Правила жизни: Олег Сироткин

Московская школа кино
Сценарист кино и TV и куратор программ «Сценарное мастерство» и «От идеи до заявки» Олег Сироткин поделился своими принципами, которым он следует в работе и жизни.



1. Искать тысячу возможностей, а не тысячу причин

Есть большая разница между тем, когда человек ищет способ достичь результата, и когда ищет повод, чтобы убедить себя и окружающих в том, что это невозможно. 

Недостижимого практически не существует. Это всегда вопрос цены. Готовы ли вы заплатить временем, готовы ли вложить все силы в задуманное? Вы всегда заключаете сделку: ставите цели, а потом примеряетесь к цене. 

Мне нравятся упертые, целеустремленные люди, готовые многое поставить на кон ради достижения мечты. Важно отметить: то же самое делает протагонист в художественном фильме: он ищет эту самую тысячу возможностей, а не причины отступить от задуманного.

2. Чтобы стать хорошим сценаристом — нужно быть сердцеведом 

Под этим словом я подразумеваю способность видеть внутренние мотивы людей. Талантливый сценарист способен наделить персонажей скрытыми мотивами поступков. Почему люди говорят одно, а делают другое, что именно заставляет их принимать решения, и что приводит к тому или иному последствию. В то же время он способен увидеть их в реальной жизни. Ничего не случается просто так. Все, что происходит с человеком, имеет скрытую причину. Даже болезнь. Даже несчастный случай. Знаком качества вашего сценария будет то, насколько тонко вы считываете действия людей: например, можете увидеть в благородном поступке скрытую корысть, а в предательстве скрытые причины, вынудившие человека пойти на это.  

Как этому научиться? Пожалуй, только признав для себя, что люди — это ваша главная ценность. Сердцевед всегда предпочтет живой разговор общению в сети. Он заходит в вагон метро и смотрит на людей, а не на экран своего гаджета. Человек — это не изображение на мониторе. Это совокупность всего: поступков, мыслей, внешнего вида и наконец энергии, которую он источает. Общаясь вживую, вы воспринимаете человека во всей полноте. 

Если вы действительно хотите стать сценаристом, подумайте, любите ли вы людей настолько, чтобы интересоваться ими больше, чем всем остальным в Мире. Многие хотя стать сценаристами только потому что этот труд хорошо оплачивается. На людей им плевать. Это ошибка. Большого успеха они не добьются.  


3. Гуманизм — главная ценность художественного произведения

Искусство гуманитарно по своей сути. Оно позволяет говорить на одном языке людям разных стран, социальных сословий, менталитета. Искусство показывает глубину взаимоотношений людей и учит нас смотреть на мир с разных ракурсов. Катарсис как ключевая ценность драматического произведения — очищение души через сострадание вымышленным персонажам — послушайте, это действительно крутая идея.   

4. Уважение и к жанру, и артхаусу

Для меня жанровое кино и артхаус — это как правое и левое легкие искусства.  Кто пренебрегает арт-хаусом, считая, что только жанровое кино имеет ценность — сильно заблуждаются. Арт-хаус — это локомотив кинематографа. Энтузиасты, нередко на голом энтузиазме, снимают малобюджетные фильмы, экспериментируя с формой, сюжетом, структурой, киноязыком. Лучшее из найденного прибирает к рукам мэйнстрим. Коммерческое кино — это вагончики, которые тащит за собой локомотив. 

Хороший пример — Квентин Тарантино и его «Бешеные псы»: он перемолол каноническую структуру фильма, поставил всё с ног на голову. Создал историю без любовной линии. Наполнил ее жестокими бескопромиссными персонажами, которые говорят живым достоверным вульгарным языком. В итоге его фильм стал сенсацией, событием в мире кино. После чего появился жанр: «криминальная драма в стиле Тарантино».

Конечно не весь артхаус использует только уникальные и удачные идеи, есть фильмы, бессмысленно эксплуатирующие насилие и запретные темы. Но это не умаляет достоинство эксперимента.

Жанровый фильм для меня тем, что работает с психологией большой группы людей. Требуется серьезный профессиональный навык, чтобы сделать увлекательную историю для широкой истории. Современный человек приходит в кинотеатр, как в эмоциональный ресторан. Мы видим расписание фильмов и решаем, что мы хотим «съесть»: стейк из крови и страха, супчик из слёз и милоты или сладкий десерт из смеха.

В жанровом кино между зрителем и сценаристом заключается определенная конвенция, договоренность. Зритель, читая название жанра, получает гарантию: именно то блюдо, какое он заказал, ему и подадут. Если вам в ресторане вместо стейка принесут безе, покрашенное как кусок мяса, вы разозлитесь, не правда ли? Так поступает артхаус. Но мы за это его и любим. 


5. То как вы умеете жить  это то, как вы умеете писать

Есть знак равенства между тем, что представляет собой писатель, и что представляет его история. 

Когда вы будете писать историю, то рано или поздно дойдете до точки, в которой вашему герою нужно будет сделать что-то неожиданное. Протагонист — это всегда человек, который делает нечто невозможное, что неспособно сделать большинство, потому он становится героем истории. Так вот: вы не сможете найти для него идею, если сами не способны на что-то необычное.

Если вы живёте банальной жизнью и погружены в десятки нерешенных проблем, поверьте, ваши герои будут проживать такую же серую жизнь. Это не значит, что оригинальные люди пишут оригинальные тексты. Бывает по-разному. Факт в том, что талант проявляет себя во всех сферах. Талант — это энергия. Человек, способный мыслить оригинально на бумаге, как правило, способен оригинально поступать в жизни. А значит, тренируя навык нестандартных поступков, вы на самом деле, развиваете свой талант. 

6. Будьте клиническими оптимистами

Сценарный труд — один из самых сложных в Мире, на мой взгляд. Вы должны придумать вселенную проекта, родить персонажей, сочинить историю про них и все это записать живым литературным языком. Но это не все: вам надо найти людей, которым ваш проект будет интересен, а затем постараться выжить, когда вас вынудят вносить бесконечные правки. И если вас отстранят от проекта и передадут его другому автору, вам надо утереться, и взяться за новый труд. Это правда трудно.

На пути автора много сложностей. Главная из которых — зависимое положение от многих людей производственной цепочки. Нередко вам говорят субъективные, несправедливые вещи о проекте и вашем таланте. Чтобы все это выдержать нужно быть... клиническим оптимистом.

Подробнее о программе «Сценарное мастерство».
Подробнее об подготовительном курсе «От идеи до заявки».

×