«Нужно любить профессию и много работать»: Елизавета Шмакова о профессии кастинг-директора и агента
О том, какие мягкие навыки нужны кастинг-директору и агенту, чего ждать начинающим профессионалам в индустрии и в чем может помочь образование — читайте в интервью преподавателя интенсива «Кастинг-директор» Елизаветы Шмаковой и отзывах выпускниц.
«Выход в индустрию — это опыт, ошибки, работа с людьми»
Выпускницы первого потока интенсива «Кастинг-директор» довольно бодро вошли в индустрию. Я думаю, что это их сила воли, их напор, желание. Выпускницы второго потока создали агентство «Не агентство». Это три кастинг-директора, которые ищут актеров для клипов и рекламы. Только за время обучения они отработали более 40 короткометражек. Они наработали контакты, отточили мастерство, потому что очень этого хотели. Когда мы действительно чего-то хотим в жизни, если мы понимаем, что это профессия мечты, если этот человек или город — наша судьба, то мы делаем все возможное. Нужно просто много и упорно работать.
«Если вы хотите идти в профессию, вы должны четко знать: почему?»
Почему кастинг-директор, а не агент? Почему не режиссер? Почему не сценарист? Вы должны отдавать себе отчет, что кастинг-директор и агент — это закулисная работа. Вы никогда не будете на красной дорожке. Вас иногда могут забыть указать в титрах. Это большая проблема, о которой даже мои зарубежные коллеги говорят. Безусловно обидно, ты иногда можешь придумать весь концепт картины, а тебя могут просто забыть. И ты просто идешь готовить следующую картину. Нужно любить профессию и много работать, чтобы добиться успеха.
«Дисциплина — одно из самых важных качеств в кинематографе»
Наша индустрия не очень доброжелательная, но она развивается. Я иногда сталкиваюсь с продюсерами, которые не все умеют и понимают, их порой нужно чему-то учить. Режиссеры не всегда могут правильно сформулировать, чего они хотят. Говорят: «Чего-то остренького» — но у каждого режиссера понимание «остренького» свое. С течением лет, с опытом, вы начнете разбираться, что каждый из них имеет в виду. В определенный момент вы сможете без всяких просьб от режиссера принести ему кастинг, который он одобрит с первого раза, потому что вы уже знаете, чего он хочет.
Так как вы работаете с творческими людьми, не всегда они могут быть дисциплинированы, а дисциплина — это одно из самых важных качеств в кинематографе. Талант и восторг — это замечательно, но к производству не имеет никакого отношения.
«У агентов все артисты — хорошие»
Мне часто приходится объяснять, почему кастинги оказываются закрытыми. На своей странице в Facebook и Instagram* я всегда пишу о своих проектах. Например, недавно у меня был большой танцевальный кастинг, я написала: «Ищу танцовщиков, 28-35 лет». Как вы думаете, что я получила на почту? Мне писали люди старше этого возраста, младше, писали «я не танцую, но я попробую», куча откликов от агентов, в представлении которых их клиенты умеют танцевать. Это сильно затягивает работу, а за мной стоят режиссер и три продюсера, которые не понимают, почему до сих пор нет артистов.
Я как кастинг-директор ищу людей по определенным навыкам и признакам. Я не могу сказать, что мне нужна хорошая артистка, тем более, что у агентов все — хорошие. В ответ на четкий запрос мне присылают кандидатуры, которые не подходят, просто «на всякий случай».
«Сила агента — в краткости и точности»
В нашей работе бывает, что посреди ночи режиссер понимает, чего он хочет и наутро ему нужен конкретный актер. Если я пишу агенту, и он не знает график своего артиста и где он вообще, такой агент мне не нужен.
Агент должен знать, где находится его артист, если нужно — разбудить его и отправить на пробы, чтобы не проспал. Сила агента в краткости и в точности.
Я с уважением отношусь к профессии агента, потому что сама прошла через нее и понимаю: это тяжело. В работе нужны терпение, усидчивость, умение сконцентрироваться, держать много информации в голове. Также важно быть образованным человеком и смотреть кино, в том числе российское. Иначе вас просто никто не допустит до диалога с продюсером. Когда я читаю интервью зарубежных коллег, я вижу, что агенты там разбираются в драматургии, в истории кино, в производственном процессе. У нас же половина агентов в принципе кино российское не смотрит. Но ведь это наша работа, без базовых знаний за столом переговоров с продюсерами, режиссерами вам делать нечего, вы просто не сможете поддержать разговор.
«Агенты-поклонники мешают артистам»
Некоторые агенты приходят в менеджмент артистов из стана поклонников. Сегодня они носят актерам кофе и цветы, а завтра становятся агентами. Но нужно помнить, что все-таки это профессия и это работа. Любить артистов важно, но быть поклонником — это другое и это может сильно мешать артисту развиваться. Агент-поклонник не может помочь артисту, он только будет говорить: «Какой ты великий». Хотя, возможно, артисту пора что-то менять: они переходят в другой статус, в другой возраст, нужно искать другой актерский вектор. Нужно уметь вести клиента по этому пути.
«Сделайте ваших артистов видимыми»
Чтобы продвигать артистов, у вас должен быть сайт, ваши артисты должны быть зарегистрированы на всех профессиональных интернет-платформах: «Кинолифт», Spotlight, IMDb. Не ждите быстрых результатов, артист — это инвестиция. Сначала нужно вложиться в то, чтобы он стал видимым, а дивиденды вы будете получать через 3-5 лет.
Если ваш артист умеет что-то делать лучше других, об этом все должны знать. Игра на гитаре, немецкий или французский язык, катание на коньках, на лошади — все это нужно добавить в профайл, обновлять видеовизитки.
«Молодым режиссерам нужны единомышленники»
Сейчас индустрия активно развивается, у нас появляются стриминговые платформы, производство, рынку нужны специалисты, чтобы была конкуренция, чтобы индустрия обновлялась. Несмотря на пандемию, мы очень много работаем за границей. Все артисты, которые хоть как-то говорят на английском языке, получают работу во Франции, Лондоне, Шотландии. Мы стали много коммуницировать, границы стираются, слава богу.
Сейчас приходит новое поколение молодых режиссеров, которым нужны единомышленники: они хотят работать с людьми, которые их понимают, живут с ними в одном контексте, могут говорить на одном языке.
Юлия Баранова, выпускница интенсива «Кастинг-директор»:
«Я училась на втором потоке и, благодаря обучению, уже в апреле основала свое актерское агентство. Елизавета направляла и корректировала меня. Благодаря интенсиву, я быстро нашла юриста, с которым сотрудничаю до сих пор. Интенсив дал мне базу, но нужно добирать специфические знания. Для тех, кто выберет эту профессию, могу сказать: придется обучаться всю жизнь».
Основы мастерства кастинг-директора и актерского агента Елизавета Шмакова и другие преподаватели расскажут на интенсиве «Кастинг-директор». Участники научатся проводить актерские пробы, пользоваться сервисами по поиску актеров, поймут специфику кинопроизводства.
Узнать подробнее и записаться.