Назад к списку
21 дек
Почему мы пересматриваем новогодние фильмы? Разгадываем формулу праздничного кинохита
На примере культового кино. Спойлер: дело не в фильмах, дело в нас.
Порой кажется, что все новогодние фильмы похожи: одни и те же сюжеты, сеттинги, счастливые концовки. Но если приглядеться, то видишь разницу: есть сказки, а есть реалистичные картины про семейные дрязги, есть добрые санты, а есть злые. Даже жанры диаметрально разные: про Новый Год рассказывают и в хоррорах, и в романтических комедиях. Если не брать в расчет жанр рождественского кино, который в 2000-х сформировался под влиянием культового фильма Ричарда Кертиса «Реальная любовь».
Единственное, что по-настоящему объединяет все разрозненные фильмы – они воплощают наши главные праздничные желания. А новогодний или рождественский сеттинг делает все более выразительным, значимым и пронзительным.
Драматургический крючок
В «Иронии судьбы» главный герой напивается, путает Ленинград и Москву, а потом ключи от его дома подходят к чужой двери – согласитесь, это не самая предсказуемая история! В «Этой замечательной жизни» герой вообще не участвует в действии, и его спасает ангел, который хочет получить крылья. В советском хите «Морозко» Ивана превращают в медведя, а в «Пингвинах мистера Поппера» герой Джима Керри получает в наследство шесть пингвинов.
Новый год – это время бомбардировки яркими стимулами и эмоциями. В качестве фильма для ежегодного просмотра мы хотим видеть самую изобретательную историю, самую яркую звезду на небосклоне, самое зрелищное чудо.
Эффект узнавания
Новый год – это про повторяемые ритуалы, эмоции и ожидания. Праздничные фильмы воспроизводят их или даже генерируют, как случилось с «заливной рыбой». А еще они примиряют нас с часто суровой действительностью.
Застолье с оливье и перебор с алкоголем – у героев «Елок» все то же самое. Родители слишком заняты, чтобы быть рядом со своими детьми – привет,
«Один дома» и «Рождественские хроники». Родственники делают вид, что выносят друг друга, хотя на самом деле нет – «Рождественские каникулы» и «Пережить Рождество» обыгрывают ситуацию. Все вокруг ищут одинокой девушке жениха – в «Снежном ангеле» героиню преследует то же проклятье. В СССР типовая застройка, а бюрократия душит все живое – то же в «Иронии судьбы» и «Карнавальной ночи». Ну вы поняли!
Кстати, есть еще один эффект узнавания – уже самих фильмов. Поэтому так популярный приквелы и сиквелы, а у «Елок» сразу девять фильмов в серии.
Счастливое воссоединение
В праздник всеобщего единения нам всем хочется, чтобы на этот раз все и правда было семейно, любовно и не одиноко. В кино все именно так. Здесь либо воссоединяются семьи, особенно склочные, как в фильмах «Любите Куперов»,«Рождественская сказка», «Пережить Рождество» или «Привет семье». Либо находятся вторые половинки, как в «Реальной любви», «Семьянине», «Рождестве на двоих», «Паре на праздники», «Бойфренде на Рождество», «Тарифе Новогоднем» и сотнях других рождественских романтических комедий.
Внезапное озарение
Конец года – время подведения итогов. Любите вы их или ненавидите, но вопросы неизбежно всплывут: чего мы добились? Кем мы стали? Где побывали? С кем разругались, а с кем сошлись? И ведь так хочется успеть все исправить и сделать правильно, пока не пробили куранты.
Герои новогодних и рождественских фильмов воплощают наши желания. Циничный богач Фрэнк Кросс из «Новой рождественской сказки» всего за полтора часа экранного действия понимает, что деньги в жизни не главное. Джордж Бейли из «Этой замечательной жизни» осознает, что любит свою семью. Закоренелый холостяк и трудоголик Джек Кэмпбелл из «Семьянина» вдруг открывает в себе любящего супруга. И даже Гринч раскаивается и возвращает украденные подарки.
Магический переход
Новый год – это важный символический переход. Мы не только с радостью оставляем прошлое в прошлом, хотя проходят всего-то одни пьяные сутки, мы страстно верим во внезапные изменения в нас и мире вокруг. И прямо физически чувствуем, как один год сменяет другой.
Киногерои тоже переходят в более прекрасные миры. Например, царь ужасов Джек Скеллингтон из «Кошмара перед Рождеством» из царства Хэллоуина попадает в счастливый город Рождества, а в фильме «Дед Мороз и лето» Дед Мороз мечтает о лете – и транспортируется в него. Но чаще герои отправляются на Северный полюс: для этого в «Полярном экспрессе» мальчик прыгает на магический экспресс, в «Эльфе» мальчик Бадди залезает в мешок к Санте, а в «Санта-Клаусе» продавец игрушек случайно ворует волшебные сани.
