День открытых дверей программ бакалавриата МШК уже 13 мая!

Варвара Леонтьева
Автор
Подробнее - по ссылке.

Художник-постановщик – это человек, отвечающий за «увиденное», его задача не просто собрать и расставить декорации на площадке: он создаёт живой мир. Именно с места действия начинается любая постановка. Будь то «далёкая-далёкая галактика», «Хогвартс», сон в «Твин Пиксе» или «Начале». Даже пустота является местом, которое нужно уметь правильно организовать.

Чем органичней пространство для героев, тем лучше зритель воспринимает фильм. Профессия художника заключается в умении создать “магию”, за которую мы и любим кино. И пусть сам постановщик всегда за кадром и за ними не бегают толпы фанатов, он всегда знает, что его работа увидена, пусть и не всегда замечена (но большой вопрос: как надо смотреть «Титаник», «Солярис» или «Отель гранд Будапешт» и не обратить внимание на фантастическую работу постановщика?).

Основная цель профессии художника-постановщика в кино – создание визуального перевода драматургии в пространство. То есть показать прочитанное в сценарии так, чтобы зритель не задавался вопросами: «А где это они? Почему это здесь? И зачем?». Увидеть эту созданную драматургию зрителям помогает оператор, который придумывает язык (или глаз), показывающий работу художника. Чем богаче инструментарий постановщика, тем проще ему воплотить режиссёрский замысел, тем он свободнее в своей профессии от штампованных визуальных приёмов.

С помощью команды художников-постановщиков в 1977 африканские пустыни стали планетами, населёнными представителями галактических рас в эпопее Джона Лукаса «Звёздные войны», при этом о компьютерной графике ещё почти никто не слышал. Команда постановщиков кропотливо собирала «Звезду Смерти» и костюмы роботов и создавала локации для космических перестрелок. Нужно было придумать не какую-то условность космоса, а реальную вселенную со своей гравитацией, скоростью, временем, светом и пространством. «Звёздные войны» стали настоящим прорывом кинематографа, а художник Джон Бэрри и его команда получили Оскар в 78-ом.

Но постановщик необходим не только при съёмке «киноаттракционов». Он также найдёт себе место в некоммерческом, авторском кино, как Анастасия Каримулина – художница двух фильмов Алексея Балабанова «Морфий» и «Кочегар». Последняя работа выделяется камерностью, большая часть фильма разворачивается в кочегарке, квартире или машине бандитов, но это не помешало Каримулиной показать свои способности в качестве автора пространства.

Важные качества в работе

Это сложная, кропотливая профессия, требующая предельного внимания, концентрации и, самое главное, ответственности. При этом важно сохранить свободное воображение и фантазию. Художник должен помнить, кино – это не место индивидуального самовыражения, он не может позволить себе фразу: «Я так вижу!»

Нужно уметь слышать и чувствовать, придумывать не для себя, а для целостности картины. При разработке фильма важно уметь находить компромисс со своей фантазией. Приходя на съемочную площадку нужно понимать, что творцы здесь все, и у каждого в голове свой фильм, но сейчас все работают над созданием одной картины. Художник должен обладать волей, сильным характером, который позволяет стать частью общего проекта.

Процесс создания проекта

От работы художника зависит восприятие фильма. Весь реквизит, декорации, костюмы составляют общую картину, в которой происходит действие фильма. Путь от обсуждения будущего фильма до его выпуска очень велик. Художник – первый, кто увидит место действия, но, чтобы это показать всем, постановщик начинает непростую подготовительную работу.

Подготовительный период включает в себя несколько стадий:

