокодил Гена”, еще можно встретить эту технологию, то в работах Генри Селика (“Коралина в Стране Кошмаров”) покадровое создание фильма упрощается с помощью компьютерной графики.
- Пластилиновая мультипликация. Эта технология очень схожа с кукольной анимацией, так как макеты и героев тоже размещают, фотографируют, вносят изменения и снова фотографируют, потом монтируют полноценный мультфильм. Разница лишь в том, что технология изготовления героев и принцип их существования совершенно отличаются от кукольной мультипликации. Один из самых знаменитых мультфильмов «Пластилиновая ворона» не получился бы таким живым и запоминающимся, если бы он был сделан в другой технологии. Пластилиновая мультипликация более художественно поддается трансформации объектов и монтажу, поэтому она привлекает авторских художников, чьи работы не просто средство развлечения, а высказывание (например, работы Романа Либерова или Вука Митевски).
- Рисованная анимация. Все мы знаем мышонка, весело свистящего у штурвала, который покорил несколько поколений юных зрителей. Микки Маус и большинство фильмов Уолта Диснея нарисованы. Такие мультфильмы пользуются широким спросом, но при этом требуют колоссального труда аниматора, ведь для создания такой картины требуется создать большое количество эскизов.
- Компьютерная анимация. Один из самых востребованных видов анимаций, который сейчас развивается с фантастической скоростью. Во-первых, аниматор, работающий с компьютерной графикой найдет свое место не только на студии по производству мультфильмов, он может работать над рекламой, клипами, фильмами и многим другим. Во-вторых, большинство мультфильмов выполнены в стиле компьютерной графики.
Кроме видов технологии анимации, художники-мультипликаторы делятся по нескольким направлениям и специальностям, которые позволяют распределить задачи при разработке проекта.
Специальности мультипликатора
- Постановщик. Это главный художник, который занимается разработкой общей композиции. Он тесно сотрудничает с режиссером и руководит творческим процессом.
- Фоновщик. Специалист этого направления создает место действия мультфильма. Все – от интерьера и общих видов – разрабатывается фоновщиком. Основная его задача – создать органичное пространство, которое будет не просто декорацией, а полноценной запоминающейся картиной.
- Контуровщик. Изначально это была весьма техническая специальность, суть которой заключалась в создании копии рисунка с бумаги на специальной пленке. С развитием компьютерной техники художники получили возможность использовать для работы программы Adobe Illustrator, Photoshop, Inkscape, Corel Painter и Manga Studio. Ну а появление графического планшета упростило взаимодействие художника с компьютером.
- Персонажист. Одна из самых интересных направленностей мультипликатора. Естественно, основная его задача заключается в создании образов героев мультфильма и проработке их взаимодействий. В процессе работы персонажист создает множество эскизов, часть из которых идет в производство.
- Фазовщик. Этот специалист помогает на итоговом монтаже проекта, он занимается созданием промежуточных фаз действий персонажа с учетом характера его движений.
- Мультипликатор спецэффектов. Задача этого специалиста состоит в воссоздании необходимых по сюжету эффектов (например, появление грома, дождя, молнии, радуги, снега или взрыва).
Карьера художника-мультипликатора
Работа над созданием мультфильмов и фильмов не является основной работой мультипликатора. Этот специалист востребован в видеовизуальной индустрии и всегда может найти себе место.
- Реклама. Очень часто в рекламной индустрии нужна анимация. Это может быть как отдельный элемент ролика, так и полностью мультипликационный рекламный ролик.
- Видео-музыкальный контент. Нередко в команде создателей музыкальных клипов можно встретить мультипликатора, который создает анимацию или же прорисовывает весь проект.
- Компьютерные игры. Хоть и есть отдельная специальность гейм-дизайнера, художник-мультипликатор тоже привлекается для создания компьютерных игр. Как правило, это отдельные элементы проекта, справиться с которыми может только мультипликатор.
Кроме этого, аниматор-мультипликатор может быть востребован в создании мобильных приложений, сайтов, программ. Также он может работать над созданием контента для различных шоу, концертов или выставок.
Как стать художником-мультипликатором
Человек, идущий в эту профессию, должен быть готов ко всем ее сложностям. Это очень кропотливый, сложный, иногда практически “ювелирный” труд. В профессии художника-мультипликатора необходимы базовые способности к рисованию. Несмотря на появление графических планшетов и различных программ, первые эскизы создаются на листе.
Также необходимо знать законы живописи, в частности физиологию. Это нужно не только для того, чтобы создать реалистичного героя, а для прорисовки персонажа, который будет органично существовать в анимации. Очень часто у многих мультипликаторов у рабочего стола висит зеркало, в котором художник находит и пробует мимику своего героя, а иногда на студиях аниматоры проигрывают сцены из сценария мультфильма, чтобы понять структуру тех или иных жестов.
По поводу технических знаний мультипликатор должен уметь работать с графическим планшетом и базовым набором программ, таких как Adobe Photoshop, Illustrator, Maya. Нужно помнить, что технологии не стоят на месте и за ними нужно следить, чтобы оставаться востребованным в профессии.