Чудесное спасение
Сложите желание все сделать правильно в последний момент и чувство магического перехода в новый, полный надежд мир, и вы получите еще один вариант новогоднего фильма: тот, где всех и всё чудесно спасают на грани катастрофы! Обычно на грани фиаско оказывается Рождество, но есть и другие варианты: спасти дом и себя, как в «Один дома», освободить заложников террористов, как в «Крепком орешке 2» или превратить фейковый рождественский ужин в реальный семейный, как в картине «Рождество в Коннектикуте».
Злой Санта
Порой во время искусственной праздничной лихорадки, всеобщего пьяного единения на сутки-двое, восторженного перепотребления и дурацких подарков так и хочется сделать все наоборот – послать всех к черту и стать плохим. Неудивительно, что истории о злом Санте – классические для новогоднего и рождественского кино. Вспоминаем «Плохого Санту» с Билли Боб Торнтоном, канадский фильм с говорящим названием «Санта-Киллер»,« Снеговика» про снежного маньяка и хоррор «Санта на продажу», где финский Дед Мороз Йоулупукки ест детей. Жаль, что Ларс Фон Триер еще не снял рождественскую комедию!
Абсурд и черный юмор
Еще один способ справиться с чужеродной праздничной лихорадкой – сделать ставку на абсурд, сознательное аутсайдерство и черный юмор. Многие режиссеры выбирают этот ход. В «Стране ОЗ» Ленка Шабадинова из ищет улицу Торфорезов, чтобы заступить на смену в ларек, в сеттинге безумного и беспощадного российского Нового Года, увиденного Василием Сигаревым. С копрофагией и токсичным карнавалом гротескных образов. Во французской классике «Дед Мороз – отморозок» главные герои – одинаково безумные сотрудники и клиенты службы психологической помощи, а Дед Мороз рекламирует стрип-клуб и убивает трансвестита. А ужастики «Гремлины» и «Крампус» откровенно издеваются над рождественскими канонами, хотя и не свергают их до конца.
Мир как пазл
Мы все хотим, чтобы мир хоть иногда был похож на удачно сложившийся пазл, а наша жизнь оказалась частицей чего-то большего. Вероятно, поэтому среди новогодних и рождественских фильмов так много киноновелл и фильмов, где истории переплетаются, а все люди связаны между собой.
«Елки» обыграют теорию шести рукопожатий, соединяя между собой 11 городов России и десятки самых разных героев и героинь. В «Реальной любви» сплетаются сразу девять новелл, «Рождественская ночь в Барселоне» собирает калейдоскоп историй одного города на манер фильмов «Париж/Нью-Йорк, Москва, я люблю тебя», а в фильме «Ноэль» цепь случайностей заставляет героев поверить в чудо.
Порой кажется, что все новогодние фильмы похожи: одни и те же сюжеты, сеттинги, счастливые концовки. Но если приглядеться, то видишь разницу: есть сказки, а есть реалистичные картины про семейные дрязги, есть добрые санты, а есть злые. Даже жанры диаметрально разные: про Новый Год рассказывают и в хоррорах, и в романтических комедиях. Если не брать в расчет жанр рождественского кино, который в 2000-х сформировался под влиянием культового фильма Ричарда Кертиса «Реальная любовь».
Единственное, что по-настоящему объединяет все разрозненные фильмы – они воплощают наши главные праздничные желания. А новогодний или рождественский сеттинг делает все более выразительным, значимым и пронзительным.
Драматургический крючок
В «Иронии судьбы» главный герой напивается, путает Ленинград и Москву, а потом ключи от его дома подходят к чужой двери – согласитесь, это не самая предсказуемая история! В «Этой замечательной жизни» герой вообще не участвует в действии, и его спасает ангел, который хочет получить крылья. В советском хите «Морозко» Ивана превращают в медведя, а в «Пингвинах мистера Поппера» герой Джима Керри получает в наследство шесть пингвинов.
Новый год – это время бомбардировки яркими стимулами и эмоциями. В качестве фильма для ежегодного просмотра мы хотим видеть самую изобретательную историю, самую яркую звезду на небосклоне, самое зрелищное чудо.
Эффект узнавания
Новый год – это про повторяемые ритуалы, эмоции и ожидания. Праздничные фильмы воспроизводят их или даже генерируют, как случилось с «заливной рыбой». А еще они примиряют нас с часто суровой действительностью.
Застолье с оливье и перебор с алкоголем – у героев «Елок» все то же самое. Родители слишком заняты, чтобы быть рядом со своими детьми – привет,
«Один дома» и «Рождественские хроники». Родственники делают вид, что выносят друг друга, хотя на самом деле нет – «Рождественские каникулы» и «Пережить Рождество» обыгрывают ситуацию. Все вокруг ищут одинокой девушке жениха – в «Снежном ангеле» героиню преследует то же проклятье. В СССР типовая застройка, а бюрократия душит все живое – то же в «Иронии судьбы» и «Карнавальной ночи». Ну вы поняли!
Кстати, есть еще один эффект узнавания – уже самих фильмов. Поэтому так популярный приквелы и сиквелы, а у «Елок» сразу девять фильмов в серии.
