Современные режиссеры: Кантемир Балагов

Студенты программы «Практическая кинокритика» в рамках модуля «Кино ХХI века» разбираются в особенностях современного киноязыка и знакомятся со спецификой кинематографа разных стран.

Вместе с куратором программы «Практическая кинокритика» и интенсива «Современное кино» Всеволодом Коршуновым начинающие кинокритики подготовили серию статей на тему: «Современные режиссеры, за которыми будущее кинематографа».

Мы постепенно будем делиться с вами материалами. Присоединяйтесь к сообществам МШК в VK и Telegram.


Сергей Колесов


Кантемир Балагов — тридцатилетний выпускник мастерской Александра Сокурова, родом из Нальчика, имеет в своем активе несколько короткометражек, а также два полнометражных фильма, над которыми работал и как сценарист, и как режиссер. Оба фильма получали призы на престижных международных фестивалях.

Полнометражные фильмы «Теснота» и «Дылда» представляет нелегкое и мрачное зрелище. При этом после просмотра появляется ощущение эйфории, которое возникает всякий раз, когда понимаешь, что прикоснулся к настоящему, искреннему, пускай не всегда совершенному — но все же искусству — актуальному и необходимому, как горькое, но эффективное лекарство. Оба фильма замечательны уже тем, что представляют редкую для нашего кино попытку рассказать о жизни во всей ее полноте, абсолютно ничего не скрывая. 


И тот и другой переносят нас в прошлое — «Теснота» в Нальчик конца 90-х, «Дылда» — в послевоенный Ленинград. Режиссер непривычно откровенно, слишком смело для нашего осторожного времени говорит о теневой стороне жизни — о тех тяжелых проблемах, которые переходят из поколения в поколение и продолжают жить с нами. О них стараются не вспоминать и часто замалчивают, оставляют их решение на когда-нибудь, на «потом». И в этом смысле Кантемир Балагов, конечно, режиссер будущего, хотя и может скрываться за историческими декорациями. 


В самом деле — «Теснота» говорит о межнациональных отношениях, о том, что значит принадлежать к своему племени, а также о войне и терроре; об архаике и современности, перепутанных и нередко неразличимых в нашей жизни. Фильм рассказывает и об удушающей родительской любви, и проблемах отцов и детей, которые вынуждены жить друг с другом в ограниченном, тесном пространстве. При этом единственное, что остается — это задыхаться от агрессивного непонимания друг друга. 


Одна из двух героинь фильма «Дылда» буквально соответствует названию — неприкаянная, контуженная фронтовичка, нездоровая до такой степени, что ее болезнь в какой-то момент приводит к трагедии. Однако взаимоотношения двух молодых женщин, физически и морально искалеченных войной — не единственная тема фильма. Здесь и вопрос выбора — кого взять в спутники жизни; и во что превращается любовь, если сил любить больше не осталось. А также, на что нужно решиться, чтобы стать матерью, особенно если все против тебя и даже отказывает собственное тело. 


Сейчас Кантемир Балагов занят на съемках нескольких эпизодов сериала HBO по мотивам игры «Одни из нас». При этом действие происходит в будущем, в постапокалиптической Америке. Опять режиссеру придется оперировать материалом вне своего времени, хотя и сложно представить, что в фокусе его интересов может быть что-то более важное, чем скрытая, неявная сторона жизни, а также запутанные, никогда до конца не решаемые проблемы взаимоотношений между людьми. Обо всем этом он с таким мастерством уже рассказывал в своих предыдущих фильмах.


Если вы мечтаете разбираться в особенностях современного киноязыка, узнать специфику кинематографа разных стран и получить системные знания о мировом кинематографе 21 века, приобрести навыки профессионального киносмотрения и анализа фильмов, приглашаем вас на интенсив «Современное кино», старт обучения 6 апреля.

Подробнее о программе «Практическая кинокритика».   


Другие новости

Как делают спецэффекты в кино
Сколько зарабатывают кинематографисты в России? Исследование Кинопоиска и Московской школы кино
Профессия шоураннер: кто это такой и как им стать
Профессия композитор: кто это такой и как им стать
Профессия сценарист: кто это такой и как им стать
Профессия продюсер: особенности, требования, перспективы
Профессия звукорежиссера или как стать востребованным специалистом в видеовизуальной индустрии
Профессия художник-мультипликатор: особенности, требования, перспективы
Зачем учиться кино и как попасть в индустрию
Илья Демин: «Хороший оператор - немного режиссер, художник, сценарист и актер»
Профессия режиссер или как стать главным человеком на съемочной площадке
Как стать актером: разбираемся в требованиях, преимуществах и стратегии получения профессии мечты
Стать оператором в кино не легче, чем стать врачом. Разбираемся почему.
От искусства построения диалогов до дневника Дарденнов: «Подписные издания» рекомендуют книги о сценарном мастерстве
Кинокарьера: Кирилл Папин о том, как стать актером и сняться в полном метре на первом году обучения.
Интервью с программным директором Большого фестиваля мультфильмов Марией Терещенко
Интервью с режиссером Владимиром Мункуевым
Наши кураторы – о личных находках и любимых фишках в кино, мультфильмах и индустрии
Зачем режиссерам играть в видеоигры, художникам – уметь готовить и почему нам с вами больше не надо выбирать 1 карьеру на всю жизнь?
Кинокарьера: Корней Гнатюк о решении стать оператором, работе с кадрами и важности коммуникации

×