12 фильмов и сериалов для знакомства с современным доком
Это подборка документальных фильмов и сериалов, отобранных по двум критериям: все они сняты не позднее 2020 года и либо стали экстраординарно популярными, либо были отмечены экспертным сообществом на важнейших кинофестивалях (IDFA, Канны, Роттердам, Артдокфест). Либо и то, и другое.
Мы выбрали 12 картин разных форматов, школ и технологий производства, чтобы вы могли увидеть разный док.
Для удобства мы разбили список на четыре категории:
Взгляд. Или как рассказать историю по-новому.
Герой. Или как раскрыть необычный характер.
Повестка. Или как рассказать о глобальной проблеме.
Россия. Или как понять страну.
Приятного просмотра!
Взгляд
Фильм-открытие Роттердамского фестиваля 2022 года, «Малинцин 17» снят режиссером Эухенио Полговски за 8 дней из окна его собственной квартиры (задолго до появления «карантинного кино»). В кадре – линия электропередач и вьющий на ней гнездо голубь. Пятилетняя дочь режиссера засомневалась в том, что птица реальна: наверное, это робот, иначе зачем живому существу строить свой дом именно здесь?
Полговски скончался в 2017 году, а отснятый им материал через несколько лет смонтировала сестра режиссера Мара, превратив трогательное домашнее видео и случайное наблюдение за миром птиц в большое кино о любви.
Полезные советы от Джона Уилсона / How to with John Wilson
Джон Уилсон
Документальный сериал, 2020
Режиссер Джон Уилсон бродит по улицам Нью-Йорка и подсматривает за окружающей его жизнью: прохожими, архитектурными нелепостями, туристами, неожиданными идеями заговора. Он иронично инспектирует видимую им реальность, выискивая полезные советы и экзистенциальные ответы – для зрителя и себя самого.
Параллельно Уилсон показывает, что для глубины повествования кинематографу вполне хватает формы забавного видео-эссе, смонтированного с легкостью влога.
Гунда
Виктор Косаковский
документальный фильм, 2020
Классик документального кино Виктор Косаковский на этот раз намеренно игнорирует антропоцентричный угол зрения с привычными нам диалогами, музыкой, сложной драматургией и игрой актеров. Вместо этого он предлагает зрителям безмолвное созерцание жизни свиньи по имени Гунда, ее поросят и сожителей: кур и коров.
«Гунда» подключает зрителей к эмоциональным вибрациям чуждого им мира. И при этом внятно и глубоко рассказывает о этичном отношении к животным.
Герой
Или как раскрыть необычный характер
Эрик Гуд, Ребекка Чайклин
документальный сериал, 2020
Наверняка вы хотя бы слышали об этом сериале. Но если нет, вас ждет разудалое путешествие в историю-мечту любого документалиста!
«Tiger King» – это остросюжетное шоу о заводчике тигров (и молодых мальчиков) из Оклахомы по имени Джо Экзотик. Он называет себя «гей-реднек с пушкой», соседствует с не менее эксцентричными конкурентами (например, основателем секты) и одержимо воюет с заклятым врагом: правозащитницей Кэрол Баскин, предположительно скормившей тиграм своего мужа. Сериал длится два сезона, охватывает 20 лет жизни этого поразительного коммьюнити и полностью отвечает заявленному в названии «убийства, хаос и безумие».
Это настоящее документальное расследование, инициированное норвежской девушкой по имени Сесилия Феллха. Ее, наряду с двумя другими героинями фильма, очаровал, а после оставил в сумасшедших долгах один и тот же (не)удачный свайп влево: Саймон Леваев. Поначалу герой притворялся «израильским миллиардером», а после разыгрывал остросюжетную постановку в лучших традициях бондианы: он не мог снять деньги со своих счетов и нуждался в финансовой помощи.
После выхода фильма Леваеву (настоящее имя: Шимон Йегуда Хают) пришлось публично заявлять о невиновности. Tinder заблокировал его аккаунт.
Формально «Мара» – фильм о белорусских протестах 2020-го года, но по факту – это киносновидение. Парадоксальное сочетание фантазии и документалистики, политики и поэзии. Центральный образ фильма – фигура в красной мантии, маске и своеобразной тиаре, богиня сна и надежды – Красная Королева, вызванная детьми и коллективным бессознательным белорусского народа. Историями и голосами реальных девушек она борется с темным властелином, который так и не появляется в кадре. И проигрывает ему.
Это не первый фильм Кулак, созданный за счёт пересечения документальной реальности и мира игрового кино, но первый, созданный режиссеркой без соавторов. И он же – самый недвусмысленный по авторскому посылу.
Повестка
Или как рассказать о глобальной проблеме
Джефф Орловски
документальный фильм с элементами игрового кино, 2020
Орловски исследует социальные сети и интересы тех, кто за ними стоит – с любопытством и зоркостью режиссера-документалиста и журналистской въедливостью. Он открывает зрителю новый дивный мир, где по ту сторону мобильных приложений обнаруживается целая сеть манипуляций, тотальная зависимость пользователей и большая история – захватывающая и безнадежная.
Неудивительно, что этот фильм часто называют одним из важнейших для нашей эпохи, расщепленной на онлайн и офлайн, реальных людей и их виртуальные образы.
Джессика Кингдон, Кира Саймон-Кеннеди, Нэйтан Трусделл
документальный фильм, 2021
Каким бы ни было ваше представление о Китае и парадоксальных процессах, происходящих в нем, этому фильму будет чем его дополнить. Создатели и создательницы картины пристально рассматривают бытовые, поведенческие и классовые последствия китайского экономического чуда. Китайскую элиту, которая в сопровождении дворецкого учится есть банан вилкой и ножом, женщин, собирающих на конвейере силиконовые секс-куклы, все блеск и нищету великой «китайской мечты».
Фантастические, абсурдные образы экранной Поднебесной оценили и критики – в 2022 году фильм боролся за Оскар в номинации «лучший документальный фильм».
Главный герой картины – Андрей Сулейман – беженец из Сирии, работающий волонтером в Донецке и Луганске. Мы видим, как он помогает людям на линии разделения, едет проведать родителей, развозит гуманитарную помощь, расстается с девушкой, отправляется на конференцию. Несмотря на чередования мирной и военной жизни, кажется, что судьба ведет Сулеймана от одной войны к другой, от одних страшных последствий к другим. И путь этот, сопровождаемый в кадре бесконечным дождем, похоже никогда не закончится.
Россия
Или как понять страну
Документалист Руслан Федотов в течение года наблюдал за жизнью одного из самых таинственных и одновременно обыденных мест России: московского метро. Дед Мороз и его монолог о Достоевском, мрамор и золото вестибюлей, ВДВ-шники в одном вагоне с пехотинцами USA, светильники из горного хрусталя, буферная зона переходов и ни капли естественного света – Федотов раскрыл удивительную мизансцену внешней и внутренней жизни российского общества.
Формат found footage обычно используют в хоррорах, где, согласно канону, «найденная пленка» остается от погибших или пропавших людей. Грязев, хоть и использовал для монтажа ролики, найденные в YouTube, не отошел от традиции и смонтировал настоящий фильм ужасов – в кадре жители России обращаются к президенту. Просьбы, мольбы, претензии, пожелания немедленно отправиться на известные буквы – перед нами фантасмагорическое, абсурдное панно реальных настроений в России последних лет. Как и в «Котловане» Платонова, к которому отсылает автор, бытовые истории здесь вырастают до могучих, страшных и отрезвляющих символов.
Фильм-портрет о, пожалуй, самом провокационном и свободном российском документалисте Алексадре Расторгуеве. Смонтировала его вдова Евгения Останина. В кадре – отрывки фильмов и домашних записей, страстные монологи, съемки. В том числе одной из самых страшных и загадочных работ Расторгуева: фильма, в котором он вместе с актерами «Гоголь-центра» инсценировал предполагаемую смерть сына с участием его реального пожилого отца.
Этот фильм – максимальное приближение к спорному и завораживающему расторгуевскому методу. И ему самому – человеку, который с пеной у рта объяснял студентам: «любой человек должен получить онтологическую прописку, онтологический статус». «Вся документальная работа — работа по спасению человечества».