«Обманутый зритель»: как делать интригующие тизеры и трейлеры
Может ли хороший тизер привести зрителей на плохой фильм? Чем тизер отличается от трейлера, что такое спот? На эти и другие вопросы ответил Руслан Исаев, режиссер монтажа, куратор подготовительного курса «Монтаж с нуля» и преподаватель на программе «Режиссура монтажа».
Трейлеры, тизеры и споты: в чем отличия?
Тизер — от английского слова tease, «дразнить». Это короткий ролик, главная цель которого — показать красивые кадры, заинтриговать. Если в фильме есть графика, нужно обязательно показать графику, чтобы впечатлить зрителя.
Споты — это ролики на 15-20 секунд для телевидения или соцсетей. Споты бывают телевизионными и актерскими. ТВ-спот — это, по сути, короткий трейлер для телевидения. Актерский спот — это ролик про конкретного героя, который актер может выложить в свои каналы для продвижения.
Примеры ТВ-спотов к сериалу «Нулевой пациент», режиссер монтажа Руслан Исаев:
Примеры актерских спотов, режиссер монтажа Руслан Исаев:
«Триггер»
«Последний Министр»
«Нулевой пациент»
Трейлер — это самый длинный из форматов по хронометражу. Трейлер выходит за два-три месяца до даты выхода фильма и должен напомнить зрителям о релизе. В нем нужно дать больше информации: рассказать сюжет без спойлеров, показать главного героя и какой его ждет конфликт.
Как устроено производство трейлеров и тизеров.
Основная цель тизера — просто сказать, что проект существует и он готовится. Он чаще всего выходит, когда основной продукт еще в процессе съемок. Большинство кинопроектов снимаются не с первой сцены по порядку, а так, как удобнее по локациям, расписанию и так далее. Поэтому режиссеру монтажа трейлера могут отдать много разнородного материала, чтобы делать тизер. В нем может не быть сюжета и особенного смысла, просто красивая нарезка, анонс даты выхода, напоминание о проекте.
Затем, за два месяца до релиза должен выйти трейлер. Его создают, когда фильм находится на этапе монтажа или уже смонтирован. В это время уже становится понятна сюжетная линия, материалов много, можно собрать из этого последовательную историю. Если говорить про тизеры и трейлеры для ТВ-проектов, там все намного проще. Фильмы, сериалы, концерты — материалы приходят уже готовые, их нужно просто нарезать и фрагментами рассказать историю.
Вне зависимости от того, какой формат и хронометраж мы выбираем, задача у них одна — продать проект. В любом формате нужно суметь рассказать историю без спойлеров, накрутить интригу, если возможно — обмануть зрителя. В нашей работе нет ничего более крутого, чем обманутый зритель. Самому зрителю это тоже дает приятное послевкусие: если он получит не то, что ожидает, это совсем другие эмоции. Например, если вам обещали на день рождения подарить Ладу Веста, а подарили Bentley, что вы почувствуете?
Бывают и обратные ситуации. Я делал промо-ролики для проекта «Место под солнцем». После выхода 27 серии ко мне подошла коллега из рекламы, потому что к этому эпизоду тизер делал я. Она сказала: «Я посмотрела ролик, мне он очень понравился, стало интересно, появилась интрига. Но когда я посмотрела серию, она оказалась не такой захватывающей».
Если сам проект: фильм, сериал, — не понравится зрителю, это уже не наша ответственность. Наша работа — сделать промо, которое приведет зрителей. Дальнейшая судьба проекта — ответственность его создателей: от сценариста до съемочной группы.
Напоминаем, что набор на программу «Режиссура монтажа» открыт.