Счастливое воссоединение
В праздник всеобщего единения нам всем хочется, чтобы на этот раз все и правда было семейно, любовно и не одиноко. В кино все именно так. Здесь либо воссоединяются семьи, особенно склочные, как в фильмах «Любите Куперов»,«Рождественская сказка», «Пережить Рождество» или «Привет семье». Либо находятся вторые половинки, как в «Реальной любви», «Семьянине», «Рождестве на двоих», «Паре на праздники», «Бойфренде на Рождество», «Тарифе Новогоднем» и сотнях других рождественских романтических комедий.
Внезапное озарение
Конец года – время подведения итогов. Любите вы их или ненавидите, но вопросы неизбежно всплывут: чего мы добились? Кем мы стали? Где побывали? С кем разругались, а с кем сошлись? И ведь так хочется успеть все исправить и сделать правильно, пока не пробили куранты.
Герои новогодних и рождественских фильмов воплощают наши желания. Циничный богач Фрэнк Кросс из «Новой рождественской сказки» всего за полтора часа экранного действия понимает, что деньги в жизни не главное. Джордж Бейли из «Этой замечательной жизни» осознает, что любит свою семью. Закоренелый холостяк и трудоголик Джек Кэмпбелл из «Семьянина» вдруг открывает в себе любящего супруга. И даже Гринч раскаивается и возвращает украденные подарки.
Магический переход
Новый год – это важный символический переход. Мы не только с радостью оставляем прошлое в прошлом, хотя проходят всего-то одни пьяные сутки, мы страстно верим во внезапные изменения в нас и мире вокруг. И прямо физически чувствуем, как один год сменяет другой.
Киногерои тоже переходят в более прекрасные миры. Например, царь ужасов Джек Скеллингтон из «Кошмара перед Рождеством» из царства Хэллоуина попадает в счастливый город Рождества, а в фильме «Дед Мороз и лето» Дед Мороз мечтает о лете – и транспортируется в него. Но чаще герои отправляются на Северный полюс: для этого в «Полярном экспрессе» мальчик прыгает на магический экспресс, в «Эльфе» мальчик Бадди залезает в мешок к Санте, а в «Санта-Клаусе» продавец игрушек случайно ворует волшебные сани.
Чудесное спасение
Сложите желание все сделать правильно в последний момент и чувство магического перехода в новый, полный надежд мир, и вы получите еще один вариант новогоднего фильма: тот, где всех и всё чудесно спасают на грани катастрофы! Обычно на грани фиаско оказывается Рождество, но есть и другие варианты: спасти дом и себя, как в «Один дома», освободить заложников террористов, как в «Крепком орешке 2» или превратить фейковый рождественский ужин в реальный семейный, как в картине «Рождество в Коннектикуте».
Злой Санта
Порой во время искусственной праздничной лихорадки, всеобщего пьяного единения на сутки-двое, восторженного перепотребления и дурацких подарков так и хочется сделать все наоборот – послать всех к черту и стать плохим. Неудивительно, что истории о злом Санте – классические для новогоднего и рождественского кино. Вспоминаем «Плохого Санту» с Билли Боб Торнтоном, канадский фильм с говорящим названием «Санта-Киллер»,« Снеговика» про снежного маньяка и хоррор «Санта на продажу», где финский Дед Мороз Йоулупукки ест детей. Жаль, что Ларс Фон Триер еще не снял рождественскую комедию!
Абсурд и черный юмор
Еще один способ справиться с чужеродной праздничной лихорадкой – сделать ставку на абсурд, сознательное аутсайдерство и черный юмор. Многие режиссеры выбирают этот ход. В «Стране ОЗ» Ленка Шабадинова из ищет улицу Торфорезов, чтобы заступить на смену в ларек, в сеттинге безумного и беспощадного российского Нового Года, увиденного Василием Сигаревым. С копрофагией и токсичным карнавалом гротескных образов. Во французской классике «Дед Мороз – отморозок» главные герои – одинаково безумные сотрудники и клиенты службы психологической помощи, а Дед Мороз рекламирует стрип-клуб и убивает трансвестита. А ужастики «Гремлины» и «Крампус» откровенно издеваются над рождественскими канонами, хотя и не свергают их до конца.
Мир как пазл
Мы все хотим, чтобы мир хоть иногда был похож на удачно сложившийся пазл, а наша жизнь оказалась частицей чего-то большего. Вероятно, поэтому среди новогодних и рождественских фильмов так много киноновелл и фильмов, где истории переплетаются, а все люди связаны между собой.
«Елки» обыграют теорию шести рукопожатий, соединяя между собой 11 городов России и десятки самых разных героев и героинь. В «Реальной любви» сплетаются сразу девять новелл, «Рождественская ночь в Барселоне» собирает калейдоскоп историй одного города на манер фильмов «Париж/Нью-Йорк, Москва, я люблю тебя», а в фильме «Ноэль» цепь случайностей заставляет героев поверить в чудо.
Другие новости
Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации