12 фильмов и сериалов для знакомства с современным доком

Московская школа кино

Это подборка документальных фильмов и сериалов, отобранных по двум критериям: все они сняты не позднее 2020 года и либо стали экстраординарно популярными, либо были отмечены экспертным сообществом на важнейших кинофестивалях (IDFA, Канны, Роттердам, Артдокфест). Либо и то, и другое. 
Мы выбрали 12 картин разных форматов, школ и технологий производства, чтобы вы могли увидеть разный док. 

Для удобства мы разбили список на четыре категории: 

Взгляд. Или как рассказать историю по-новому.
Герой. Или как раскрыть необычный характер. 
Повестка. Или как рассказать о глобальной проблеме. 
Россия. Или как понять страну.

Приятного просмотра! 

Взгляд

Или как рассказать историю по-новому

Малинцин, 17 / Malintzin, 17
Эухенио Полговски, Мара Полговски 
документальный фильм, 2022

Фильм-открытие Роттердамского фестиваля 2022 года, «Малинцин 17» снят режиссером Эухенио Полговски за 8 дней из окна его собственной квартиры (задолго до появления «карантинного кино»). В кадре – линия электропередач и вьющий на ней гнездо голубь. Пятилетняя дочь режиссера засомневалась в том, что птица реальна: наверное, это робот, иначе зачем живому существу строить свой дом именно здесь? 

Полговски скончался в 2017 году, а отснятый им материал через несколько лет смонтировала сестра режиссера Мара, превратив трогательное домашнее видео и случайное наблюдение за миром птиц в большое кино о любви. 

Полезные советы от Джона Уилсона / How to with John Wilson
Джон Уилсон
Документальный сериал, 2020 

Режиссер Джон Уилсон бродит по улицам Нью-Йорка и подсматривает за окружающей его жизнью: прохожими, архитектурными нелепостями, туристами, неожиданными идеями заговора. Он иронично инспектирует видимую им реальность, выискивая полезные советы и экзистенциальные ответы – для зрителя и себя самого. 

Параллельно Уилсон показывает, что для глубины повествования кинематографу вполне хватает формы забавного видео-эссе, смонтированного с легкостью влога. 

Гунда
Виктор Косаковский
документальный фильм, 2020 

Классик документального кино Виктор Косаковский на этот раз намеренно игнорирует антропоцентричный угол зрения с привычными нам диалогами, музыкой, сложной драматургией и игрой актеров. Вместо этого он предлагает зрителям безмолвное созерцание жизни свиньи по имени Гунда, ее поросят и сожителей: кур и коров. 

«Гунда» подключает зрителей к эмоциональным вибрациям чуждого им мира. И при этом внятно и глубоко рассказывает о этичном отношении к животным. 

Герой

Или как раскрыть необычный характер

Король тигров: Убийство, хаос и безумие / Tiger King: Murder, Mayhem and Madness
Эрик Гуд, Ребекка Чайклин
документальный сериал, 2020 

Наверняка вы хотя бы слышали об этом сериале. Но если нет, вас ждет разудалое путешествие в историю-мечту любого документалиста!

«Tiger King» – это остросюжетное шоу о заводчике тигров (и молодых мальчиков) из Оклахомы по имени Джо Экзотик. Он называет себя «гей-реднек с пушкой», соседствует с не менее эксцентричными конкурентами (например, основателем секты) и одержимо воюет с заклятым врагом: правозащитницей Кэрол Баскин, предположительно скормившей тиграм своего мужа. Сериал длится два сезона, охватывает 20 лет жизни этого поразительного коммьюнити и полностью отвечает заявленному в названии «убийства, хаос и безумие».

Аферист из Tinder / The Tinder Swindler
Фелисити Моррис
документальный фильм, 2022 

Это настоящее документальное расследование, инициированное норвежской девушкой по имени Сесилия Феллха. Ее, наряду с двумя другими героинями фильма, очаровал, а после оставил в сумасшедших долгах один и тот же (не)удачный свайп влево: Саймон Леваев. Поначалу герой притворялся «израильским миллиардером», а после разыгрывал остросюжетную постановку в лучших традициях бондианы: он не мог снять деньги со своих счетов и нуждался в финансовой помощи. 

После выхода фильма Леваеву (настоящее имя: Шимон Йегуда Хают) пришлось публично заявлять о невиновности. Tinder заблокировал его аккаунт. 