  • Читка сценария (по окончании этого периода художник создаёт первые эскизы)
  • Подбор референсов. Перед тем как что-то создать, нужно предположить, как это будет выглядеть. Референсы позволяют найти условное решение пространства, на них можно ориентироваться при проработке эскизов.
  • Создание эскизов. Для встречи со съёмочной группой постановщик готовит наброски (героев, костюмов, локаций), аппликации, художественные этюды, чтобы вся команда, задействованная в съёмках, включая оператора и режиссёра, могла предложить свои решения.
  • Проработка утверждённых образов. Придя к общему решению, команда постановщиков начинает подробно разрабатывать свой замысел.В команду постановщика могут входить декораторы, гримёры, костюмеры иногда присоединяются пиротехники и многие другие – те, кто создаёт нужную атмосферу фильма. Прочитав сценарий, художник ищет визуальное решение, он должен предоставить модельные листы (эскиз модели персонажа в костюме с разных ракурсов), список пропсов (реквизита), экспликаций (описание задуманного пространства) и макеты, фото локаций.Стоит отметить, что у каждого творческого человека свой метод подготовки: кому-то нужно подробно вычертить фильм, а кто-то обойдётся парой эскизов. Но в этой профессии нужно ответственно подходить к организации процесса.
  • Проработка технологий. На этом, почти финальном перед съёмкой, этапе художник-постановщик предлагает своей команде решение для реализации задуманного. И если все предыдущие этапы качественно разработаны, то воплощение значительно упростит жизнь съёмочной группе.

В этот список также могут войти разработка пайпланов (создание компьютерной графики), прорисовка сторибордов/раскадровки, если понадобится, цветокоррекция над финальной картинкой. Но всё это индивидуально и зависит от масштаба проекта и его жанра.

Несмотря на тщательную подготовку к съёмкам, группа может столкнуться с обстоятельствами, значительно затрудняющими производство картины. Но в мире кино не существует слово «невозможно». В профессии художника возможно всё – нужно лишь применить целесообразное решение.

Во время просмотра «Молодого Папы» Паоло Соррентино кажется, что съёмочная группа убедила Святого Франциска на время уступить свои покои Джуду Лоу, но Ватикан наложил мораторий на любые камеры в своих владениях. Создатели сериала не отчаялись и ожидаемый отказ Ватиканских властей восприняли как возможность создать собственную интерпретацию Ватиканского папства. Броская, порой несочетаемая картинка Святой Мадонны и неоновых крестов идеально отражает суть правления Папы Пия XIII. По словам художника-постановщика Людовики Феррарио, создание декораций для сериала стало для неё настоящим испытанием. Только на планирование и поиск мест для съёмок у команды ушло около года. Без единого кадра в Апостольском дворце создатели сериала показали всю скрытую жизнь Ватикана с его интригами, верой, конфликтами, и это заслуга не только режиссёра, но и грамотной команды постановщика.

Под руководством режиссёра художник может создать не просто визуал, а пространство, ставшее полноценным персонажем картины, как, например, «Зона» в фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Работая над «Сталкером», Рашит Сафиуллин создаёт независимое от человека пространство. И на вопрос, заданный Писателем: «Что же здесь произошло?», Сталкер ответит, что, когда появилась Зона, они (правители) подумали, что началась война и, конечно, послали военных для выяснения причин, а люди пропали и странное место огородили проколкой. Самые первые титры фильма представляют Зону как нечто таинственное, неподвластное человеческому разуму. Герой Кайдановского знает правила Зоны, он относится к этому месту как к своему родному дому, поэтому желание уничтожить зону воспринимается Сталкером как убийство родного, своего единственного укрытия и места спокойствия.

Во многих интервью Рашит Сафиуллин говорил, что он не «придумывал Зону, а почувствовал её ещё в сценарии». Это редкое, но полезное профессиональное качество, когда постановщик с первой читки находит точный образ. Нужно понимать, что все визуальные формы «рождаются» из текста и режиссёрского замысла.

Кино может сниматься не только в павильонах, но и на открытой местности, как часто бывает в авторском кино. Локацией для художника-постановщика может быть лес (как в «Сталкере»), жилые квартиры, улицы и заводы. Представитель этой профессии чувствует действительность, он внимателен к жизни и успевает ее подмечать.

Что нужно знать, чтобы стать художником–постановщиком?

Знание эстетических законов живописи, скульптуры, кинематографа, порой даже музыки необходимо в этой профессии не только для вдохновения, но и для обогащения своего инструментария. Понимая законы «Возрождения», постановщик может предлагать свою трактовку этого времени, создавать новые интерпретации и образы давно прошедшей эпохи.

К примеру, художница фильма Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде» Барбара Ланг достаточно точно воссоздаёт Голливуд 60-х, так как она застала это время и могла работать с образами из своих воспоминаний. Команда Барбары Ланг восстановила старый Голливуд, собрав для фильма около 170 декораций.