Обучение
Многие представители этой профессии не заканчивали государственные учебные заведения, а прошли профессиональные курсы. Учиться на художника-мультипликатора можно и не выходя из дома. Важно помнить, что в этой в профессии ценятся не только знания, но и навыки, которые постоянно нужно развивать.
Государственные вузы, где можно получить специальность художник-мультипликатор/аниматор:
- Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова
- РЭУ им. Г. В. Плеханова.
- Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
- ГИТР.
- Уральский государственный архитектурно-художественный университет.
- Институт дизайна РГУ им. А. Н. Косыгина.
Большинство современных специалистов являются выпускниками курсов дополнительного образования:
1. Курсы 2D\3D анимации от Московской школы кино
Длительность: 2 года.
Формат обучения: blended (часть занятий проходит дистанционно).
Диплом о дополнительном профессиональном образовании.Программа готовит современных художников-аниматоров к работе в индустрии анимации и кино. В рамках курса студенты изучают различные техники создания анимации: от покадрового рисования до работы с трехмерной анимацией и использованием технологии Motion Capture. Особое внимание уделяется развитию художественных навыков студентов и пониманию актерского мастерства, основ режиссуры, драматургии и монтажа.
2. Бакалавриат 2D\3D анимации от Московской школы кино
Длительность: 4 года.
Формат обучения: blended. Дневное обучение, 5 дней в неделю.
Диплом бакалавра, направление подготовки: 42.03.05 «Медиакоммуникации».
Программа бакалавриата «2D/3D Анимация» отвечает на запрос индустрии:
- В анимационных студиях недостаток «рабочих рук» по всем специальностям. Не хватает художников 2D и 3D анимации, супервайзеров, режиссеров анимации;
- В кино нужны специалисты, которые смогут работать и с анимацией, и над кинопроизводством, интегрироваться во все процессы совместно со съемочной командой;
- В играх ценятся специалисты в анимации, понимающие пайплайн производства и условия, в которых идет работа над проектом.
Курсы Московской Школы кино уже несколько лет обеспечивают видеовузуальную индустрию специалистами разных квалификаций. Одна из особенностей школы заключается в том, что студенты учатся в едином потоке и разные будущие профессионалы разных специальностей сотрудничают вместе уже с первых дней обучения. Преподавательский состав МШК состоит из действующих специалистов. В данном случае курсы анимации будут вести Елена Федорова (художник-аниматор на различных анимационных студиях: студия «Пилот», студия «Мастер-фильм», студия «Аргус», студия «Анимос»), Илья Юдович (режиссер и художник анимационного кино), Надежда Лемина (аниматор, аниматор на студии Пилот, Анимос, Союзмультфильм, Мастерфильм), Георгий Подшибякин (2D-3D художник).
3. Аниматор-мультипликатор от Нетологии
В процессе обучения студенты создают:
- Сценарии для мультипликации.
- Эскизы.
- Проекты.
- Макеты будущей анимации.
Нетология – это платформа онлайн-образования, позволяющая пройти различные курсы в той или иной профессии. Срок обучения в школе обычно не превышает двух лет, в частности курс аниматора-мультипликатора идет всего 10 месяцев. За это время студенты получат все базовые знания для старта в профессии.
4. 3D-аниматор от Skillbox
Этот курс направлен в большинстве своем на 3D-анимацию и на направление vfx-художника (автора визуальных эффектов). Также на курсе есть отдельное направление по геймдизайну и разработке моделей для компьютерных игр. Безусловно, мультфильм создает целая команда: режиссеры, художники-постановщики, сценаристы, операторы, монтажеры и другие специалисты. В целом на всех курсах можно получить необходимые навыки для старта в профессии художника-мультипликатора. По мере прохождения обучения будущий специалист собирает собственное портфолио, а по завершении курсов каждый студент презентует собственную полноценную работу, которая может зарекомендовать его в будущем.
Как устроиться на первую работу
Многие художники-мультипликаторы начинают работать еще в институте. В процессе обучения аниматор может брать несколько фриланс заказов. Иногда они могут быть не связаны с мультфильмами. Часто первыми опытами работы аниматора является реклама или небольшие эффекты для сайта, мобильного приложения.
Молодых специалистов иногда приглашают на студии, где они начинают в качестве ассистента мультипликатора-постановщика. Работа на студии порой гораздо выгоднее и стабильнее, чем заказы на биржах фриланса. В этой профессии главное помнить, что нужно постоянно развивать свои навыки, чтобы оставаться востребованным специалистом.
Плюсы и минусы профессии
Это действительно очень трудная профессия, требующая колоссального внимания, настойчивости и терпения. При этом мультипликатор – по-настоящему творческая специальность, которая позволяет монетизировать хобби. В этом направлении бывает очень трудно начинающим специалистам, так как первые заказы могут быть далеки от вселенных Дисней или Хаяо Миядзаки. Многие аниматоры меняют свое направление, переходя в специальность vfx-художников, но главное стараться не останавливаться на чем-то одном, а мир анимации точно не окажется рутиной.Сколько зарабатывают художники-мультипликаторы
Гонорар зависит от выбора направленности и занятости в проекте. На студиях начинающий аниматор может получать от 45 000-80 000 рублей, но это очень индивидуальный путь. Аниматор может работать дистанционно, получая заказы и гонорары из-за рубежа.