Мара
Саша Кулак 
документальный фильм с элементами игрового кино, 2022 

Формально «Мара» – фильм о белорусских протестах 2020-го года, но по факту – это киносновидение. Парадоксальное сочетание фантазии и документалистики, политики и поэзии. Центральный образ фильма – фигура в красной мантии, маске и своеобразной тиаре, богиня сна и надежды – Красная Королева, вызванная детьми и коллективным бессознательным белорусского народа. Историями и голосами реальных девушек она борется с темным властелином, который так и не появляется в кадре. И проигрывает ему. 

Это не первый фильм Кулак, созданный за счёт пересечения документальной реальности и мира игрового кино, но первый, созданный режиссеркой без соавторов. И он же – самый недвусмысленный по авторскому посылу. 

Повестка

Или как рассказать о глобальной проблеме

Социальная дилемма / The Social Dilemma
Джефф Орловски
документальный фильм с элементами игрового кино, 2020  

Орловски исследует социальные сети и интересы тех, кто за ними стоит – с любопытством и зоркостью режиссера-документалиста и журналистской въедливостью. Он открывает зрителю новый дивный мир, где по ту сторону мобильных приложений обнаруживается целая сеть манипуляций, тотальная зависимость пользователей и большая история – захватывающая и безнадежная. 

Неудивительно, что этот фильм часто называют одним из важнейших для нашей эпохи, расщепленной на онлайн и офлайн, реальных людей и их виртуальные образы. 

Вознесение / Ascension
Джессика Кингдон, Кира Саймон-Кеннеди, Нэйтан Трусделл
документальный фильм, 2021 

Каким бы ни было ваше представление о Китае и парадоксальных процессах, происходящих в нем, этому фильму будет чем его дополнить. Создатели и создательницы картины пристально рассматривают бытовые, поведенческие и классовые последствия китайского экономического чуда. Китайскую элиту, которая в сопровождении дворецкого учится есть банан вилкой и ножом, женщин, собирающих на конвейере силиконовые секс-куклы, все блеск и нищету великой «китайской мечты». 

Фантастические, абсурдные образы экранной Поднебесной оценили и критики – в 2022 году фильм боролся за Оскар в номинации «лучший документальный фильм». 

Этот дождь никогда не закончится
Алина Горлова
документальный фильм, 2020 

Главный герой картины – Андрей Сулейман – беженец из Сирии, работающий волонтером в Донецке и Луганске. Мы видим, как он помогает людям на линии разделения, едет проведать родителей, развозит гуманитарную помощь, расстается с девушкой, отправляется на конференцию. Несмотря на чередования мирной и военной жизни, кажется, что судьба ведет Сулеймана от одной войны к другой, от одних страшных последствий к другим. И путь этот, сопровождаемый в кадре бесконечным дождем, похоже никогда не закончится. 

Россия 

Или как понять страну

Куда мы едем?  
Руслан Федотов 
документальный фильм, 2021

Документалист Руслан Федотов в течение года наблюдал за жизнью одного из самых таинственных и одновременно обыденных мест России: московского метро. Дед Мороз и его монолог о Достоевском, мрамор и золото вестибюлей, ВДВ-шники в одном вагоне с пехотинцами USA, светильники из горного хрусталя, буферная зона переходов и ни капли естественного света – Федотов раскрыл удивительную мизансцену внешней и внутренней жизни российского общества. 

Котлован
Андрей Грязев
документальный фильм, 2020

Формат found footage обычно используют в хоррорах, где, согласно канону, «найденная пленка» остается от погибших или пропавших людей. Грязев, хоть и использовал для монтажа ролики, найденные в YouTube, не отошел от традиции и смонтировал настоящий фильм ужасов – в кадре жители России обращаются к президенту. Просьбы, мольбы, претензии, пожелания немедленно отправиться на известные буквы – перед нами фантасмагорическое, абсурдное панно реальных настроений в России последних лет. Как и в «Котловане» Платонова, к которому отсылает автор, бытовые истории здесь вырастают до могучих, страшных и отрезвляющих символов.  

Расторгуев / Rastorhuev
Евгения Останина 
документальный фильм, 2021 

Фильм-портрет о, пожалуй, самом провокационном и свободном российском документалисте Алексадре Расторгуеве. Смонтировала его вдова Евгения Останина. В кадре – отрывки фильмов и домашних записей, страстные монологи, съемки. В том числе одной из самых страшных и загадочных работ Расторгуева: фильма, в котором он вместе с актерами «Гоголь-центра» инсценировал предполагаемую смерть сына с участием его реального пожилого отца.

Этот фильм – максимальное приближение к спорному и завораживающему расторгуевскому методу. И ему самому – человеку, который с пеной у рта объяснял студентам: «любой человек должен получить онтологическую прописку, онтологический статус». «Вся документальная работа — работа по спасению человечества».