От целого ряда кинотеатров, которые в прошлом сияли огнями и набивались публикой, до закусочных тех времен – всё было воссоздано заново и снималось без использования комбинированных съёмок. При этом задачи снимать документальное кино не стояло.

Бывают случаи, когда работа художника является не просто местом действия, а режиссёрским решением фильма. Например, работы Уэса Андерсона, Педро Альмодовара, Дэвида Линча, Ларса фон Триера, Лучано Висконти и Сергея Параджанова: оформление в фильмах этих режиссёров – это уникальный стиль их «языка», кадры из их фильмов – это полноценные картины, выполненные в определённой стилистике, переходящие из одной работы в другую.

В этой профессии неплохо было бы знать основы физики. Эстетика, красивые декорации, атмосфера – это одно, а как это расположить, запустить, собрать и взаимодействовать со светом да ещё не мешать съёмкам – это другое Знание законов электричества, света,механиики и тому подённого поможет заменить сложный спецэффект. И несмотря на все возможности компьютерной графики, придумывая решение фильма, художник должен учитывать целесообразность порой трудно воплощённых декораций.

Плюсы и минусы профессии

Нужно учитывать, что путь профессионала не всегда начинается с крупнобюджетных картин, а карьерный рост, не равносилен таланту.

В этой профессии, как и в любой творческой деятельности, нет “неудачников”, есть не реализовавшиеся или намерено остановившие профессиональное развитие люди.

При всех своих сложностях эта профессия востребована. Медиа индустрия постоянно развивается! При этом новых технологий бояться не надо, настоящий профессионал постоянно следит за современными тенденциями и обогащает свой инструментарий.

Профессия постановщика оставляет пространство для маневра. Представители этой профессии не раз находили и реализовывали себя не только в киноиндустрии, но и в создание выставок, шоу и концертов.

Где учиться

Нередко из художников вырастали настоящие режиссёры, как, например, один из самых ярких и независимых творцов Голливуда Дэвид Линч. Живопись хоть и осталась для режиссёра, скорее, хобби, в котором он черпает вдохновение для своих кинематографических работ. Но она явно наложила отпечаток на его особый режиссёрский почерк, который не спутаешь ни с одним другим. Ну или Тэрри Гиллиам. И пусть создатель «Бразилии» и «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» не получил художественное образование (по диплому Гиллиам – политолог), начал он свой путь в профессии художником-аниматором на одной из британских студий, где вошёл в команду, создавшую культовый сериал «Летающий цирк Монти Пайтона».

Конечно, после этих двух примеров можно было бы ещё написать про Микеланджело Антониони, Жана Кокто, Сергея Бондарчука, Питера Гринуэля и Акиру Куросаву, но главное, что наличие диплома художника не мешает пробовать себя в различных сферах производства кинематографа.

В России есть несколько вузов, выдающих диплом профессии художника-постановщика:

  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Художественный факультет
  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПБГИкит). Художник анимации и компьютерной графики
  • Высшая национальная школа кинематографии. Мастерская «Художник-постановщик кино и телефильма»
  • Нередко в качестве художников в кино и на телевидении работают выпускники театральных вузов, окончившие:
  • ГИТР
  • ГИТИС
  • Школу-студию (институт) МХАТ
  • Курс художественной постановки в Московской школе кино

Трудоустройство

Постановщик должен быть готов к тому, что бюджет картины не всегда позволит воплотить задуманное, но это не должно помешать его фантазии. Работа в малобюджетных проектах может стать настоящей проверкой на профессионализм.

Профессионал этой специальности, кроме кино, найдёт себе место во многих вещах:

  • Телевидение
  • Музыкальные видео, клипы
  • Театр
  • Рекламная сфера
  • В организации различных мероприятий (концертов, праздников, выставок)

Художник не должен бояться работы и пренебрежительно относиться к рекламе или клипу, предпочитая кино. Главное – понимать свою задачу. Каждый проект должен быть одинаково важен.В рекламе основная цель постановщика – создать визуал, направленный на «будущую покупку», а в клипе – воплотить пространство, которое развивает музыкальную драматургию.

Заработок

Доход художника постановщика зависит от опыта, занятости в проекте и амбиций. Зарплата в месяц варьируется от 25 000 до 50 000, в Москве до 80 000.
Сфера работы так же имеет значение. На телевидении, в кино, в клипах постановщики получают разные суммы.

Другие новости

Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации

×